"Слово Кырыгзстана" - Возвращение к истокам. Как А.Акаев искал и нашел хакасские корни кыргызской государственности 08:22 01.11.2002
От Алтын-Келя до Кыргыз-Нура или возвращение к истокам
В истории каждого народа есть особенно памятные места, события, исторические эпохи. Для кыргызов, одного из самых древних тюркоязычных народов Евразии, исторические судьбы которых уже более двух тысячелетий связаны с обширными пространствами Центральной Азии от гор Алтая и Саян до Тянь-Шаня, такими судьбоносными вехами в истории являются трагические и победные события периода раннего средневековья. Это было время проживания кыргызов на Енисее, когда кыргызскому государству приходилось постоянно отстаивать свою независимость в борьбе с могущественными центральноазиатскими кочевыми державами древних тюрок и уйгуров. В этой неравной борьбе погиб один из первых выдающихся деятелей кыргызского государства - каган Барс-бег.
Эта длительная и ожесточенная борьба увенчалась блистательной победой над уйгурами в IX веке, образованием Кыргызского каганата и периодом кратковременного расцвета кыргызской государственности и культуры в эпоху великодержавия. Эта величественная и славная эпоха в истории кыргызского государства и народа оставила о себе память до сегодняшнего дня по всей внутренней Азии - от бескрайней сибирской тайги до степей Забайкалья и Монголии, в названиях горных вершин, больших и малых рек и озер, древних и средневековых курганов,сохранивших на разных языках одно и то же этническое имя ~ "кыргыз" -"хыргыз" - "хяргяс". Память о великом историческом прошлом кыргызов сохранилась в средневековых летописях и хрониках разных народов, в надписях на каменных стелах и скалах, в памятниках средневековой культуры - курганах и рисунках, в грандиозном кыргызском эпосе "Манас".
Кто хранит память о прошлом, способен понять настоящее и предвидеть будущее. К сожалению, в сравнительно недавнем прошлом многим народам предлагалось забыть, вычеркнуть из истории некоторые славные страницы. Кыргызам было предписано, чтобы они ниоткуда не переселялись, а испокон веков жили на Тянь-Шане. Хакасский профессор Л. Р. Кызласов выдумал, что кыргызы, жившие в средние века на Енисее, якобы вовсе не народ, а всего лишь "аристократический династийный сеок - род" мифических "древних хака-сов". Однако в те годы многие ученые и в Кыргызстане, и в России, в том числе и Хакасии, отстаивали подлинно научную историю кыргызов, включая период существования Кыргызского государства на Енисее.
Лишь с развитием процессов демократизации и обретением независимости история кыргызского народа и государства стала изучаться и освещаться в Кыргызстане со всей необходимой полнотой. Естественно, что для решения многих актуальных проблем кыргызской истории необходимы координация и объединение усилий ученых тех стран, на территории которых расположены памятники кыргызской культуры, - Кыргызстана, России, Монголии, Казахстана, Китая.
В последние годы развитию и распространению исторических знаний по истории и культуре кыргызского народа и государства уделяется в Кыргызской Республике большое внимание на самом высоком государственном уровне. Об этом свидетельствует активное участие Президента Кыргызской Республики академика А. А. Акаева в научных форумах, в торжественных мероприятиях, посвященных тысячелетию эпоса "Манас", трехтысячелетнему юбилею города Оша, 2200-летию этнонима "кыргыз" и становлению кыргызской государственности.
ЕЩЕ одним наглядным проявлением внимания к истории средневековой кыргызской государственности стало включение в программу визита Прези-дента Кыргызстана А. А. Акаева в Хакасскую Республику Российской Феде-рации и Монголию, состоявшегося в июле 2002 года, посещение памятных мест, связанных с важнейшими историческими событиями, относящимися к истории кыргызского государства на Енисее. Буквально с первых минут пребывания на гостеприимной хакасской земле, встреч и общения с членами правительства и законодательного собрания республики, руководителями предприятий, сотрудниками районных администраций, учеными Хакасского научно-исследовательского института, преподавателями Хакасского госуниверситета им. Н.Ф.Катанова, музейными работниками, деятелями культуры, журналистами, членами кыргызского землячества прибывшие члены делегации ощутили себя, как среди своих родных и друзей.
