"Свободная Азия" - И.Каримов в поиске "полезных" национальных героев. Культ есть, туго с личностями... 08:49 06.11.2002
Президент Узбекистана в поиске "полезных" национальных героев
Поиск и выбор национальных героев в целях укрепления самой нации являются частью политической культуры любого государства. Однако все, что происходит по этому поводу в современном Узбекистане отнести к классическому представлению о становлении национальной государственности очень сложно.
Ислам Каримов представляет собой особый тип политических лидеров, который постоянно стремиться решить все проблемы одним махом - быстро и не заметно (видимо сказывается прошлое советского чиновника и прототипа скрытого коммунистического властолюбца, антиконституционные действия которого нельзя было демонстрировать на глазах мировой общественности, ибо речь уже шла о так называемом независимом "демократическом" Узбекистане).
Иногда у него что-то получается, иногда нет. Результат при этом остается таким, от исхода которого, в конце концов, узбекский лидер остается не довольным окружением, что и позволяет ему всю вину взваливать на слабость работы помощников или провокации политических противников. В любом случае, он остается на престоле вот уже не один президентский срок.
Постоянно напоминая населению Узбекистана о его относительных экономических достижениях и так называемой борьбе с международным терроризмом, Ислам Каримов никоим образом при этом не сообщает о результатах борьбы со своей доморощенной мафией или же защите окружающей среды. Каримов не умолкает говорить о борьбе с международным терроризмом, открыто намекая на нежелание политического истэблишмента Узбекистана, позволить мусульманам этой республики свободно выражать свои религиозные чувства. Речь при этом не идет об исламском фундаментализме и религиозном терроризме. Если Каримов, закрывая мечети при городских общинах Узбекистана - махалях -, имеющих глубокие традиционные устои, утверждает, что он ведет борьбу с терроризмом, то до сих пор не понятно, почему официальный Ташкент в 2001 году признал власть талибов в Афганистане, и тем самым присоединился к Саудовской Аравии, Пакистану, Чечне и другим странам, признавших режим талибов.
Когда в Узбекистане начинается "охота на ведьм" - похищения людей, несанкционированные аресты, преследования родственников оппозиционеров, пытки в тюрьмах заключенных со смертельным исходом и многие другие формы преступлений, не подходящие не под какие каноны жизни традиционного восточного общества, не говоря уже о нарушениях международного права, которое, кстати, признали официальные власти Узбекистана -, то отношение к режиму Каримова во всем мире становится не адекватным.
Все эти обстоятельства заставляют президента Узбекистана постоянно задумываться о новых мерах по укреплению своей власти.
Какими же методами Ислам Каримов пытается удержаться на политической сцене с тем, чтобы не оказаться в опале большинства своего собственного народа, как это происходит в настоящее время с некоторыми в политических лидерами в ряде стран, например, с Угарте Пиночетом в Чили? Ислам Каримов самолюбив по-своему, "по-президентски", и, самое главное, остается все еще у власти, а значит, существует опасность быть устраненным от дел под давлением толпы. Поэтому, Каримов и применил старый испытанный способ советских времен - воскрешение мертвых.
Если обратиться к пресс-службе узбекского лидера, информацию о которой можно найти в интернете (см. http://www.press-service.uz/rus/knigi/9tom/1tom_2.htm И. Каримов: "Пламенное сердце сына народа"), то следует обратить внимание на речи Каримова, посвященные деятельности бывшего первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Шарафа Рашидова (1959 – 1983).
В связи с этим возникает вопрос: почему возрождается культ Шарафа Рашидова, более двадцати лет возглавлявшего КП Узбекистана, и ему подобных в так называемом посткоммунистическом Узбекистане и при доминировании сегодня в стране некоммунистической идеологии? Разве такой махровый коммунист, как Рашидов смирился бы с нынешней политической системой Узбекистана - при этом имеется в виду гегемония рыночных отношений, приватизация государственного сектора, тесные дипломатические и политические связи с капиталистическим миром, т.е. всем тем, что не укладывается в рамки марксизма-ленинизма. Может быть, речь идет о так называемом мощном влиянии все еще существующего коммунистического лобби Узбекистана, по образу российских коммунистов, чья ностальгия по "свободе, равенству и братству" создает повод легитимности власти местных партократов? Ничего подобного.
Дело в том, что возрождение в памяти узбеков деяний Рашидова, во-первых, связано с легализацией "власти имущих", строящих свою политику по принципу "грабь так, как это делали до тебя, смотри на них, подражай им".
Во-вторых, население Узбекистана из-за скрытой политики власти не в состоянии самостоятельно провести водораздел между честными доходами, и доходами, полученными в результате криминальных операций. Простому дехканину или городскому учителю вдалбливают идею о честных доходах, как тему, над которой такие люди не должны задумываться. "Делайте свое дело, получайте свой хлеб насущный, и не спрашивайте, откуда такие крупные доходы у местного хакима, или мэра города" при таких низких, фактически нищенских окладах местного населения.
В-третьих, Каримов лишний раз стремится продемонстрировать силу своей власти перед оппозицией, которая в свое время подвергала жесткой критике прошлые деяния Рашидова.
В-четвертых, определенная часть узбекского народа, зная, как ревностно начинает нынешняя власть оберегать культ Рашидова, сам идет на такую поддержку, чтобы не попасть в немилость, и, с другой стороны, извлечь, например, экономическую выгоду благодаря проявлению такой лояльности. Название именем Рашидова селений, городских площадей и улиц, трудовых гильдий и пр. явный пример поддержки такой части тем мерам, которые предпринимает Каримов. Кроме того, именем Рашидова должно, согласно ментальности малообеспеченных, полуголодных людей, спасти их от произвола местных властей в вопросах обременительного налогообложения, а с так называемыми "лояльными" людьми местным властям всегда можно легко договориться по любым вопросам, даже политическим.
В-пятых, Каримов, возрождая культ Рашидова, демонстрирует свое желание выйти из под политического влияния современной России, так как Рашидов на закате своей политической карьеры все чаще сталкивался с критикой из Москвы, что заставило его даже покончить жизнь самоубийством. Ислам Каримов прекрасно знает, что во времена СССР криминальным структурам Узбекистана, деяния которых было хорошо известно Рашидову, что, следовательно, не снимает его ответственность за их преступления, удалось своими махинациями (главным образом приписками хлопка) выкрасть из государственной казны 1,5 миллиарда рублей. Тогда современная Россия не ассоциировалась со всем СССР, а государственная казна не принадлежала только коммунистической номенклатуре. Это означает, что Каримову, прежде чем говорить о "заговоре против Рашидова со стороны соседей" следует довести до сведения всех народов бывшего СССР, как его правительство собирается им вернуть эти 1,5 миллиарда рублей по валютному курсу тех лет.
В-шестых, Каримов пытается представить Рашидова в образе благочестивого мусульманина, который в свою очередь как огня боялся основ мусульманских канонов, да и как партийный лидер наоборот проявлял рвение при преследованиях верующих в Бога людей. Каримов также опасается возродить в Узбекистане память мусульманских мыслителей, призывавших людей к добродетели, миротворчеству и отказу от лжи и умышленного грехопадения.
В заключении можно отметить, что Исламу Каримову сложно довести до массового читателя в полной по содержанию форме тот "положительный" портрет Рашидова, как национального героя Узбекистана даже через свою пресс-службу...
Об авторе:
Кристоф Абдольхофф - кандидат политических наук, востоковед-историк, вице-президент Европейского Конгресса журналистов "Литерат", член редколлегии "Свободной Азии", живет в Германии (Берлин)с 1993 года
05.11.2002
|