Не надо путать религию с культурой и политикой. Ученые США спорят, что такое Ислам? 00:10 01.11.2002
Ученые говорят, что недостаточная ясность в отношении ислама вызывает недоразумения (Выступления Бернарда Льюиса и Халеда Абу Эль Фадла в Вашингтоне)
Джим Фишер-Томсон, обозреватель "Вашингтонского файла"
Вашингтон. Видный американский исследователь ислама и арабского общества заявил, что нынешнее обсуждение конфликта между Западом и мусульманским миром, который иногда называют "столкновением цивилизаций", страдает от прискорбного недостатка ясности в отношении использования слова "ислам".
"К сожалению, используя слово ислам, мы применяем одно и то же слово для обозначения двух различных понятий", - заявил бывший профессор в области исследований Ближнего Востока Принстонского университета в шт. Нью-Джерси Бернард Льюис.
"Мы используем его в качестве эквивалента христианства, то есть религии в самом строгом смысле слова, - сказал Льюис в Национальном клубе прессы в Вашингтоне 18 октября. - Мы также используем его в качестве эквивалента христианскому миру, означающему целую цивилизацию, которая развилась под эгидой этой религии, но которая содержит много элементов, которые не относятся к этой религии, и даже некоторые элементы, которые могут быть враждебными этой религии".
По словам Льюиса, ввиду такого двойственного использования термина "люди часто не проводят различия между исламом, как религией, и исламом, как исключительно многообразной культурой".
Льюис отметил, что заявление о том, что ислам несет ответственность за террористов, столь же неверно, как и утверждение, что христианство породило нацистов.
Льюис обратил внимание на различие между религиями и культурами, многие годы окружающими их. В статье, озаглавленной "Корни мусульманской ярости" и опубликованной в "Атлантик мантли" в 1990 году, Льюис написал: "Ислам является одной из великих мировых религий". По его мнению, тот факт, что некоторые его приверженцы поддаются "настроению ненависти и насилия", не уникален для мусульманского мира; это случается и в христианском мире.
Льюис сказал, что мусульмане не единодушно отвергают Запад, и предостерег от упрощенного взгляда на мусульманский мир как на монолитную культуру.
"В некоторых группах все же есть значительное число, возможно, большинство мусульман, с которыми мы разделяем определенные основные культурные и моральные, социальные и политические принципы и стремления, - заявил Льюис. - Вспомните, что мы говорим о примерно миллиарде с третью людей, о более чем 14 столетиях истории, а также об огромном многообразии различающихся и часто даже противоречащих друг другу традициях в рамках одной и той же более общей культуры".
Он также провел параллели между западной и исламской цивилизациями.
"Это две религиозно очерченные цивилизации с огромным общим наследием, общими принципами и даже общими обычаями", - сказал Льюис.
Выступивший на одном форуме с Льюисом профессор исламского права Калифорнийского университета, Лос-Анджелес, Халед Абу Эль Фадл отметил, что обсуждение столкновения между западной и исламской цивилизациями обременено эмоциями, страхами и ложными допущениями.
"Говоря об исламе или Западе в контексте столкновения цивилизаций, мы не говорим об объективных категориях, которые можно определить с научной точностью", - указал он.
"Я не говорю, что все рассуждения о столкновении цивилизаций изначально ошибочны, но они действительно играют идеологическую роль. И это подсказывает нам необходимость быть весьма осторожными в отношении соблазна сделать их инструментом или средствами демонизации другой стороны при одновременном оправдывании себя", - добавил он.
Эль Фадл много пишет об американском и международном праве, а также правах человека, и считается одним из выдающихся американских авторитетов в области исламского права.
В статье, озаглавленной "Ислам и теология власти" и опубликованной в "Мидл Ист Рипорт" в 2001 году, Эль Фадл писал, что большинство мусульман следует доктрине, основанной на терпимости и мире, но что некоторые секты ислама практикуют такую форму вероисповедания, которая породила "чувство превосходства и самодовольной надменности" по отношению к Западу, неверующим в целом или даже мусульманам другой секты и мусульманкам.
Льюис и Эль Фадл приняли участие в форуме, организованном "Глоубл Полиси Ексчейндж" - недавно учрежденной неправительственной организацией, которая занимается изучением связи между культурой и внешней политикой.
|