Б.Шихмурадов - Ниязов, кончай переписывать историю! Мысли, навеянные 7 ноября 00:03 08.11.2002
Возложение венков к собственной истории 7 ноября как символ триумфа и трагедии, как пьедестал и братская могила Борис Шихмурадов - ВИС НДДТ, 07.11.02
Я обращаюсь к гражданам Туркменистана - людям старшего поколения, к ветеранам, за плечами которых трудная жизнь, несколько войн, сказки о светлом будущем и суровая правда настоящего, два века борьбы и 11 лет демагогии и обмана. В этой жизни всякое бывало, но никто и предположить не мог, что последняя одиннадцатилетка побьет все самые жуткие рекорды, что пролетарская революция, при всех ее ужасных последствиях, на фоне 11 лет ниязовской независимости будет выглядеть безобидно и вызывать ностальгию.
В той истории были не только черные полосы, особенно для туркменского народа, именно тогда обретшего собственный очаг, землю, государственную территорию, победившего страшные болезни, голод, эпидемии, преодолевшего отсталость, почти поголовную неграмотность, зависимость от варварских поведенческих стереотипов, делавших его изгоем. Это в той истории туркмены стали нацией образованных людей, ученых, писателей, поэтов, это в той истории был налажен быт туркменских дайхан так, что вызывал зависть у наших соседей. Это в той истории родились творения туркменских художников, кинематографистов, театральных деятелей, открытия ученых в области изучения пустыни, энергии солнца, создания новых сортов хлопчатника, археологии и этнографии, медицинской науки, в частности, педиатрии и офтальмологии. Это в той истории остались достижения наших спортсменов, активная студенческая жизнь, веселые свадьбы и семейные торжества без соглядатаев и милицеских патрулей.
Я далек от мысли рисовать прошлое в розовых цветах, тем более, что имел и имею весьма критический взгляд на большевизм и опыт "советского социалистического строительства", ставившего человека во вторичное положение по отношению к государственной машине, нарушавшего права и свободы людей, делавшего их зависимым на долгие годы от воли безмозглых вождей. От этого еще обиднее, что ниязовская одиннадцатилетка с лихвой перекрыла все негативное из того, что сам Ниязов называет "тоталитарной системой", а народ шарахается от его независимости и плачет по своему "тоталитарному" прошлому.
Но поступать так, как Ниязов, нельзя. Нельзя попросту взять и вычеркнуть несколько эпох из истории нашего народа, все, что было между первотюрком Огуз-ханом и Президентом Ниязовым. Вроде и не было у современных туркмен ни дедов, ни отцов, ни матерей, кроме Атамурада ага и Курбансолтан эдже..
Большевистская система государственного управления был раем для различных маргиналов, попавших в исключительную среду для сытного проживания и административного роста. Ниязов – один из них. Он против демократии не потому, что не согласен с преимуществами этой формы общественно-государственного устройства. Просто при демократии у него не будет никаких шансов на лидерство. Он не обладает ни даром речи, ни даром мысли, ни харизмой, ни мужеством. Одни рефлексы и инстикты. Выжить любой ценой, грабя, издеваясь над людьми, убивая нацию, лукавя на политической сцене, сохранить власть – вот цель Ниязова, вот причина его ненависти ко всем просвещенным и образованным людям, ко всем , кто самим своим существованием или памятью о себе служит ему укором и напоминанием о собственной ущербности.
Для нас в Туркменистане день 7 ноября – не повод для праздненств или грусти. Это просто день, в который нам следует задуматься о том, что же с нами происходит, мысленно возложить цветы к собственной истории, попросить прощения у ушедших, вспомнить тех, кто оставил после себя много славных дел, добрую память. Будьте здоровы и великодушны, матери и отцы, братья и сестры, пережившие на своем веку многое. Ваш опыт, ваша выдержка и воля нужны сегодня молодому поколению, которое Ниязов водит по пустыне беспамятства в надежде превратить людей в манкуртов. Ваша поддержка вселяет силы в тех, кто борется с диктатурой и мракобесием, кто очистит страну от ниязовской грязи.
А дни так и останутся в календаре красными и черными, светлыми и темными. И о 19-ом февраля мы будем говорить, как о Дне национального позора. Хладнокровно и философски. Это – история.
|