Долгая дорога домой. Будет ли Казахстан заниматься возвращением культурных ценностей? 00:40 10.10.2002
В настоящее время в хранилищах и музейных фондах России и дальнего зарубежья находятся сотни, если не тысячи, предметов, представляющих культурную и историческую ценность, которые когда-то были вывезены из Казахстана. Это не только памятники народного прикладного искусства - национальные костюмы, юрты, предметы интерьера и быта, но и ювелирные украшения из золота, серебра и камней, многие из которых датированы III-V веками. Известно, что так называемая коллекция Чиликтинского клада, найденная в Восточном Казахстане, хранится в фондах Эрмитажа. Там же находится каменная плита с посланием Тамерлана о его походе 1391 года против хана Золотой орды Тохтамыша, обнаруженная на горе Алтыншока (Центральный Казахстан). Поныне остаются на территории России 380 скелетов древних казахов, а также черепа последнего казахского хана Кенесары Касымова и Кейке батыра.
Все эти реликвии в разные исторические периоды были вывезены с территории современного Казахстана в качестве военных трофеев, подарков казахских султанов русским офицерам. В их числе вышитый шелком замшевый халат - дар отца Чокана Валиханова Чингиса. Немалая часть была попросту разграблена во времена присоединения Казахстана к России, когда в степь хлынул поток промышленников, купцов, краеведов. Все самое крупное и ценное, полученное в результате раскопок, вывозилось из страны. Именно к этому периоду относится расцвет так называемой черной археологии, когда была разграблена основная масса курганов. В советское время на территории Казахстана работала археологическая экспедиция Академии наук СССР, и все материалы раскопок вывозились и оседали в хранилищах Омска, Москвы и Ленинграда. Общеизвестный факт - уже в годы независимости на западе Казахстана был найден еще один "золотой человек". Поговаривают, что его нелегально вывезли из страны и продали за границу в чью-то частную коллекцию.
Сейчас сказать о том, сколько же всего было вывезено из Казахстана ценных вещей и предметов, невозможно. Ученые, занимающиеся изучением истории Казахстана, сами затрудняются ответить на этот вопрос. У всех ответ один: "Много".
Список Маргулана
Список вывезенных из Казахстана исторических ценностей известного ученого-археолога Алькея Маргулана считается наиболее полным. Именно он был представлен правительству Казахстана учеными из Института истории и этнологии им. Чокана Валиханова Академии наук РК. Всего в нем значится 243 предмета, находящихся в данное время в российских музеях. Многие предметы списка упоминаются в казахских энциклопедиях. Однако вряд ли даже этот реестр может претендовать на полноту. Так, в нем не указаны уникальные бронзовые подсвечники из мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, отлитые по заказу Тамерлана в Иране и относящиеся к ХIV веку. Историки утверждают, что в данное время подсвечники находятся в Лувре. Каким образом они оказались во Франции, неизвестно. Возможно, были "забыты" там после очередной выставки или - что тоже не исключено - вывезены нелегально. Есть информация, что в музеях Германии и Китая хранится немалая часть рукописей и документов, касающихся историко-культурного наследия Казахстана. Молчит история и относительно каменных львов, украшавших ворота знаменитого караван-сарая Белеулы на территории современной Каракалпакии, на плато Устюрт.
- Этот уникальный памятник практически единственный из сохранившихся караван-сараев, - говорит заведующий отделом этнологии Института истории и этнологии АН РК, доктор исторических наук Серик Аджигалиев. - Он находится как раз в кочевничьих ареалах и упоминается в наших энциклопедиях. До середины 80-х годов каменные львы находились на месте, затем бесследно исчезли.
Казахстанские ученые неоднократно предпринимали попытки вернуть ценности, однако ни одна из них не увенчалась успехом. Лишь однажды - ученые называют этот случай беспрецедентным - Казахстану была возвращена его историческая реликвия. В 1989 году мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане был возвращен Тайказан - огромный ритуальный котел, отлитый из семи благородных металлов в 1399 году. Высота казана - 1,62 метра, диаметр - 2,42 метра, а вес - 2 тонны. Его поверхность украшена растительным орнаментом и выписками из священного Корана. В советские годы казан был увезен в Ленинград и долгое время находился там. Реликвия была возвращена благодаря усилиям казахстанских ученых, в частности Алькея Маргулана.
