С.Джигитов (писатель) - "Бартольд из жалости и за 5 тыс. рублей серебром придумал великое Кыргызское государство" (острые мысли) 10:33 05.11.2002
У нашей интеллигенции глаза переместились на затылок
По статистике на 10000 идей приходится одна оригинальная. С учетом того, что свои мысли умеют излагать четко и аргументированно примерно 10 человек из 1000, можно считать, что имеющих оригинальные мысли и четко их излагать в Кыргызстане примерно 5 человек. По-видимому, одним из таких людей является известный литературовед и писатель Салижан Джигигтов. Побеседовать с таким человеком, особенно, если учесть его репутацию говорящего открыто в лицо и называющего все вещи своими именами, очень интересно. Даже если не во всем разделять его взгляды. Говорят, что однажды, в советское время, Джигитова и нескольких литераторов пригласил домой для деловой беседы высокопоставленный чин из Госкомиздата. Во время встречи хозяин предложил чай. После окончания встречи хозяин, который был на дружеской ноге со всеми своими посетителями, ибо вместе учился, пошел их провожать. Когда вышли на улицу, Джигитов начал изображать в стельку пьяного. Удивленный хозяин спросил: "Что с тобой, молдоке? Ты же у меня не пил?". "Не могу же я допустить, чтобы твои соседи заподозрили тебя в жадности: как будто ты не напоил своих гостей".
Корр.- Салижан Джигитович, в народе такие перемены происходят - это и возрождение духа, и осознание своих гражданских и политических прав - почему же кыргызская интеллигенция дремлет?
С.Д. - Карл Маркс, которого наши экономисты считают ученым ниже себя, говорил, что интеллигенция - это мозг нации, а трудящиеся- ее тело. Общество освобождает определенную категорию людей от физического труда для того, чтобы они думали за народ. У всех же простых людей нет времени и интеллектуальной подготовки на то, чтобы денно и нощно размышлять, заниматься теоретическими вопросами. Поэтому-то народ интеллигенцию выставляет в качестве своих духовных поводырей, предводителей нации, чтобы они направляли, давали какие-то ориентиры, вдохновляли. В конце-то концов просвещали, потому что сознание простых людей напичкано всякими иллюзиями, эмоциями, ложными идеями. Но наша интеллигенция, которая складывалась в условиях закрытого общества, не знала традиций свободомыслия, не занималась бескорыстным поиском истины, не могла оправдать ожидаемого. Киргизская интеллигенция малообразованна, провинциальна и к тому же ленива, потому что для того, чтобы голова начинала работать, надо напрягаться духовно и физически. А она этого не любит и не умеет.
Корр.- А есть ли вообще киргизская интеллигенция? Бывшие советские люди очень высокого мнения о себе, считают себя образованными. Когда мне говорят о просвещенности наших людей, я всегда привожу еврейский анекдот: "Если ты образованный, значит умный, а если умный, почему бедный?" Если знания, которые гнездятся в голове, не помогают жить хорошо, то зачем эти знания?
С.Д.- Наша интеллигенция малообразованна во всех отношениях. Во-первых, она не научена самостоятельно мыслить, не успела даже развить в себе эту привычку. С другой стороны, она очень бедна и зависима от государства. Свободных и независимых людей среди интеллигенции почти нет. Во-вторых, в ней присутствует еще и рабская психология. В-третьих, скажем, у нашей интеллигенции глаза переместились на затылок, потому что все современные духовные ориентиры, ценности и символы мы приняли только из кочевой жизни.
Корр.- Что вы имеете в виду?
С.Д. - Возьмем наш флаг. На его поверхности изображен тюндук. А почему? Мы же уже сто лет как стали оседлыми, так почему нашим символом должен быть дымоход от юрты? Или калпак, например. Калпак на голове простых - признак отсталости, патриархальности, бедности, а наши правители все почему-то ходят окалпаченные в прямом и переносном смысле этого слова. Узбекская же элита не носит тюбетейку, а Туркменбаши свою папаху, и казахи не ходят в своих малахаях. А наши все время носятся со своим калпаком, как с писаной торбой.
