Российский историк С.Кляшторный зачитывается историческими трудами А.Акаева 00:07 23.10.2002
Глубокое осмысление отечественной истории.
С кыргызской историей, проблемами формирования и развития кыргызского этноса, изучения древних памятников рунической письменности кыргызов издавна связана моя научная деятельность.
В этой связи написанная Президентом А. Акаевым и присланная мне с теплой дарственной надписью новая книга "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас" вызвала у меня особый интерес. Книга написана ярко, в присущем автору ясном и доходчивом стиле. В ней умело выстраиваются исторические факты и делаются оригинальные, но хорошо аргументированные выводы. Как профессионал, я не нашел отступлений от исторической правды и заметных проявлений субъективности, хотя автор оговаривается, что это "история, которая прошла через мое сердце".
Главной особенностью книги, по моему мнению, является то, что в ней содержится глубокое осмысление истории кыргызов с древних веков до современной эпохи. Автор опирается на широкий круг исторических исследований, начиная с трудов выдающихся востоковедов прошлого, а также на работы нынешнего поколения российских и кыргызских историков. Новая книга А. Акаева - серьезный труд ученого, который по опыту своей прошлой работы в сфере фундаментальных научных исследований склонен к аналитическим методам и стремится выстроить целостную систему своих подходов к изучаемой проблеме.
Мне представляется, что в книге достаточно убедительно прослеживаются основные этапы истории кыргызов, по крайней мере, с третьего века до новой эры, когда существование "Владения Кыргыз" было "метрически" зафиксировано древними китайскими летописцами. Именно к тому периоду, по справедливости, можно отнести истоки кыргызской государственности. В этой связи я с удовлетворением воспринял объявление в Кыргызстане 2003 года Годом кыргызской государственности. Народ Кыргызстана ныне вправе отметить 22 века со времени зарождения своей государственности. То ярко разгораясь, как это было в период "кыргызского великодержавия" в девятом веке, то затухая, государственность кыргызов была пронесена через многие века, прежде чем в конце ХХ века была создана суверенная Кыргызская Республика, во главе которой стал Президент А. Акаев.
Мне довелось обсуждать с А. Акаевым проблемы, связанные с древней кыргызской историей, а также с героическим национальным эпосом "Манас". Нас обоих интересовали сложные и трудные времена, которые пережили в древности кыргызы, вынужденные, в основном под давлением иноземных нашествий, перемещаться по просторам Центральной Азии в поисках более безопасных и более благоприятных мест обитания. Путеводной звездой в этом многовековом миграционном процессе был великий национальный герой Манас, которому кыргызы посвятили героический эпос, равному которому нет и теперь уже не будет в мире. На меня произвела большое впечатление та органическая взаимосвязь, которая прослеживается в книге между становлением и развитием кыргызской государственности и народным эпосом "Манас". Поэтическое восприятие эпоса автор убедительно увязывает с историческими фактами и явлениями.
По общему мнению историков, кыргызы принадлежат к числу наиболее древних народов Азии, имеющих сложную историю, отдельные повороты которой вызывают противоречивые оценки. Одной из таких проблем является судьба енисейских и тянь-шаньских кыргызов. Вопрос стоит так: разошлись ли их пути в веках или их корни в конечном счете сплелись в судьбе кыргызского этноса в Ала-Тоо? Автор дает, как мне кажется, убедительный ответ на этот вопрос. Он не только показывает пути многовекового перемещения кыргызов с Енисея в Ала-Тоо, выделяя пять основных миграционных - этапов, но и выдвигает как физик гипотезу о конкретных механизмах миграционных перемещений (конвекция и диффузия), которые действовали в ту далекую эпоху. Что же касается Ала-Тоо, то идея "Кыргызстан - наш общий дом", спроецированная на древние времена, показывает, что кыргызский этнос не только не растворился и не распался, а наоборот, вобрав в себя иные этнические потоки, стал полиэтническим сплавом, прочность которого превзошла первичные составные элементы. Поддерживаю идею автора, что на земле Ала-Тоо происходило многовековое воссоединение кыргызов. Эта идея исторически оправдана.
Исключительно интересные идеи высказаны автором в отношении судьбы кыргызов в эпоху колониального раздела и передела мира. Это был кокандский период в истории Средней Азии, когда "часы истории" в Средней Азии остановились на отметке "Средневековье", в то время как остальной мир переживал бурные перемены, связанные с промышленной революцией. Повествуя с болью о тех временах, А. Акаев отдал должное исторической мудрости и предвидению предков, которые дальновидно выбрали в тех условиях курс на Россию. Хотя царский и советский периоды для кыргызов были непростыми, именно в то время в Ала-Тоо произошли прогрессивные перемены, которые вывели кыргызский народ на путь современного развития. Я с одобрением воспринял решение Президента А. Акаева воздать должное памяти прославленных предков, поместить в книге их портреты. Для всех читателей, а особенно для историков, большой интерес представляют разделы книги об эпохах Чингисхана и Тамерлана. В них высказаны интересные суждения об указанных исторических личностях, в том числе в контексте идей пассионарности Л. Гумилева.
Завершающая глава книги "Пассионарность глазами физика" заслуживает отдельного профессионального разбора. Мое первое впечатление от этой главы состоит в том, что А. Акаев существенно развил и расширил Гумилевскую теорию пассионарности. Убедительны идеи автора о сжатии этногенетических циклов во времени их нивелирования в современную эпоху. В результате научных изысканий А. Акаева в данной области теория пассионарности может обрести более реальную почву и новое дыхание.
Появление новой книги А. Акаева нельзя считать ординарным явлением. Это еще одно яркое проявление того, что в новых независимых государствах СНГ серьезно возрос интерес к проблемам отечественной истории, к поискам этнической идентификации. То, что книга написана Президентом страны, многократно повышает ее ценность. Характерно еще и то, что книга, как пишет автор, явилась результатом его сорокалетнего труда.
Я с большим вниманием вчитывался в главу "Кыргызстан - страна прав человека" и в другие разделы книги, посвященные последним драматическим поворотам во внутриполитической жизни Кыргызстана. Раздумья Президента относительно этих событий и выдвигаемые им идеи по дальнейшему развитию демократического процесса в республике поистине впечатляют. Новая национальная идея "Кыргызстан - страна прав человека" - это не констатация достигнутого. Это идея, устремленная в будущее, определяющая ориентиры дальнейшего продвижения демократического процесса. Аналогов этой идеи в других странах нет. Уверен, что Президент А. Акаев сумеет реализовать данную идею и обеспечить в своей стране подлинное торжество прав человека.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что новая книга А. Акаева получилась очень интересной и содержательной. Думаю, что она дойдет до умов и сердец читателей. А их будет, в чем я уверен, много.
С. Кляшторный, заведующий отделом Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения Российской академии наук, профессор.
"Слово Кыргызстана" 22 октября 2002 года.
|