В.Машин - Зеленое знамя победы. Станет ли ислам марксизмом XXI века? 00:55 14.10.2002
Станет ли ислам марксизмом XXI века? Авангард революционной борьбы уходит из-под красных знамен под зеленые Владимир МАШИН
Конец ХХ - начало ХХI века ознаменовались процессом интенсивной интернационализации международной жизни, получившим название глобализации. В этот период времени, и это является одной из характерных черт данного процесса, резко увеличилась разница в доходах между богатыми и бедными странами.
Богатство трех самых состоятельных людей на земном шаре больше, чем ВВП 48 беднейших стран мира. Общее состояние 84 богатейших людей превышает ВВП Китая. По утверждению "Монд дипломатик", на 20% самого богатого населения мира приходится 86% мирового потребления. Процесс глобализации привел к тому, что богатое меньшинство стало жестче относиться к бедному большинству. Объем помощи наименее развитым странам сократился с 17 млрд. долл. в 1997 году до 12 млрд. долл. в 1999 году.
Из 6 млрд. человек на нашей планете 1,2 млрд. живут менее чем на 1 доллар в день. По данным Всемирного банка, в 1999 году умерло 10 млн. детей в возрасте до 5 лет: большинство умерло от болезней, которые можно было предотвратить. Более 130 млн. детей начального школьного возраста не посещают школу. 800 млн. человек страдают от недоедания, а 2 млрд. лишены доступа к нормальной питьевой воде.
Немало деятелей современного мира выражают тревогу по поводу растущего неравенства, опасаясь, что эти перекосы в мировом хозяйстве могут привести к серьезным потрясениям. В частности, Иоанн Павел II, выступая в Ватикане на Ассамблее парламентариев мира 4 ноября 2000 года, заявил: "Позорно для обществ изобилия современного мира, когда богатые становятся все богаче, потому что богатство воспроизводит богатство, а бедные становятся все беднее, потому что бедности свойственно порождать новую бедность. Эта ситуация проявляется не только внутри отдельных стран, но по своим масштабам выходит за их границы".
По мнению крупнейшего американского социолога И. Валлерстайна, поляризация сегодняшнего мира - одна из черт нынешнего времени. Она касается различия в доходах и потреблении ресурсов низших и высших слоев. Поразительные технические и технологические новшества становятся достоянием небольшого меньшинства на фоне сохраняющейся бедности и тяжелых условий жизни огромного большинства. В 90-е годы ХХ века позиции развитых капиталистических государств в мире заметно укрепились: не стало Советского Союза - не просто мощного противника, а контрбаланса в мировых делах. США - единственная оставшаяся сверхдержава - получили невообразимую свободу рук; капитализм достиг невиданных высот - практически все общепланетарное хозяйство перешло на рыночные рельсы, включая Китай и Россию.
Противостояние по линии Север-Юг, богатых и бедных заметно ужесточилось, причем оно принимает различные формы. Значительно усилилось недовольство бедняков своим положением, стали более громкими требования справедливости в распределении богатств. Нельзя не упомянуть широкие выступления антиглобалистов, которые носили в последние годы достаточно бурный характер. На конференции против расизма в Дурбане в августе - сентябре 2001 года развивающиеся страны, по существу, потребовали от индустриальных держав выплатить компенсацию за рабство и колониализм. В этом же ряду стоят и трагические события 11 сентября. Разумеется, оправдать такое варварство нельзя - террористы должны предстать перед правосудием, но следует иметь в виду, что террор - это лишь симптом болезни, и важно задуматься над тем, что побудило так много людей пожертвовать жизнью, какое послание они хотели донести до нас, живущих.
По мнению известного политолога Ноама Хомского, нынешний мир - это порядок "сильных", берущих на себя решение - кому и как жить в современном мире. Они определяют, какую систему считать демократической, а какую - нет.
Некоторые ученые делают вывод о том, что технологическая информационная революция разводит народы и страны по разные стороны баррикад. Поразившие целые регионы планеты бедность, голод, неграмотность, национальное угнетение не только вызывают мирный протест, но и являются предпосылками религиозного фанатизма и международного терроризма.
В недавно опубликованной "Стратегии национальной безопасности США" говорится: "В мире, где… половина человечества живет меньше чем на 2 доллара в день, не может быть ни справедливости, ни стабильности". В документе утверждается также, что "бедность не обязательно делает людей террористами, но именно она порождает благоприятные условия для международного терроризма". Хорошие, правильные слова. Однако вывод, который делают авторы, заключается в акценте только на силовые методы борьбы с террором, между тем бедность войнами не искоренишь.
Авторы упомянутого документа считают, что сейчас нет столкновения цивилизаций, но идет "борьба за будущее исламского мира" и в этой борьбе за "хороший" ислам против "плохого" США намерены активно участвовать, применяя не только превентивные военные удары, но и весь комплекс средств предотвращения международного терроризма. В условиях сохраняющейся бедности, неравноправия все больше людей в исламском мире негативно воспринимают политику США, считая ее линией грубого силового давления, ведущей лишь к созданию новых, более серьезных проблем. Рост численности мусульман, усиление роли этой религии в жизни многих обществ, наконец, распространение фундаменталистских настроений (возвращение к истокам), укрепление позиций радикалистских организаций, расширение поля их деятельности проходят на фоне крепнущего ощущения несправедливости действий Запада.