Или вот тои, аши, поминки, юбилеи, а потом свадьбы киргизские. Они самые скучные, наверное, во всем мире. У нас на свадьбе или тое каждый человек должен выступить, но ни разу не слышал, чтобы говорили что-то умное или хотя бы смешное. Одна глупость следует за другой. Просто сидеть невозможно. Самое интересное, что все это нравится всем, а нормального человека это должно потрясать своей нелепостью и вызывать отвращение ко всему киргизскому.
У нас культивируется наследие духовного свойства, созданное неграмотными представителями непросвещенного патриархального народа. Вот, к примеру, сердобольные иностранцы передали нам денег на издание художественных книг. Наши интеллектуалы с айыльным уровнем сознания, взяв их, начали выпускать фольклорные тексты аж в 40 томах. Между тем на киргизском языке имеются высокие образцы оригинальной и переводной литературы, способные привить читателям современный эстетический вкус. На их переиздание массовым тиражом нет денег! Более того, в программах по литературе для киргизских школ фольклор и фольклороподобные тексты занимают доминирующее положение. Стало быть, наше подрастающее поколение воспитывается исключительно на фольклоре, чье художественное достоинство оставляет желать лучшего.
Конечно, особым почетом у нас пользуется сказание "Манас". Все гордятся тем, что у нас есть грандиозный эпос длиною в миллион стихотворных строк. При этом никто не выражает сожаления по поводу того, что у нас не было и нет ни "Дон Кихота", ни "Войны и мира", ни "Фауста". В то же время, в последнее десятилетие на темы "Манаса" опубликовано около 300 книг и брошюр, но не издано ни одной научно-популярной книги или энциклопедии по физике и химии для детей. Вряд ли из "Манаса" или из книг о нем можно извлечь современные знания, помогающие подрастающему поколению выкарабкаться из нищеты.
Недавно проводились в Таласе пышные празднества и конкурсы в честь столетия со дня рождения народных мелодистов Атая и Мусы. Их наигрыши и напевы ежедневно передаются по каналам государственных электронных СМИ. О них часто пишут в газетах. А кто сейчас вспоминает о Тулееве Аскаре и Эрматове Таштане - первых профессиональных композиторах, создавших симфонии на уровне высших достижений мировой музыкальной культуры? Они почти забыты, их сочинения не пропагандируются как великолепное национальное достояние.
А возвеличивание дореволюционных предводителей родов и племен? Какие-то Байтик, Джантай, Ормон становятся национальными героями. У кыргызов с X века до Советской власти не было никакого государственного образования, никакого ханства, а квазиханов развелось много. Что ни селение, что ни род, так обязательно свой батыр или хан. Это смешно, когда Рахманкул, глава афганских кыргызов, объявил себя ханом. У него населения было всего лишь три тысячи, что-то вроде маленькой сельской общины. Раньше даже на уровне нынешнего акима не было ни одного киргиза. Глава рода, предводитель племени - да. К примеру, у узбеков и казахов было по три ханства и огромные ханские династии. Но они не устраивают расточительные поминки по ним всем. Возьмем русских. Сколько там царей было, хотя династий всего две, но длинные. И я не слышал, что там проводили юбилей Петра. А Екатерина Вторая какая замечательная женщина была. Она тоже когда-то родилась и умерла, но в России, как у нас, ежегодно не справляют тризну в ее память.
Многоуважаемые Чингиз Торекулович и Аскар Акаевич не раз обвиняли Советскую власть в тоталитаризме. При этом у нас всех тех киргизов, что работали на высоких постах в те годы, служили тоталитарному режиму и выполняли его преступные приказы, объявили национальными лидерами и основателями киргизского государства. А как тогда быть с тем, что в Киргизии до Раззакова первыми руководителями являлись евреи и русские, так почему и им не воздать почести? Почему они не попали в список основателей нашей государственности? Какой-то необразованный бедняга Кулатов попал туда, а Вагов и Боголюбов - нет. Обидно. Они, что, меньше сделали для развития Кыргызстана в тех условиях?
