Тайны подземелий Сейит Неджепи (Туркменистан). Сокровищ нет, есть гробы на ножках с чьими-то останками 00:11 17.11.2002
В подземелье Сейит Неджепи С. Демидов
Осенью 1958 года, собирая полевой этнографический материал для своих дипломных работ во время незабываемого двухмесячного похода на Юго-Запад Туркменистана вдоль пограничных с Ираном речек Атрек, Чандыр и Сумбар, мы с товарищем-однокашником Владимиром Басиловым попали в селение Ходжа-Кала, что на Верхнем Сумбаре. Живописная горная местность, зеленые заросли вдоль быстрой пограничной речки, старинные каменные дома с деревянными резными колоннами местных туркмен-нохурли – все это придавало необычный романтический колорит рассказам о народных обрядах, обычаях и традициях, которые мы слышали из уст старожилов.
И меня, и товарища особенно интересовали разного рода верования и представления, как исламского, так и доисламского характера. И хотя тогда было время грубого подавления религии и официально провозглашенного, так называемого, воинствующего атеизма, информанты-собеседники, видя нашу искреннюю заинтересованность, как правило, охотно делились своими знаниями и воспоминаниями.
Мечети в селении не было, но своего рода центральным культовым местом являлось расположенное на холме западнее селения святое место (овлия) Сейит Неджепи. Оно представляло собой небольшое покрытое глиной кирпичное купольное помещение с двумя колоннами, поддерживающими портал, на котором были укреплены три пары рогов черных баранов-архаров. Слева на тумбе-возвышении также лежала груда принесенных рогов. Архары, с которыми связан целый ряд сохранившихся с давних времен представлений и обрядов, считаются у горных жителей особо уважаемыми, священными животными. Поэтому охотники и приносили на святое место их наиболее представительный атрибут – рога. Внутри святилища стояло покрытое белой тканью надгробие святого, на котором, как обычно, лежали дары паломников, а чаще паломниц – сладости и деньги. Стены были увешаны вотивными предметами – тряпочками, а также имитациями колыбелек и луков – символическими просьбами к высшим силам о ниспослании потомства или даже конкретно (луки) - сына-наследника. Все это нам было хорошо знакомо, встречалось десятки раз на других святых местах. Но в отношении Сейит Неджепи мы услышали нечто новое.
Согласно народным преданиям под этим святилищем должно находиться подземелье, где хранятся сокровища, охраняемые духами послушников-мюридов святого. О самом святом месте население мало что знало, так как переселилось сюда на безлюдный тогда, верхний Сумбар из старинных нохурских селений лишь в конце XIX - начале XX веков. Святилище же стояло задолго до этого переселения, как и остатки средневековой крепости Ходжа-Кала на склоне горы на противоположной, иранской стороне ущелья. Сложенные из больших диких камней стены этой заросшей травой крепости и фундаменты бывших домов внутри нее можно было хорошо рассмотреть в косых лучах заходящего солнца. И святилище было связано своим происхождением с той, прежней Ходжа-Калой. Название последней: "Крепость Хаджи" или "Крепость Ходжей", переселенцы перенесли на свое новое селение, хотя здесь и не было никакой крепости, а среди жителей имелись лишь две или три семьи представителей нохурских ходжей (попутно заметим, что ходжи – одна из шести привилегированных в прошлом религиозно-социальных групп у туркмен, известных под общим именем "овлят").
Легендарные сокровища нас, как людей науки, интересовали не очень, а вот разгадать еще одну историческую тайну, естественно, хотелось. Поэтому мы и решили побывать в подземелье. Побывать, однако, сказано очень просто. Некогда в подземные помещения слева и справа от входа в святилище вели выложенные кирпичом узкие проходы. Но еще в начале ХХ века, когда в Средней Азии повсеместно усилился ортодоксальный ислам, во время очередного своего приезда в Ходжа-Калу, известный нохурский духовный авторитет приказал их засыпать, что тайком наблюдала, тогда двенадцатилетней девочкой, одна из наших семидесятилетних собеседниц.
Со временем земля на левом участке осыпалась, образовав узкий лаз-дыру, прикрытую от дождя перевернутым казаном. Через эту дыру друг за другом на животе, не без основания опасаясь укуса змеи или скорпиона, мы и спустились в подземное помещение. Оно представляло собой увенчанную куполом квадратную комнату из старинного тонкого жженого кирпича с большими нишами в стенах. Сокровищ, естественно, не было, но на полу стояло несколько узких деревянных носилок-гробов с высокими бортами, ручками и ножками. В них, полузасыпанные песком, виднелись костные останки погребенных, это и были, очевидно, самые достойные из числа мюридов-послушников святого. Правое подземное помещение, как выяснилось позднее, было пустое и служило зикр-ханой – местом проведения суфийских радений-зикров, к которым также не очень одобрительно относился ортодоксальный ислам.
Захоронение в деревянных гробах, хоть и без крышек, не свойственное мусульманскому похоронному ритуалу, встретилось нам впервые, и было своего рода научным открытием. Очевидно, оно имело локальный характер, так как спустя лет двадцать в том же горном районе, в нескольких десятках километров северо-западнее аналогичные захоронения были обнаружены еще в двух местах.
К какому времени относилась постройка усыпальницы Сейида Неджепи и найденные останки его мюридов, точно сказать трудно. Но, судя по архитектурным особенностям этого мавзолея, характеру кирпича и состоянию дерева носилок-гробов, а также, сопоставляя его с другими культурно-историческими памятниками Сумбарской долины, можно назвать период XVII – первая половина XVIII веков. О самой личности святого можно сказать лишь то, что он был известным, по крайней мере, в масштабах данного региона, суфием из почетного сословия сейидов (среди туркменских овлят одна из групп также носит название "сейит"). Он происходил или совершил паломничество в город Неджеф, что в Южном Ираке (Неджепи – дословно "Неджефский, из Неджефа") – один из священных городов у шиитов, откуда следует, что и сам он был, естественно, шиитом.
О попытке местных жителей как-то обосновать древность своего святого говорит привезенная откуда-то с донохурлинских старинных окрестных кладбищ, каменная надгробная плита с именем какого-то хаджи, датируемая 1708 годом и положенная справа от входа в усыпальницу.
Остается добавить, что в декабре 1981 года местное население Сумбарской долины под руководством духовенства, не дожидаясь решения Министерства культуры Туркменистана, провело консервацию (обмазку глиной, забутовку трещин, устройство металлических навесов и водостоков) ряда памятников-святилищ, как официально, судя по укрепленным таблицам, "охраняемых" государством, так и таких неохраняемых, как Сейит Неджепи. Была засыпана и замазана дыра в подземелье, через которую мы спускались 22 года назад. Тайны святилища снова были закрыты.
|