Во многих арабских и мусульманских государствах действия США на Ближнем Востоке (явная поддержка линии Израиля) воспринимаются как стремление навязать такое урегулирование, которое отвечало бы только американским и израильским интересам. А война Вашингтона против терроризма все больше ассоциируется с борьбой против ислама. Ряд арабских журналистов сделали вывод, что объявленная Бушем "ось зла" носит явно антиисламский характер и Северная Корея была добавлена в число противников США только в последний момент для того, чтобы завуалировать эту антимусульманскую направленность. Отсюда делается вывод о том, что предстоящая военная операция США против Ирака также направлена на то, чтобы переделать карту Ближнего Востока и обеспечить контроль Америки над нефтью этого региона. В настоящее время у арабских стран, отмечают некоторые газеты, нет военной мощи для того, чтобы заставить Израиль пойти на справедливое решение ближневосточного конфликта, тем более нет возможности противостоять военной машине Соединенных Штатов. Поэтому многим импонирует вывод исламских радикалов о том, что с помощью террора они заставят США считаться с их правами и интересами. Эта логика крайне опасна, ибо развитие событий показывает, что израильтяне, обладая полным военным превосходством, так и не сумели окончательно искоренить терроризм: только военным путем это сделать невозможно.
Между тем в условиях кричащих диспропорций, складывающихся в современном мире, наша планета становится все более уязвима: можно себе представить, к каким последствиям привело бы направление самолетов, которые были использованы 11 сентября, к примеру, на ядерные электростанции или центры бактериологического или химического оружия.
Два десятка людей пошли на сознательное коллективное самоубийство не ради захвата богатства, ресурсов, чужих земель, а во имя максимальных разрушений, убийства многих сотен ни в чем не повинных людей, во имя мщения. Дикая сущность этого феномена должна заставить нас подумать прежде всего над тем, как устранить причины этих страшных явлений. Только военными приемами это страшное зло не искоренить. Никакая самая эффективная силовая борьба не сможет ликвидировать террор - в лучшем случае на время его приостановить. Между тем планируемая военная акция США против Ирака может открыть целую полосу жесткого противостояния Вашингтона и исламских фундаменталистов, чреватого, здесь нужно взглянуть правде в глаза, новыми, непредсказуемыми эксцессами. Сейчас за противодействием воинствующих исламистов Америке и Европе стоит неприязнь бедствующих исламских масс к эксплуатирующему их богатому Западу.
Примечательно, что основоположники радикального ислама постоянно подчеркивали мысль о том, что в борьбе с "неверными", угнетающими ислам, все средства хороши. Один из наиболее ярких российских идеологов ислама Гейдар Джемаль полагает, что в современном мире в ХХI веке центр борьбы с мировым капитализмом переместился из-под красных знамен под зеленые: ислам берет на себя функции революционного авангарда. "В Коране исламская община поставлена в центр мира, потому что Аллах так говорит. Это неформальная сила, которая сегодня, после политической смерти марксизма, является главной интернационалистской политической доктриной и продолжает, как это делалось в течение четырнадцати веков, настаивать на принципе справедливости, на защите униженных и обездоленных, на противостоянии тирании".
При этом Джемаль ссылается на данные американских ученых о том, что в 1920 году 1% населения планеты владел 40% мировых богатств, в 1970 году, когда Советский Союз находился на вершине своего влияния, этот же 1% владел 20% богатств. В этот период пришлось чем-то пожертвовать, провести какие-то мероприятия, повышающие стабильность, безопасность, социальный мир и т. д. Но к сегодняшнему дню этот слой вновь вернул свои 40%. "СССР был политическим гарантом низших классов. Сегодня такого гаранта нет, и международному финансовому капиталу надоело платить пенсии, пособия по безработице, надоело гарантировать рабочие места. Они хотят развязать себе руки… Глобализм в финальной стадии своего развития предполагает международную олигархию, которая будет одинаково попирать индонезийцев и французов".
Сейчас, когда новые вызовы и угрозы множатся перед человечеством, а условия его существования могут серьезно ухудшиться уже при жизни наших детей, необходимо серьезно задуматься о будущем планеты, осознать, что необходимы срочные и конструктивные меры по выравниванию сложившихся диспропорций. "Создать непреодолимые барьеры на пути фанатиков и экстремистов, сеющих смерть и разрушения, удастся только в том случае, если у нас будет общее согласие по коренным вопросам мироустройства", - подчеркивал в своем выступлении на 57-й сессии ГА ООН 13 сентября 2002 года министр иностранных дел И. Иванов.
Современный мир переживает сложнейший этап в своем развитии. Несмотря на огромные достижения, человечество должно осознать, что оно сталкивается с такими проблемами, которые можно решить только сообща. Надо ясно понять, что все мы в одной лодке, новые возможные теракты с применением оружия массового поражения будут уже касаться жителей не только Нью-Йорка и Вашингтона, но и всей планеты. Только военным путем остановить террористов-самоубийц нельзя, нужно серьезно заниматься созидательными делами, устраняющими конфликтные ситуации.
Неразумно было бы обсуждать целесообразность ограничения или снижения уровня жизни в высокоразвитых странах. Вряд ли можно выравнять сложившиеся дисбалансы за счет малоэффективной гуманитарной помощи, а тем более путем силового давления. Реальный путь - это объединение усилий для того, чтобы поднять жизненный уровень в других странах до среднемировых значений через использование новейших высоких технологий не только в развитых, но и в развивающихся странах, их взаимодействие в области охраны природы. Первым шагом в этом направлении могло бы стать политическое урегулирование существующих конфликтных ситуаций на базе учета интересов всех заинтересованных сторон.
Видимо, пришла пора научиться в начале ХХI века жить в другой системе координат, нежели в веке ХХ, иначе мы своими действиями поставим под угрозу жизнь будущих поколений.
|