В выступлениях Президента А. Акаева подчеркивались исключительная важность и символичность посещения своей исторической родины, священной для каждого кыргыза земли, связанной со многими славными страницами средневековой истории кыргызского государства. Историческая составляющая визита включала осмотр экспозиций Хакасского и Минусинского музеев, посещение музея-заповедника в Казановке и окрестностей озера Алтын-Кель, где была обнаружена каменная стела с рунической надписью, некогда установленная в честь средневекового кыргызского кагана Барс-бега, погибшего в начале VIII века в сражении с древними тюрками в Черни Сунга, отстаивавшего независимость кыргызского государства. В первый день визита был осмотрен Хакасский музей в городе Абакане, в котором экспозиция оформлена по старинке. Предметы культуры и декоративно-прикладного искусства енисейских кыргызов в пояснительных подписях приписаны так называемому древнехакасскому государству. Женщина-экскурсовод в своем рассказе строго следовала заранее заученному тексту.
Нами было обращено внимание Президента А. А. Акаева и членов кыргызской делегации на исключительную сохранность предметов железного оружия, изготовленных кыргызскими оружейниками. Согласно сообщениям китайских летописцев, это "железо небесного дождя" кыргызские кузнецы собирали после падения метеоритов. Отрадно было слышать, как хакасские ученые называли государство средневекового населения Енисея "государством древних кыргызов", "государством енисейских кыргызов", "Кыргызским каганатом" и даже утверждали, что кыргызы и хакасы - один народ. А ведь еще совсем недавно некоторые из них не признавали этих очевидных исторических фактов. Воистину в этом отношении визит Президента Кыргызстана стал историческим событием. Он не только позволил руководителям независимого Кыргызского государства побывать на своей исторической родине, но и вернул енисейским кыргызам право называться государством и народом в устах хакасской интеллигенции.
Кыргызская делегация совершила поездку по долине реки Абакан на озеро Алтын-Кель. По пути следования были даны пояснения о памятниках древних культур и интересных находках, сделанных в этом районе, например, о находке в селе Райково мраморных табличек с китайскими иероглифами, присланных в IX веке китайским императором кыргызскому кагану, которого император из династии Тан считал своим родственником. Мы рассказали об основных событиях, связанных с походом войска восточных тюрок во главе с полководцами Тоньюкуком, Могиляном и Кюль-тегином зимой 711 г. через Саяны в Минусинскую котловину, со сражением в Черни Сунга и с гибелью кагана Барс-бега. Тоньюкуку удалось найти проводника из племени степных азов и преодолеть непроходимый Саянский хребет, протоптав путь по снегу "глубиною в копье", и спуститься по реке Ане в долину Абакана. Благодаря этому обходному маневру войско древних тюрок внезапно обрушилось на кыргызов, которые были разгромлены, а каган Барс-Бег погиб. В честь погибшего кагана была установлена каменная стела с рунической надписью, прославлявшей его подвиги. В начале XX в. она была увезена вместе с другой стелой из окрестностей озера Алтын-Кельн соседнее село Иудино, где их обнаружил археолог А. Адрианов, и доставил в Минусинский музей. Вероятно, эта стела стояла на кургане Барс-бега, который до сих пор не обнаружен. С Алтын-Келя делегация выехала в музей-заповедник в Аскизском районе Хакасии, осмотрела петроглифы бронзового века и этнографического времени; каменную стелу, которая у хакасов считается лечебным камнем, избавляющим от всех болезней; хакасскую деревянную юрту со всем внутренним убранством.
На обратном пути в Абакан кортеж автомобилей с делегацией попал в небывалую в этих местах бурю с дождем и градом, повалившую около сотни тополей, высаженных вдоль дороги. Мнения членов делегации и сопровождающих лиц по поводу этого события разделились. Одни полагали, что таким образом историческая родина приветствует возвращение кыргызов к своим историческим корням, другие - что местные духи разгневались на делегатов, не остановившихся на перевале у горы Уй-Тах и не совершивших обряда возлияния и подвязывания ленточки-чалама. Но, может быть, таким образом Хакасия расставалась с отжившими "древнехакасскими иллюзиями", чтобы обратиться к своей настоящей кыргызской истории.
