Крашеные яйца. "Гундогар" обвиняет Туркменбаши в антиисламской ереси 02:27 10.11.2002
В стране Туркменбаши красят не только волосы, но и... яйца "Своеобразное" толкование Ислама ниязовскими придворными
Несколько месяцев назад Туркменбаши обиделся на всю мировую прессу за то, что она "клевещет" на него и его чудо-страну. "Для распространения достоверной информации о Туркменистане" был создан специальный орган – отдел международной информации Аппарата Президента. За короткое время своего существования орган этот весьма преуспел в извращенном толковании событий в Туркменистане и вокруг него, а также в прямом дезинформировании туркменской и зарубежной общественности. Как это было, в частности, с несостоявшимся Саммитом по афганскому газопроводу.
Не имея иных механизмов выхода на тиражные международные СМИ, туркменские пропагандисты самоудовлетворяются размещением своего продукта на собственном же сайте "Туркменистан.ру". 9 ноября 2002 года на нем был опубликована статья под заголовком "Народный ислам туркмен", подготовленная сотрудником того самого международного отдела Сердаром Дурдыевым. Материал был иллюстрирован фотографией, на которой в позе молящегося на фоне национального флага и штандарта Президента Туркменистана изображен (?!) главный муфтий Туркменистана Насруллах ибн Ибайдуллах [примечание: через несколько часов после публикации, иллюстрация к материалу "Народный ислам туркмен" на сайте "Туркменистан.ру" была заменена]. В статье содержатся странные умозаключения, например, такие: "соблюдение поста в месяц Рамадан стало уже почти хорошим тоном, в то время как отказ родителей от обрезания мальчиков – тоном дурным"; "Пресловутая "пассионарность" Ислама, о которой сейчас стало модным говорить чуть ли не как о главной причине так называемого мусульманского экстремизма, туркменам не свойственна". Что это? Бред воинствующего дилетанта или торжество антихриста в образе правоверного? Хотя подобное поведение подчиненных Туркменбаши следовало ожидать после его собственных антирелигиозных действий, к первому из которых относится чернение своих седых волос, согласно заветов Пророка Мухаммеда относящееся к числу неподобающих для мужчины-мусульманина. Или попытка навязать себя обществу в качестве самого Пророка, подменить священную книгу мусульман своим опусом "Рухнама". Чего уж тут удивляться финальному пассажу в упомянутой статье, где автор говорит следующее: "Даже в самых традиционных туркменских семьях на пасху красят яйца, и это ни у кого не вызывает удивления"?
Нет, пожалуй, кое у кого удивление по поводу крашенных туркменских яиц все-таки возникнет, причем вместе с желанием отправить на медицинское освидетельствование не только "великого" Сапармурата Туркменбаши, перекрасившего свои волосы в черный цвет, но и его подчиненных, также имеющих странные малярные пристрастия, далекие от туркменских обычаев.
Гундогар, 10.11.2002 ----- НАРОДНЫЙ ИСЛАМ ТУРКМЕН
Вот уже третий год в Туркменистане официально отмечается один из главных мусульманских праздников – наступление священного месяца Рамадан. С обращением к нации по этому случаю выступил президент Сапармурат Ниязов, газеты публикуют материалы просветительского свойства, объясняющие суть этого праздника, его историю, обряды, главным из которых является пост.
Светский характер государственного устройства Туркменистан зафиксирован в его Конституции. Тем не менее религиозные праздники становятся в стране все более популярными, что не в последнюю очередь связано с поощрением их со стороны государства. Сразу после обретения независимости в Туркменистане были сняты все запреты и ограничения, касающиеся соблюдения религиозных обрядов, началось масштабное строительство мечетей, был открыт теологический факультет государственного университета, впервые за многие десятилетия туркменские паломники начали ежегодно посещать святые места – Мекку и Медину, причем государство оплачивает все расходы, вплоть до выделения специального самолета национальной авиакомпании.
Означает ли это наличие религиозного бума в стране? Скорее нет, хотя интерес к религии практически у всех слоев очевиден, а скажем, соблюдение поста в месяц Рамадан стало уже почти хорошим тоном, в то время как отказ родителей от обрезания мальчиков – тоном дурным. Дело в особенностях восприятия туркменами религии, которая, исторически, никогда не была довлеющим элементом ни на государственном уровне, ни в повседневной жизни. Скажем так, туркмены никогда не были религиозными фанатиками, а Ислам воспринимался в тесной увязке с народными традициями и обычаями, которые не всегда в точности соответствовали религиозным канонам.
Большой знаток туркменской истории академик Вадим Массон не случайно говорил о "народном исламе туркмен", во многом объясняющем особенности национального характера – веротерпимость, толерантность, удивительное умение уживаться с другими нациями и народами. Пресловутая "пассионарность" Ислама, о которой сейчас стало модным говорить чуть ли не как о главной причине так называемого мусульманского экстремизма, туркменам не свойственна. Горы цветов у американского посольства в Ашхабаде после событий 11 сентября, повсеместное – от таксиста до президента – осуждение захвата заложников в Москве – тому подтверждение. И когда даже в самых традиционных туркменских семьях на Пасху красят яйца, это ни у кого не вызывает удивления – к своим православным соседям по двору в праздники не принято ходить без подарка. И это тоже можно отнести к разряду туркменских традиций.
Сердар МУРАДОВ Туркменистан Ру, 9.11.2002
|