EurasiaNet - Гуляя по музею политических репрессий в Ташкенте. Когда появится раздел об И.Каримове? 09:06 05.11.2002
СОБЫТИЯ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО В ЭКСПОЗИЦИИ ТАШКЕНТСКОГО МУЗЕЯ
Узбекистан, страна, жестко контролирующая информацию о текущих событиях, делает первые шаги к изучению своего недавнего прошлого. Задача нового музея в Ташкенте – рассказать о репрессиях, которым подвергалось население при царе и в советскую эпоху.
В первые годы узбекской независимости политика властей была направлена на возрождение древних национальных традиций за счет изучения событий недавнего прошлого. Акценты начали меняться в середине 1999 г., когда Совет министров принял постановление об "увековечении памяти тех, кто пожертвовал собой во имя свободы страны и народа". В стране, где все обсуждения находятся под контролем сверху, это постановление положило начало дискуссиям о "жертвах колониальной эпохи" и "жертвах репрессий".
Вслед за постановлением 1999 г. был открыт Музей памяти жертв репрессий, который расположен в новом ташкентском мемориальном комплексе "Шахидлар хотираси" ("Памяти жертв") и предлагает экспозиции, посвященные новейшей истории той земли, которая сегодня принадлежит Узбекистану, начиная от первых российских вторжений в Хивинское ханство и вплоть до "хлопкового дела" 1980-х годов.
На многих стендах выставлены документы, извлеченные из бывших архивов КГБ и дающие посетителям возможность ознакомиться с беспрецедентной деятельностью советской тайной полиции. Однако кураторы музея осторожно подходят к подбору документов. Например, на стендах указаны только имена жертв. Имена преступников не называются.
Стенды расположены в хронологическом порядке. Первый раздел экспозиции знакомит посетителей с историей "Большой игры" России и Британской империи за контроль над Средней Азией. Стенды второго раздела посвящены конкретным деятелям XIX в., участвовавшим в восстаниях против власти царя в Ташкенте и Андижане: называются их имена, рассказывается об их судьбах. Некоторые из них были казнены, другие сосланы, третьи заключены в тюрьмы.
Открывшийся в августе музей уделяет достаточно большое внимание советскому периоду, особенно эпохе Сталина. Выставленные документы передают дух холодной рациональности Большого террора. На стенде, посвященном "кампании раскулачивания" 1932 г., воспроизводится таблица, показывающая количество скота и личных вещей, "экспроприированных" у кулаков. На другом стенде выставлены постановления об арестах, приказы о расстрелах, признательные показания и прошения о помиловании.
Заслуживают внимания два других стенда: один из них посвящен депортированным во время Второй мировой войны народам, в том числе крымским татарам, корейцам и другим этническим группам, которые якобы сотрудничали с врагами Советского Союза; другой стенд рассказывает об антикоррупционной кампании Москвы против узбекского руководства в 1980-х гг., названной "хлопковым делом", и ущербе, который нанесла система центрального планирования окружающей среде и состоянию здоровья узбекского населения.
Выставленные экспонаты демонстрируют, что московское руководство в значительной мере ответственно за многие проблемы современного Узбекистана, среди которых неэффективный сельскохозяйственный сектор и одряхлевшая промышленность. Однако профессор Наим Каримов, председатель благотворительного фонда "Памяти жертв", говорит, что цель экспозиции заключается не в том, чтобы возбудить негативные настроения в отношении России.
"Когда мы только начинали этот проект, со мной связалось российское посольство, и, разумеется, они выразили свою озабоченность этим вопросом. Но я объяснил им, что дело не в том, что Россия сделала то-то и русские сделали то-то, – все это являлось результатом советской системы в целом", – сказал Каримов.
Лаура Адамс – независимый журналист, специализируется на освещении культурной жизни в странах Средней Азии. 5/11/2002
|