Недавно газеты опубликовали заключения подразделений ООН о том, что Кыргызстан является одной из беднейших стран мира, а киргизский народ в перспективе вполне может исчезнуть как самостоятельный этнос. Казалось бы, эти весьма тревожные сигналы должны были вызвать треволнения у национальной интеллигенции, заставить ее задуматься над причинами извечной бедности собственного народа, беспокоиться о его будущем, громогласно обсуждать проблемы национального выживания и т.д. Однако наши интеллектуалы с глазами на затылке вместо нацеленности на трудные грядущие времена обратили свои зашоренные взоры на далекое прошлое и выдвинули идею о праздновании 2200-летия кыргызской государственности.
Корр.- Но эта идея нашла же поддержку со стороны известных российских и китайских ученых?
С.Д. - Конечно, у наших ведущих историков научная совесть атрофирована. Они, будучи прирожденными конформистами, никогда не занимались бескорыстным поиском истины, привыкли угождать любой господствующей идеологии. К сожалению, из прагматических соображаний на сделку со своей совестью идут даже по-настоящему большие ученые.
Возьмем, к примеру, великого историка В.В.Бартольда. Как известно, в 20-е годы прошлого века материальное положение российских академиков было еще хуже, чем сейчас. Между тем первый постпред новоиспеченной Киргизской автономной области Дж.Шооруков каким-то образом вырвал из бюджета РСФСР 5 тысяч серебряных денег и дал их академику, чтобы он написал краткую историю киргизского народа. Великий историк, обрадовавшись такому неожиданному везению, немедленно приступил к работе и, судя по всему, в ходе изложения отрывочных исторических сведений проникся интеллигентской жалостью к незадачливым киргизам в связи с трагичностью их исторической судьбы. Поэтому он ради того, чтобы маленький и отсталый народ с неясным прошлым мог гордиться чем-то из собственной истории, объявил первое эфемерное киргизское государство великой державой. Однако этот декларированный тезис не был подкреплен конкретными фактами.
Мы хорошо знаем, что Киргизский каганат, как и Советская власть, просуществовал около 70 лет (840 - начало X века). Он возник спустя 300 лет со дня основания первого Тюркского каганата (550-603), который никто еще не назвал великой державой. Имена всех тюркских каганов, годы их рождения, смерти и правления нам известны из многих письменных источников. Что касается каганов Киргизской "великой державы", существовавшей почти на три века позже и по времени дольше Тюркского каганата, то даже их имена, за исключением одного, не были зафиксированы в исторических памятниках тех времен. Даже один этот факт ставит под сомнение достоверность душеспасительного тезиса В.В. Бартольда о киргизском великодержавии.
В российских изданиях некогда популярной книги ленинградского профессора Е.И.Кычанова "Темучин, который хотел покорить мир" отсутствуют какие-либо намеки на киргизское происхождение Чингиз-хана, а в ее фрунзенском (бишкекском) издании они присутствуют. Как мне поведали знающие люди, на такую уловку уважаемый профессор пошел по просьбе или настоянию киргизских издателей. Мне кажется, что возможность получения лишних гонораров сбила с пути праведного серьезного писателя-историка. Может быть, ему просто захотелось потрафить непомерным амбициям маленького закомплексованного народа?
Мы скуки ради объявили, что нашему городу Ош - 3000 лет. Наша наивная склонность к искусственному удревнению собственной истории нашла поддержку у профессора Ю.А. Заднепровского, который очень много занимался раскопками в Оше. Ему надели чапан и калпак, дали в руки почетную грамоту и 10 тысяч еще твердых сомов, и он, царство ему небесное, научно обосновал правомерность празднования юбилея города. Прославленному в стихах и веках Самарканду 2500 лет, Бухаре тоже где-то столько же, Еравану, известному со времен Урарту - 2750 лет, а малоизвестному и расположенному на не очень географически выгодном месте бедному нашему городу Ош 3000 лет. А почему не 5000?
В последние годы часто приезжали к нам крупные специалисты по истории киргизского народа российские профессора С.Г. Кляшторный и Ю.С. Худяков, китайский профессор Ху Чжен Хуа. Недавно им всем дали по ордену, чтобы они своим научным авторитетом подтвердили обоснованность наших притязаний на древность своей государственности. И они без особых нравственных терзаний пошли навстречу нашим пожеланиям такого рода. И очень печально, что серьезные ученые участвуют в дополнительной мифологизации сознания бедного народа, у которого и без того слишком много иллюзий патриархально-феодального происхождения и социалистического пошиба.