Второй такой случай можно отнести к курьезным. Этот небольшой инцидент двухлетней давности произошел не где-нибудь, а в Астане. Пару лет назад известный в столице памятник архитектуры и зодчества - дом купца Кубрина - в знак дружбы был передан украинскому посольству. Спустя некоторое время, когда дипломаты уже заселились в здание, местные историки спохватились: оказывается, в доме, где до этого находился городской музей, была "забыта" антикварная пушка, относящаяся предположительно к дореволюционному периоду. Но поскольку теперь здание со всеми прилегающими постройками считалось территорией другого государства, вернуть пушку удалось не сразу. И только благодаря усилиям дипломатов пушка нашла свое место среди экспонатов президентского музея.
О необходимости реституции (возврата) исторических ценностей в Казахстан стали говорить только после распада Союза. С середины 90-х годов казахстанские ученые во главе с историком, академиком Манашем Козыбаевым начали активную переписку со своими коллегами из России. В частности, был поставлен вопрос о возвращении головы Кейке батыра, одного из руководителей восстания 1916 года. Известно, что в 1919 году казахский батыр был обезглавлен красноармейцами, и голова в качестве военного трофея попала в Кунсткамеру Петербурга. Российские ученые не возражали против возврата трофея, но потребовали разрешения со стороны государственных органов. Переписка вышла на уровень внешнеполитических ведомств двух стран, однако конкретных результатов так и не принесла. МИД России потребовал заявления от непосредственных потомков Кейке батыра, вскоре таковые действительно нашлись. Но даже после этого Россия отказалась вернуть голову, объяснив это тем, что трофей является собственностью России и отчуждению не подлежит.
Всякий раз, когда речь заходит о реституции исторических ценностей, власти России (а именно в ней находится основная масса казахстанских раритетов) находят отговорки, ссылаясь на свое внутреннее законодательство. Еще в 1995 году Госдума приняла мораторий на вывоз культурно-исторических ценностей. Позже был принят закон, согласно которому все ценности, оказавшиеся в России после 1996 года, "являются достоянием Российской Федерации и находятся в федеральной собственности". И хотя данная норма нарушает международное законодательство в области реституции перемещенных ценностей, никто мораторий отменять не собирается.
- Все эти предметы в большей мере представляют историческую ценность именно для Казахстана, - говорит ученый секретарь Института истории и этнологии АН РК Роза Нурмагамбетова. - Многие предметы прикладного искусства, недвижимые памятники для нашей истории являются знаковыми, они неповторимы, таких экспонатов в казахстанских музеях нет. Наши ученые, побывавшие в Эрмитаже, других музеях России свидетельствуют, что хранение многих из реликвий не соответствует правилам и стандартам их содержания. В таком случае не исключено, что реликвии в скором времени просто погибнут. Мы, ученые, можем только предоставить информацию, но вести переговоры необходимо на уровне правительства.
Известно, что после нескольких обращений казахстанских ученых в правительство тогда еще министр науки и образования Владимир Школьник внес предложение о создании специальной комиссии, которая занималась бы вопросами оценки и возврата культурно-исторических ценностей (не надо путать с комиссией по ввозу и вывозу культурных ценностей). Был предложен состав комиссии, в которую должны были войти известные ученые, историки, археологи и этнографы. Были запланированы специальные экспедиции в Эрмитаж, Государственный музей этнографии Санкт-Петербурга. Даже в программу празднования 200-летия Кенесары Касымова одним из пунктов было внесено торжественное захоронение останков батыра, в частности его головы. Однако после кончины академика Манаша Козыбаева работа приостановилась.
На данный момент комиссия по возврату исторических ценностей так и не создана. Более того, не существует ни одного нормативного документа в этой области. И причины такого отношения к собственной истории непонятны. Либо государство намеренно игнорирует эту проблему, либо у чиновников до этого руки не доходят?
Все дело в законе?
