Из народной мудрости монголов: о грехе, о госсимволах, о водке, о бороде, о детях 13:13 18.11.2002
Из народной мудрости. 10 черных грехов
Три черных греха, совершаемые человеком физически, телом: 1. Лишение жизни существа 2. Разбой и кража 3. Эксплуатация и спекуляция Три черных греха, совершаемые языком: 1. Ложь 2. Ябедничество и коварство 3. Проклятия, ругань и клевета Четыре черных греха, совершаемые душой: 1. Зависть 2. Страсть к богатству, власти и славе 3. Эгоизм и жадность 4. Злой умысел и недоверие.
9 символов
Монголы через века пронесли свое поклонение и почитание так называемых "Девяти вещей", по сути являвшихся символами государственности. Это: 1. Всевидящий и всех видящий черный флаг - символ устрашения 2. Голосистый красный горн - символ уважения по всем 3. Сильная золотая стрела - символ защиты и дисциплины 4. Искрящийся желтый балдахин - символ вознесения народом 5. Размашистый алмазный меч - символ власти и закона 6. Выносливое золотое седло - символ дальнего пути 7. Заботливый тяжелый пояс - символ порядка и стабильности 8. Высокое широкое ложе - символ престола 9. Надежные полководцы - символ верной дружбы
Монголы о водке
Монголы чтят водку как квинтэссенцию 5 почитаемых видов угощения, ибо считают, что в состав водки входят и мясо, и молоко, и кумыс, и простокваша, и масло. Но монголы брезговали употреблять ее чрезмерно. И потому предки наставляли "достигнув 40 лет - только пригуби, достигнув 50 лет - пей в меру, а достигнув 60 лет - наслаждайся на здоровье". В законе Чингис хаана "Их засаг" указано, что "если человек придет на работу в первый раз выпивши отштрафуй его оружием, если это повторится - отштрафуй его конем, в третий раз - отрежь какую-нибудь конечность, а в четвертый раз - гони его в шею с родной земли".
Можно мне бороду отрастить?
В старые времена монгольские мужчины очень щепетильно относились к отращиванию бороды и усов, т.к. эта процедура имела огромное значение и смысл. В основном следовали трем правилам. Право гордо и задумчиво поглаживать поросль на лице или лихо крутить усики появлялось лишь тогда, когда: а. у мужчины рождался внук /не внучка !/ и б. мужчина достигал 40 лет. С другой стороны, считалось почти преступлением иметь хоть один волосок на лице при живом отце. Плано Карпини в книге "История монголов" упоминал о видах усов среди мужчин. Он писал, что монголы почти не имеют растительности на лице. Однако часто встречались "живэр" - прямые усы, "ооч" - полоска прямых усов прямо под серединой нижней губы и "нагал" - та же полоска, но растущая чуть выше ямочки на подбородке. Также он писал, что мужчины не брились вообще. Если 40-летнему мужчине не терпелось что-нибудь отрастить, то он ходил на поклон к старшим и спрашивал соизволения на это хлопотное, но достойное дело.
Пожалеешь розгу - испортишь ребенка
Главный метод семейного воспитания монголов - это труд. Любая книга о традициях ясно покажет, с какой точностью распределялись детям домашние работы в соотвествии с их возрастом и силой. К примеру, в книге "Три слова То вана" 1735 года написано "ребенка, как только он начинает есть сам, учат хорошо действовать правой рукой, а как только научится говорить - прекращают баловать его. Начнет ходить ребенок - объясняют четыре направления света и рассказывают о небе и земле. Как только научится наклоняться, учат поклонам, хорошим манерам и уважению к родителям". Соблюдая такие принципы, воспитывали ребенка мудрыми словами "пожалеешь розгу, испортишь ребенка", "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", "любовь внутри, строгость снаружи".
|