Корр. - Нельзя же винить во всех наших бедах национальную интеллигенцию. Ведь она плоть от плоти собственного народа. Может быть, качество тела нации сказывается на ее мозге?
С.Д.- Киргизский народ численностью в три миллиона состоит по преимуществу из здравомыслящих людей. А эстонцев ровно в три раза меньше нас. И они за прошедшее десятилетие, которое оказалось для всех бывших советских республик катастрофичным, сумели выйти из экономического кризиса и приблизились к европейским стандартам благополучия. Прославились на весь мир они именно этим достижением. А мы, занятые за это время проведением разорительных торжеств в честь этических сказаний, городов, феодалов, большевистских чиновников и т.д., докатились до уровня феодализма с некоторыми элементами дикого капитализма. Конечно, общенациональный откат был обусловлен не только бездумными расточительствами юбилейного пошиба. Нам помешали продвинуться вперед отсутствие у нас прагматичности и предприимчивости, недостаточность трудовой культуры и, самое главное, наша общая малообразованность и функциональная неграмотность.
Кто-то из зарубежных мыслителей заметил, что лучшим учителем головы являются руки. Киргизы до сих пор не научились делать товары из сельско-хозяйственного сырья и других природных материалов. Так, если раскопать курганы, то в каждом айыле можно найти керамические изделия тысячелетней давности: амфоры, кувшины, горшки. А наши люди, живущие на этой земле, не умеют делать керамические вещи, хотя необходимых для их изготовления материалов у нас в избытке. Многие народы умудряются изготавливать ходовые товары из молока, мяса, шкур и костей животных, из камней, металлов, древесины и т.д. Наши же люди пока не умеют делать даже сыры в домашних условиях. В стране добывается немало золота и серебра, а киргизы не занимаются ювелирным ремеслом. Поэтому ныне необходимо установить в каждой школе гончарный круг, на котором каждый может работать даже без электричества, учить детей изготавливать не только керамические изделия, но и другие прикладные вещи из общедоступных сырьевых материалов. Необходимо всемерно развивать в республике систему профессионально-технического обучения, которая почему-то забыта нашими властями.
Очень жаль, что наша образовательная политика оказалась нацеленной на приоритетное развитие высшей школы. Поэтому непомерно размножились всякого рода университеты и академии. Их руководители вот уже более десяти лет нечестно спекулируют на страстном желании выпусников школ "выйти в люди", под которым обычно понимаются избавление от физического труда и вхождение в паразитическую в сущности социальную прослойку. Ведь почти все киргизские ребята хотят выучиться прежде всего на милиционеров, юристов, таможенников и других госчиновников, чтобы легко и беззаботно жить за счет простых людей, без обязанностей и ответственности перед ними. Все рвутся попасть в высшую школу, ставят себе целью на худой конец получить диплом эколога, философа, социолога, дипломата, специалиста по международным отношениям, в чьих услугах бедное общество вовсе не нуждается. К тому же наши вузы пачками выпускают интеллектуальных инвалидов, не способных самостоятельно ставить и решать конкретные житейские проблемы. Подавляющее большинство из них думают только о работе в госструктурах и панически боятся заниматься трудным и рискованным, но перспективным частным бизнесом. Немногие выпускники, вооружившиеся образовательным багажом благодаря собственным стараниям и способностям, хотят непременно перебраться в благополучные страны.
Еще хуже обстоят дела с подготовкой кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. Тем самым происходит страшная, чреватая большими неприятностями для науки, провокация научной деятельности. Но это почему-то никого не беспокоит.
Одним словом, у нас продолжается инерционное, но расширенное воспроизводство образованного авангарда нации с очень низким уровнем общей и профессиональной подготовки. Мне кажется, ныне в Киргизии численность людей с дипломом вузов и техникумов дотягивает где-то до миллиона. Следовательно, дипломированных участников умственного труда у нас столько же, сколько всего эстонского населения. И мы с таким кадровым потенциалом никак не можем справиться с собственной бедностью и отсталостью. Причем даже с ощутимой помощью развитых и богатых народов. Отсюда само собой напрашиваются однозначные выводы о качестве мозга и тела нашей незадачливой нации.
