А.Нарматов (ректор Исламского института Кыргызстана) - "Никто из наших ребят не... призывал к свержению существующего строя" 09:19 16.11.2002
Неверующий тот, кто вредит соседу
Исламский институт был образован в Кыргызстане в 1993 году. Тогда, впервые после распада Союза, в стране появилось высшее духовное учебное заведение. За десять лет существования его окончили около 150 студентов. Здесь готовят будущих духовных лидеров.
За последние годы число верующих возросло в несколько раз. Если в начале девяностых в богослужениях участвовало несколько десятков человек, то сегодня мечеть не может вместить всех желающих. 70 % принимающих ислам - сегодня молодежь. В то же время рядом с исламом мелькают такие слова, как терроризм, джихад. Экстремисты, пользуясь удобным для них толкованием религиозных постулатов, привлекают на свою сторону верующих.
Кыргызстану не удалось избежать и этой проблемы. Члены партии "Хизб ут–Тахрир" считают себя прежде всего верными служителями и последователями пророка Мухаммеда.
- Хизбуттахрировцы вербуют молодежь, пользуясь ее религиозной безграмотностью, - говорит ректор института Абдушукур НАРМАТОВ, - и к нам поступали молодые люди, искаженно понимающие хасид. И только пройдя обучение, они осознали ошибки. Если говорить об истории, партия "Хизб ут–Тахрир" (партия освобождения) впервые появилась в Палестине, во время образования не ее территории государства Израиль. Тогда же к ней приклеили ярлык "исламская", опять же для того, чтобы привлечь людей.
Корр.. - Очень часто из уст террористов звучит слово "джихад". Откуда эта священная война?
А.Н.- Вообще таких людей можно отнести к недоброжелателям ислама. Если говорить о чеченской проблеме, о религии там и речи нет. Война идет за политическую независимость. Никто не запрещает учить и проповедовать заветы пророка. К терроризму ислам не призывает. Один из постулатов веры - мусульманин не вредит ни языком, ни руками. Джихад оправдывается в трех случаях: когда враги нападают на родную землю; когда мусульманам запрещается проводить обряды; когда нарушается мирный договор со стороны партнера. За всю историю ислама действительно священная война была только три раза.
Корр.- Вы следите за судьбами ваших выпускников?
А.Н. - Никто из наших ребят не вступал в "Хизб ут–Тахрир". Тем более не призывал к свержению существующего строя. Выпускники вуза, принимая духовный сан, отправляются служить в областные мечети, преподавать в медресе. Именно их задача донести до верующих правильное толкование хадиса (изречения пророка).
Корр.- Как вы относитесь к тому, что некоторые духовные лидеры активно участвуют в политической жизни страны, например, в шествиях и митингах?
А.Н.- Отрицательно. Согласно нашей Конституции религия отделена от государства. Да, свою гражданскую позицию человек может отстаивать, но как гражданин, а не как духовное лицо.
Корр.- Как попадают студенты в ваш институт?
А.Н. - Обычно приезжают по направлениям из мечетей со всех уголков республики. Можно прийти и без рекомендации. У нас учатся и девушки. Но у нас есть возможность обучать только сорок студентов. Большего количества учеников мы не набираем.
Корр.- По вашему мнению, как бороться с лжерелигиозными фанатиками?
А.Н. - Бороться можно только истинным знанием. Есть изречение Мухаммеда: "Будет неверующий тот, кто вредит соседу". Это значит: жить в мире нужно и с жителями своей деревни, и страны, и земного шара. В праздник хочется пожелать всем мира. Именно в священный месяц Рамазан останавливались войны, споры и тяжбы.
Галина ЦОЙ
14.11.2002
|