А.Моулави (писатель) - Иранцы истосковались по свободе слова и доступу к информации 07:48 28.10.2002
ЭКСПЕРТ ПО ИРАНУ ЗАЯВЛЯЕТ, ЧТО ИРАНЦЫ ИСТОСКОВАЛИСЬ ПО СВОБОДЕ ВЫРАЖЕНИЯ ВЗГЛЯДОВ И НЕОГРАНИЧЕННОМУ ДОСТУПУ К ИНФОРМАЦИИ
Молодые люди в Иране, составляющие значительную часть населения этой страны, выступают за политические перемены, направленные на демократизацию общества, – заявил 24 октября в Нью-Йорке на Открытом форуме ведущий эксперт по Ирану. Молодое поколение в Иране, добавил эксперт, особенно недовольно попытками консервативного духовенства ограничить доступ к информации о внешнем мире.
Писатель и журналист Афшин Моулави, занимающийся анализом событий в Иране с 1992 г., избрал предметом своего анализа "сегодняшние трудности, стоящие перед Ираном" и заключающиеся в том, что никем не избранные и находящиеся под контролем консерваторов государственные институты продолжают вести борьбу с реформаторами во главе с президентом Мохаммедом Хатами за определение дальнейшей судьбы страны. Моулави сосредоточивает внимание на двух законодательных предложениях Хатами: одно из них поставит консервативно настроенное судейство в рамки более жесткого конституционного контроля, а другое ограничит способность клерикального Высшего совета отклонять решения, принятые президентом и парламентом. Судьба предложений Хатами может стать поворотным пунктом в борьбе консерваторов и реформистов, сказал Моулави.
По словам Моулави, большинство иранцев в настоящее время озабочено собственным экономическим положением. Многие хотели бы получить лучше оплачиваемую работу и более выгодные перспективы. Это вполне объяснимые желания, ведь половину населения страны составляют молодые люди до 21 года, а официальный уровень безработицы достигает 16-20 процентов. Однако, по наблюдениям Моулави, иранцев начинают интересовать и менее практические вещи, они начинают убеждаться в том, что свобода выражения мнений и доступ к информации об окружающем мире являются фундаментом прогресса и внутренней стабильности.
"Им довелось испытать авторитарное правление светского типа, они столкнулись и с религиозным авторитаризмом", – сказал Моулави. "Я бы не сказал, что они пришли к всецелой поддержке демократии, однако, по-видимому, они сделали для себя вывод, что двигаться нужно к той или иной форме открытого общества".
Моулави уже давно занимается составлением документальной истории молодого поколения иранцев. В ходе работы Открытого форума Моулави говорил о своей последней книге, "Персидские странствия", в которой описывается посещение им в 1999 и 2000 гг. религиозных святынь Ирана. Наиболее ярким впечатлением стало так называемое "визовое паломничество". Молодые образованные иранцы, говорит он, имеют настолько безрадостные перспективы в своей стране, что нередко за рулем такси можно встретить людей со степенью магистра. Поэтому молодежь часто отправляется в Объединенные Арабские Эмираты или в Сирию, чтобы получить визы в иностранных посольствах, прежде всего в посольстве Канады. Это "даже стало своего рода обрядом" для подрастающей интеллигенции. (Молодые иранцы, не имеющие высшего образования, заметил он, часто выбирают более трудный путь и направляются в Боснию, которая одно время не требовала виз от приезжих из Ирана). Моулави охарактеризовал "визовые паломничества" как мгновенный срез жизни в Иране: во время полета в Дамаск, сказал он, пожилые иранцы, совершающие паломничество в святые места, сидели в головной части самолета, в то время как путешествовавшая в поисках работы молодежь занимала места в хвосте.
И хотя Соединенные Штаты официально объявили Иран своим врагом и отказались поддерживать Хатами, Моулави обнаружил, что многие молодые иранцы стремятся к американским свободам (которые они отличают от того, что называется американской идеологией). Он рассказал историю своего похода на собрание консерваторов в Тегеранском университете, которые призывали отдать под суд студента, вставившего в написанную им пьесу о студенческих экзаменах шутки об исламе. По словам Моулави, он обратился к одному из участников собрания, который после этого спросил его, не приехал ли он из Соединенных Штатов. Когда Моулави сказал, что он действительно приехал из США, вокруг него собралась толпа. В конце концов "консерватор" спросил: "А нет ли возможности получить вид на жительство в США?"
Из всех политических и общественных инициатив духовенства, сказал Моулави, наибольшее недовольство вызывает ограничение доступа к информации. По его словам, иранцы нуждаются в иностранных газетах и книгах, от трактатов по демократии до биографий древнеперсидских царей и проспектов группы "Бэкстрит бойз", в чем он мог убедиться весной 2000 г. Однако духовенство не намерено нарушать вековых традиций цензуры. В своей книге Моулави рассказывает о своей встрече с заключенным в тюрьму журналистом Акбаром Ганджи, перешедшим от поддержки революции в 1979 г. к осуждению духовенства. "Наша революция была актом свободы, но мы не смогли ее удержать", – передает Моулави слова Ганджи. В январе 2001 г. Ганджи был осужден на 15 лет тюрьмы в ходе "показательного процесса", выдвинувшего в качестве одного из главных пунктов обвинения посещение им Берлинской конференции, на которой одна женщина танцевала, а другая разделась в знак протеста против репрессивной политики духовенства.
Если предложенные Хатами законопроекты, сказал Моулави, смогут обуздать Высший совет, президент сместит судей, приказавших приостановить деятельность газет, в которых публиковались критические статьи. Однако судьба президентских законопроектов остается неясной, а цензура существует в Иране уже несколько веков. По словам Моулави, если духовенство заблокирует законопроекты, писателям придется прибегать к "аллегориям, символам и сатире", что они и делали начиная по крайней мере с 14 столетия.
Что бы ни произошло с законопроектами Хатами, сказал Моулави, стремление к большей открытости иранского общества можно наблюдать и среди эмигрантов, обвиняющих Хатами в соглашательстве с духовенством, и среди коммерсантов, которые хотели бы расширить торговлю, и среди студентов, осмеливающихся на сатиру. "Люди используют все [интеллектуальные] возможности" для выражения демократических идей, сказал он. Некоторые семинаристы призывают к разделению религиозной и политической жизни. Один известный философ заявил, что смешение религии и политики "может отравить веру". В этом смысле Иран меняется, хотя и трудно сказать, каким темпом будут осуществляться эти изменения.
Моулави считает, что внесенные президентом законопроекты, в том случае если они не натолкнутся на сопротивление консерваторов, совершат в ближайшие два года революцию в обществе. Однако, сказал он, хотя миллионы недовольных иранских граждан и поддерживают перемены, они недостаточно организованы, чтобы поддержать революцию. В то же время гораздо более сильными факторами долгосрочного характера, которые в конце концов должны вызвать изменения в обществе, являются демографическая диспропорция в сторону молодого населения и хроническая безработица. Характер грядущих перемен определят большая степень открытости и дебаты, которые развернутся в иранском обществе.
25.X.2002
|