Корр.- А вам не кажется, что иностранная помощь нас развратила?
С.Д.- Да, это есть. Однажды я даже выступил, что без иностранной помощи мы уже давно вышли бы из кризиса. А как? Половина умерла бы, половина выжила, развилась и приспособилась. (Смеется). Есть же примеры. В 1923 году, после возвращения киргизов из Китая и окончания гражданской войны, когда Ленин объявил НЭП и убрал налоги, жизненный уровень поднялся, поэтому, как вспоминал Хусейин Карасаевич, в 1933 году после коллективизации на Ысык-Келе говорили: "Оказывается, коммунизм у нас был, мы его проморгали". Без кредитов, без иностранной помощи люди сами начали работать. Появился вкус к обогащению. Поэтому прежде всего необходимо дать людям экономическую свободу. Ведь никто не хочет умирать.
Иностранная помощь развращает еще и тем, что она неконтролируемая. Мне говорили знающие люди, что около половины иностранных средств, а может, и больше, потребляют сами иностранцы. И опять остается надеяться на следующую помощь, тем самым зависимость от нее становится бесконечной.
Корр. - И какой же выход?
С.Д.- Даже в настоящее время мы находимся в не очень дружелюбном окружении, свидетельством чему служат многочисленные проблемы практически со всеми окружающими государствами от спорных территорий до протекционистской политики. Многочисленные заявления нашего лидера о величии народа вкупе с заветами Манаса никак не смогут изменить это положение, а помогут только реальные действия. Например, войти в состав действительно могущественного, развитого и продолжающего развиваться государства: вдруг нам перепадет от пассионарности его народа?
Но для этого нужны совершенно новые люди, с психологией и методами работы европейского человека. Возглавить такой процесс могут только личности, с молоком матери впитавшие демократические ценности и прожившие определенную часть своей жизни при строе, позволяющем раскрываться человеку, проявив свои способности. Не стоит стыдиться привлекать в самое высшее руководство таких людей со стороны, действительно самостоятельных и состоявшихся (например, Билла Клинтона. - З.С.), а не таких, которые не смогли найти свое место в своей стране, и которых их правительства пристраивают в странах, подобных Кыргызстану.
Наиболее приемлемой кандидатурой страны, вхождение в состав которой было бы удачным для Кыргызстана, представляются Соединенные Штаты Америки. Во-первых, это самая могущественная и развивающаяся страна в мире. Во-вторых, она расположена на другом континенте. В-третьих, она тоже может получить от этого процесса определенную выгоду.
США могут показать пример всем другим странам хотя бы нашего региона, как нужно жить и развиваться. Если даже Кыргызстану не удастся сразу войти в состав США, то данная цель может сильно встряхнуть народ и даст ему мощный стимул для движения: поставить цель - войти в состав США, допустим, к 2025 году. Если к какому-то моменту времени, после приложения значительных усилий, и главное, достижения каких-то результатов, мы объявим референдум, получим положительный итог и попытаемся вступить в состав США, трудно будет просто так отмахнуться от такой инициативы самой демократической страны мира.
Но даже если не сможем вступить в США, что же, мы все равно сильно продвинемся вперед в своем стремлении к демократизации, общество станет гораздо более соответствовать идеалам современного передового мирового сообщества. И тогда Кыргызстан станет примером для других стран, и сами собой рухнут окружающие недемократические режимы. Это ли не цель для народа?
Так что для объединения народа нужно поставить действительно высокую и очень важную для всех цель, а не размахивать лозунгами. Достижение такой цели гораздо более возвысит народ, чем пустое копание в истории, а при желании и определенных обстоятельствах в ней можно обнаружить даже то, чего никогда не было и не могло быть. Поэтому следовало бы приложить свои усилия в этом направлении, а не увлекаться тем, что называется обычно манией величия.
З.Сыдыкова 5/11/2002
|