Время МН - Козыри Мушаррафа. В Пакистане сегодня проходят парламентские выборы 08:34 10.10.2002
Козыри Мушаррафа
Владимир СКОСЫРЕВ
В Пакистане сегодня проходят парламентские выборы
Президент Первез Мушарраф, который захватил власть в результате государственного переворота три года назад, утверждает, что выборы символизируют возвращение страны к гражданскому правлению. На самом деле генерал рассчитывает, что в новом составе парламента будут преобладать депутаты из проправительственной партии, известной как "Каид-и-Азам" (КА), которые будут следовать курсу, разработанному армией.
Правда, в стране с 72 миллионами избирателей, 83 партиями и тремя альянсами, выставившими кандидатов, положительный для генерала результат стопроцентно не гарантирован. Но президент позаботился о том, чтобы за ним в любом случае оставалось последнее слово в решении судеб страны. В первой половине нынешнего года состоялся референдум, который обеспечил Мушаррафу право оставаться на президентском посту в течение пяти лет. А позднее была коренным образом изменена конституция. Она теперь предоставляет главе государства право отменять решения парламента и надзирать за деятельностью будущего правительства.
Отсюда не следует, что выборы - сплошной фарс. Наблюдатели полагают, что в ходе голосования таких характерных для государств с военными режимами явлений, как массированное запугивание избирателей, не будет. Кроме того, Мушарраф в отличие от пакистанских диктаторов, правивших в 60-х и 80-х годах, не запретил политические партии, в том числе и те, которыми руководят из эмиграции бывшие премьер-министры Беназир Бхутто и Наваз Шариф. Однако "абсолютно ясно, что выборы не приведут к установлению демократического правления", заявила комиссия по правам человека в Пакистане. Главная претензия в адрес военной верхушки, выдвигаемая комиссией, состоит в том, что она с помощью то пряника, то кнута заставила многих влиятельных местных политиков переметнуться в стан партии КА (названной так в честь основателя Пакистана Мухаммада Али Джинны). КА представляет собой охвостье партии Мусульманская лига бывшего премьера Наваза Шарифа. Местных лидеров лиги нередко побуждали порвать с Шарифом, угрожая начать против них расследование по обвинению в коррупции.
Это оказалось сильным "аргументом" в предвыборной борьбе. Именно из-за перспективы угодить за решетку в результате антикоррупционного судебного процесса не решилась вернуться в страну из изгнания Беназир Бхутто, дважды избиравшаяся главой правительства. И вот результат: ее партия осталась в самый ответственный момент без лидера, сохраняющего харизму и массу приверженцев. В эмиграции вынужден коротать дни и Наваз Шариф.
Мало того, что битва за контроль над парламентом разворачивается без этих двух "тяжеловесов". Выставлять свои кандидатуры не могут и лица, не имеющие университетских дипломов. В стране, где около 70% населения не грамотно, это резко сужает корпус претендентов на место в парламенте. В частности, исключает из схватки многих депутатов прежнего созыва. Впрочем, по мнению Мушаррафа, это хорошо. Ведь политики, бывшие у власти до его восшествия "на престол", запятнали себя связями с преступниками и взяточничеством.
Таким образом, генерал, хоть сам и не участвует в баталиях, предстает перед избирателем в облике этакого Геркулеса, вычищающего авгиевы конюшни продажности, оставленные прежними правительствами. Еще один козырь в его рукаве - поддержка США. Вашингтон склонен простить этому "диктатору с человеческим лицом" многие прегрешения по части соблюдения демократических норм. Главное - чтобы оставался на стороне американцев в войне против "Аль Каеды" и остатков "Талибана". №1031 за 10.10.2002
|