На следующий день кыргызская делегация во главе с Президентом А. Акаевым совершила поездку в Минусинск, осмотрела экспозицию богатейшего в Южной Сибири музея им. Н. М, Марть-янова. В залах музея выставлены разнообразные предметы кыргызского железного оружия: мечи, копья, наконечники стрел, изделия художественной бронзы с орнаментами, относящиеся к эпохе "кыргызского великодержавия". В собрании музея находятся две стелы с озера Алтын-Кель. Одна из них, которая известным тюркологом С. Г. Кляшторным отнесена к эпитафии в честь кагана Барс-бега, установлена в зале с экспозицией находок эпохи кыргызского государства на Енисее. Другая стела установлена в музейном павильоне вместе с изваяниями эпохи бронзы и средневековья. В ходе поездки нами было сформулировано предложение о подготовке и проведении двух научных конференций, посвященных истории развития кыргызской государственности, под патронажем Президента Кыргызстана А. Акаева и главы правительства Хакасии А. Лебедя. Первая из этих конференций должна состояться в Абакане в ноябре 2002 г. и будет посвящена енисейскому этапу развития кыргызской государственности. Вторая конференция должна быть посвящена кыргызской государственности в Центральной Азии и состоится в Бишкеке. Это предложение было активно поддержано А. Акаевым и А. Лебедем. Девятнадцатого июля президентский самолет совершил перелет из Абакана в Улан-Батор. Президент Монголии принял Президента А. Акаева в Государственном дворце и Государственной юрте для почетных гостей у скульптуры Чингисхана, где состоялась встреча.
На следующий день кыргызская делегация вылетела на монгольском самолете на озеро Кыргыз-Нур, по-монгольски Хяргяс-Нур. Президент А. А. Акаев подчеркнул важное историческое значение для кыргызов посещения озера Хяргяс, или Кыргыз, которое, по мнению академика В. В. Бартольда и других ученых, является местом расселения кыргызов до их миграции на Енисей.
Главным результатом состоявшегося визита можно считать признание государственности, существовавшей в эпоху средневековья на Енисее, этнического родства енисейских и тянь-шаньских кыргызов, прозвучавшее из уст ряда хакасских ученых, которые еще совсем недавно об этом и слышать не хотели.
Президенту А. Акаеву и кыргызской дипломатии удалось сделать то, за что ученым, изучавшим историю и культуру енисейских кыргызов, приходилось упорно бороться долгие годы. Естественно, что этот большой успех, эту важную победу необходимо закрепить в дальнейших научных исследованиях, на научных конференциях, в учебных курсах, музейных экспозициях, научно-популярной литературе и фильмах так, чтобы ни у кого в будущем не возникало соблазна оторвать енисейский период существования кыргызской государственности от ее последующей истории и приписать ее мифическим "древним хакасам" или еще, кому бы то ни было. То, насколько это удалось сделать, покажут предстоящие научные конференции в Абакане и Бишкеке.
В связи с этим хотелось бы внести еще одно предложение. В Кыргызстане уже не один год ведутся разговоры о необходимости организации и проведения работ совместной российско-кыргызской экспедиции для изучения памятников культуры древних и средневековых кыргызов на путях их миграции с Енисея на Тянь-Шань. Планы подобной экспедиции в течение последних лет разрабатывались в Кыргызско-Турецком университете "Манас".
Думается, пора перейти от слов к делу, организовать такую экспедицию, которая может быть кыргызско-турецко-российско-монгольской, включить в ее состав ученых, археологов, этнографов и тюркологов, кинематографистов и осуществить в следующем полевом сезоне поиски и раскопки памятников кыргызской культуры в районах, связанных с выдающимися событиями в истории кыргызской государственности, в том числе в окрестностях озер Алтын-Кель и Кыргыз-Нур.
Ю.ХУДЯКОВ, доктор исторических наук, профессор, зав.кафедрой археологии и этнографии Новосибирского университета, главный научный сотрудник СО РАН, вице-президент Общества востоковедов России.
Слово Кыргызстана, 31.10.2002
|