Фаридзаде (советник президента ИРИ) - Постепенные и продуманные реформы - единственный путь к демократии в Иране 00:54 13.11.2002
Советник иранского президента: залогом прогресса является политика умеренности
Бывший профессор философии и истории Мохаммад Джавад Фаридзаде вернулся в Иран из Германии в 1997 г., чтобы занять пост спичрайтера в правительстве своего друга, президента Мохаммеда Хатами, и помочь ему в развитии иранской демократии и укреплении международных связей Ирана. Корреспондент EurasiaNet беседовала с Фаридзаде в Мадриде, где он сопровождал Хатами во время первого после падения шахского режима (1979 г.) визита иранского президента в Испанию. Ниже следует текст интервью.
EurasiaNet. Когда в 1997 г. был избран президент, многие надеялись, что [демократии в иранской политике] станет больше. По большей части эти надежды не сбылись. Неужели президент был запуган всем тем давлением, которое на него оказывается?
Фаридзаде. Г-н Хатами верит в религию. У него большой стаж преподавания ислама, современной философии и социальной теории. Хатами мягкий человек и любит людей. Так что вполне естественно, что он исповедует и представляет ту форму ислама, которая выступает против насилия и крайностей, проповедуя мир и терпимость. Для него другие люди, с которыми он должен иметь дело, ни в коем случае не выступают в качестве врагов. Всем, кто именем религии оправдывает насилие, войну и конфронтацию, он говорит, что вместо победы над врагами они в действительности подрывают саму религию. Поскольку религия касается духовной сферы, она обладает огромной силой, которая способна исцелять людей и помогать им. Религия способна вести за собой человечество, но она не должна быть просто инструментом и ни в коем случае не должна быть орудием для достижения политических целей. Так считает Хатами.
EurasiaNet. Но что можно ожидать от президента как от политического лидера, человека, которому приходится проявлять решительность и твердость?
Фаридзаде. Вполне естественно, что многие голосовавшие за него люди хотели бы видеть большую активность и решительность. Им бы хотелось видеть во главе страны человека, поднимающего ее на решение насущных проблем и располагающего реальной властью. Речь идет не о том, что г-н Хатами не обладает этими качествами. Как неоднократно говорил президент как своим противникам, так и сторонникам, процесс изменений в Иране по необходимости идет очень медленно. При этом все те, кто игнорирует политическое, культурное и социальное состояние иранского общества, может навлечь на страну большие беды.
Хатами убежден, что укрепление гражданского общества и законности является ключом к успеху движения за реформы. Когда люди знают свои права, когда они знают, как их отстоять – тогда никто не может лишить их этих прав. Всего этого невозможно достичь немедленно – особенно если вы вспомните, что в течение столетий в Иране правили деспоты и диктаторы. Все это, кроме прочих вещей, призывает нас к великому терпению и спокойствию. Не хочу оправдывать политики опозданий, но раньше в нашей стране не было и речь о соблюдении законности. Сегодня все говорят о законе и конституции. Сегодня каждый политик в Иране должен основывать свои действия на законе и быть чистым перед законом. Это новый феномен.
EurasiaNet. Важнейшей темой, обсуждавшейся во время визита президента Хатами в Иран, были права человека. По заявлению министра иностранных дел Камаля Харрази, в декабре Иран и Европейский Союз начнут обсуждение этого вопроса. Многие в Иране, в правительстве и вне его, часто отвечают на критику, говоря о существовании особых "исламских прав человека", которые якобы отличаются от прав человека вообще. Как Вы думаете, каким будет результат этих дискуссий?
Фаридзаде. С моей точки зрения, сама тема исламских прав человека носит несколько туманный характер, как и тема "христианских", "иудейских" или либеральных прав и т.п. Права человека суть права человека, и здесь не может быть религиозных, политических или расовых разграничений. Если мы будем уточнять смысл термина, то он потеряет всякий смысл. Пусть любой сторонник концепции "исламских прав человека" выступит с разъяснением своей позиции. Можем ли мы, например, сказать, опираясь на эту концепцию, что у немусульман нет прав?
В нашем обществе истинный шиит должен следовать заветам предков и предписаниям богословов. Главным в шиизме является опора на рациональное рассуждение. Подвергать пыткам человеческое существо – зло. Заключать в тюрьму невинного человека – зло. Религия придерживается этой основанной на рассудке рациональности. И это основа для обсуждений вопроса о правах человека.
EurasiaNet. Вы думаете, что [люди, которые с Вами не согласны], способны услышать Вас и тех, кто разделяет Ваши взгляды?
Фаридзаде. Многие из тех, кто проповедует собственные версии прав человека, думают только о том, чтобы удержать власть. С такими людьми можно договориться исключительно в таких местах, как парламент. Когда закон принят, то далее он переходит в разряд социальной нормы. Если Вы следите за новостями, то парламент недавно принял законопроект, благодаря которому (хотя он еще и не стал законом из-за противодействия некоторых сил) удалось поставить вопрос о демократии на общенациональном уровне. Никаким разглагольствованиям, демонстрациям или политическим акциям не удалось бы этого сделать. Это еще один пример, доказывающий, что политика постепенных и продуманных реформ является единственно возможным способом демократизации.
Камелия Энтехаби-Фард, журналист, специализируется на освещении событий в Афганистане и Иране.
|