В конце сентября этого года в Москве прошла международная конференция стран Балтии и СНГ по незаконному обороту культурных ценностей, где, кстати, говорилось и о проблеме реституции исторических ценностей.
- Российская сторона в очередной раз отказалась вернуть хотя бы часть казахских реликвий, - говорит главный специалист отдела культурного наследия, библиотечной работы и народного творчества комитета культуры МКИОС РК Нургуль Идрисова. - По результатам конференции принято рабочее соглашение, где было рекомендовано ратифицировать международные акты в области реституции культурных ценностей. Но на сегодня Россия не ратифицировала ни одного договора в этой области. И следовательно, никакие международные обязательства выполнять не собирается.
Некоторые специалисты России полагают, что нежелание федеральных властей вернуть казахские реликвии, в частности череп хана Кенесары, можно объяснить просто. Большинства из них в настоящий момент в России нет, и искать их следует в зарубежных коллекциях. По словам представителя президиума Российской академии наук г-на Забродина, такие трофеи в годы хрущевской "оттепели" из страны вывозились сотнями. Вполне возможно, что многие предметы нелегально переправлялись за океан и после. В таком случае не пора ли нам подключать к этой проблеме международные организации, занимающиеся продажей и скупкой культурных ценностей?
В мире правовые отношения в области перемещенных ценностей регулирует масса законов, конвенций и протоколов, выработанных еще со времен Второй мировой войны. Практика показывает, что проблему реституции невозможно разрешить, оставаясь в рамках только национального правового регулирования. Это та область, где отношения должны регулироваться прежде всего нормами международного публичного права.
У нас таких законов нет. И будут ли они в скором времени - неизвестно. Для этого нужна политическая воля. Чтобы об этом говорили не только наши ученые, но чтобы этой проблемой озаботились и государственные деятели на самом высоком уровне.
Досье
Исторические ценности народного прикладного искусства, находящиеся за пределами Республики Казахстан (список публикуется со значительными сокращениями)
Государственный музей этнографии (г. С.-Петербург):
1 (4). Халат. Замша, вышивка шелком. Дар Чингиса Валиханова. 2 (15). Перстни, серьги, нагрудные украшения. Западный Казахстан. 3 (51). Ларь. Дерево, резьба, роспись. 4 (70). Козы куйрык ер. Седло. Дерево, кожа, кость, металлические бляшки. 5 (79). Шолпы. Накосные украшения. Серебро, штамп, гравировка, филигрань.
Музей антропологии и этнографии РАН (г. С.-Петербург):
6 (143). Ониржиек. Нагрудное женское украшение. Серебро, сердолик, штамп. 7 (144). Алка. Ожерелье из кораллов.
Кунсткамера:
8 (150). Современные посткраниальные скелеты казахов (280 скелетов). 9 (151). Череп Кенесары-хана. 10 (152). Череп батыра Кейке Кокимбаева.
Государственный Эрмитаж:
11 (159). Бляхи. Жанровая композиция "Отдых в пути". IV-III вв. до н.э. 12 (164). Голова лося в пасти волка. Дерево, резьба. Курган Шибе. 13 (168). Подвеска. Бронза, бирюза, нефрит. III-V вв. н.э. 14 (176). Кебене – военный плащ. Войлок, вышивка тамбуром. 15 (177). Парадные мужские халаты, вышитые шелком. Середина XIX в. 16 (178). Каменная пластина с надписью Аксак Темира – Тамерлана.
Государственный исторический музей:
17 (226). Сабля. XVIII век. 18 (227). Тускииз – настенный ковер. Ткань, вышивка, тамбур. 19 (229). Корамсак. Жибе. Колчаны со стрелами. Кожа, тиснение. 20 (232). Саукеле. Свадебные женские головные уборы. Металл, штамп, чеканка.
Омский историко-краеведческий музей:
21 (234). Халат. Дар Чингиса Валиханова. 22 (243). Окшантай. Мужские пояса. Кожа, тиснение, насечка серебром, чернение. (В скобках указан номер согласно оригинальному списку.)
Исходные данные: Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. – Алматы, Онер. Т. 1–3.
|