ВВС - "В этом мире". Жизнь афганского беженца в жизни и в кино - английский режиссер борется искусством с ксенофобией 00:03 17.11.2002
Беженец, актер и снова беженец
Джамаль и Энаят - реальные беженцы, сыгравшие двух нелегалов
Обычно кино следует за реальностью. Однако бывают случаи, когда не поймешь, что подражает чему. Как рассказывает в очередном выпуске программы "Гражданин мира" Олег Болдырев, к подобным случаям можно отнести историю фильма "В этом мире", представленного на 46-ом Лондонском кинофестивале.
15-летний Джамаль звонит из Лондона домой, в Пешавар - наводненный беженцами город на афгано-пакистанской границе. Джамаль - сирота, добравшийся до Лондона через пять границ и семь тысяч километров, он - мигрант-нелегал. Джамаль - главный герой фильма "В этом мире", представленного на 46-ом лондонском кинофестивале режиссером Майклом Уинтерботтомом.
Реальный Джамаль - Джамаль Удин Тораби, житель Пешавара, вырос в лагере афганских беженцев. К тому моменту, как его заметили агенты, искавшие актеров для фильма, он делал кирпичи на одной из местных фабрик, получал за это один доллар в день, на который кормил себя, свою мать и четырех братьев и сестер. Он и еще один пешаварский афганец, 22-летний Энаятулла, вместе со съемочной командой Уинтерботтома проехали, прошли и проплыли маршрут, по которому следуют десятки тысяч беженцев, стремящихся в Европу.
Истории тех, кому удалось добраться до Англии, это поистине эпические повествования... Мы решили проследить путь тех, кто пытается пробраться в Европу
Майкл Уинтерботтом - О Пешаваре и других местах скопления афганских беженцев британская публика узнала из военных сводок осени прошлого года. Тогда, в октябре-ноябре 2001-го к миллионам афганцев, бежавших сначала от советской армии, а потом от армии талибов, добавились сотни тысяч тех, кто скрывался от налетов американской авиации.
Впрочем, как рассказал Майкл Уинтерботтом, замысел этого фильма появился задолго до начала войны в Афганистане: "Главными были два мотива: во-первых, поведение политиков летом прошлого года, во время избирательной кампании здесь, в Великобритании. Иммиграция стала тогда политической проблемой, и все политики стали прибегать к откровенно ксенофобским высказываниям, говорили о "ложных" искателях убежища, о том, что мигрантов надо отправлять обратно домой".
"Но еще были отдельные истории отдельных беженцев - например, в порту Дувра в июне двухтысячного года нашли контейнер, в котором было 58 китайцев, погибших от удушья. Истории тех, кому удалось добраться до Англии, это поистине эпические повествования - люди оставляют дома все, что им было дорого, и продираясь через невообразимые трудности, пытаются начать новую жизнь. Казалось бы, мы должны сочувствовать им, но нет - реакция враждебная. И тогда мы решили проследить путь тех, кто пытается пробраться в Европу", - рассказывает режиссер.
Футбол без границ - от Пешавара до Кале
По маршруту Пешавар-Тегеран-Стамбул-Триест-Кале съемочная команда проехала дважды: сначала изучая дороги, пограничные посты, перевалы, портовые доки и лагеря беженцев, и уже потом - с актерами. Уинтерботтом обижается, когда его фильм называют документальным, правда при этом гордится тем, что его метод съемки - с плеча и без дорогой подсветки - оставляет впечатление неигрового кино.
В этом мире - непредсказуемые таможенники, говорящие на непонятных языках незнакомцы-контрабандисты, бесконечные дороги, рассекающие коричневую пустыню, скука, сменяющаяся нервным ожиданием. В этом мире играют в футбол - в лагере беженцев Шамшату, в Пешаваре, в курдской деревушке на пограничном горном перевале, на французском берегу Ла-Манша у лагеря беженцев Сангатт.
В этом мире границы условны, и два героя их не видят: двадцать километров по каменистой пустыне, и Пакистан превращается в Иран. Неудача на иранском блокпосту: Джамаль и Энаят не говорят на фарси, у них нет документов, и армейский патруль возвращает их в пакистанскую часть пустыни. Снова контрабандисты, снова мятые доллары переходят из рук в руки.
Сангатт - последний барьер перед Англией
Из закопченной мастерской в Стамбуле, где нелегалы штампуют вилки в ожидании новой переправы, их выгоняют на улицу и сажают грузовика, отправляющегося в порт. Запертые в стальной контейнер, беженцы не знают, что они уже в трюме корабля, что обещанная им Европа становится все ближе. Но человеческих условий никто не обещал. Сорок часов в душном стальном ящике не переживут ни Энаят, ни молодожены-иранцы, ни пожилой курд.
Когда в Лондоне ланч, в Пешаваре уже поздний вечер. Джамаль, оторвавшись от мойки посуды в лондонском кафе, пытается докричаться по телефону до пожилого афганца, сказать ему, что его сын Энаят уже не живет в этом мире. Фильм заканчивается сценой в лондонской мечети, Джамаль молится о том, чтобы ему разрешили остаться в Англии.
Дело M1187511
Дальше кино кончается, начинается реальность: завершив съемки, актеры-беженцы вернулись в Пешавар. Однако, посовещавшись с матерью, 15-летний Джамаль Удин Тораби решил вернуться в Лондон и снова стать беженцем, теперь уже по-настоящему, чтобы, подобно сотням тысячам эмигрантов, помогать своей семье деньгами из-за рубежа. Сотрудники британского консульства в Пешаваре не зря едят свой хлеб - они не хотели давать визы беженцам-актерам, опасаясь, что те сбегут, как только доберутся до Британии.
Еще раз проехав по туннелю под Ла-Маншем, теперь уже в удобном кресле, Джамаль высадился на вокзале Ватерлоо, показал уже почти истекшую визу и попросил убежища. Теперь он - один из трех с половиной тысяч несовершеннолетних мигрантов, приехавших в Великобританию с начала этого года.
Среди британских политиков есть те, кто это понимает, но они все равно используют ксенофобские лозунги - исключительно по популистским соображениям
Дело за номером M1187511 британское МВД рассматривало несколько недель. Убежища Джамалю не дали, однако, учитывая, что он несовершеннолетний, разрешили остаться в Соединенном королевстве на два года. По новым британским законам Джамаль будет обязан покинуть страну за день до своего восемнадцатилетия. С лета этого года он живет в приемной семье, ходит в лондонскую школу и не дает интервью. У Майкла Уинтерботтома нет планов снимать о нем еще один фильм, но он надеется, что Джамаль, как и сотни других эмигрантов, сможет жить так, как захочет: "Хорошо, давайте предположим, что кто-то действует, подчиняясь только экономическим соображениям, оставляет свою родину, желая помочь своей семье. Это, что - плохо? Эти люди невероятно упорны, невероятно трудолюбивы, их надо ценить".
"Я думаю, среди британских политиков есть те, кто это понимает, но они все равно используют ксенофобские лозунги - исключительно по популистским соображениям, думая что это повысит их популярность", - заявляет режиссер.
Не все, кого раздражает наплыв иммигрантов - ксенофобы, однако до сих пор власти и Великобритании, и многих других стран не считают достаточным поводом для выдачи въездной визы желание зарабатывать - и следовательно, приносить пользу не только своей семье, но обществу. Относится к этому можно по-разному, но ясно одно - истории типа той, что изобразили два афганских актера-беженца, будут повторяться снова и снова. 15.11.2002
|