Б.Мусаев - Вопреки здравому смыслу. Является ли "Хизб ут-Тахрир" организацией мирных исламских просветителей? 01:08 24.11.2002
ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
Бахадыр МУСАЕВ, независимый исследователь
В начале ноября 2002 г. парламент Великобритании включил "Исламское движения Узбекистана" ("ИДУ") в список международных террористов. А 6 ноября на совместной пресс-конференции с госсекретарем МИД Франции Рене Мюзелье заммининдел Узбекистана С.Сафаев, приветствуя решение английских парламентариев, призвал включить в данный список и партию "Хизбут-тахрир" ("ХТИ").
Здесь к месту напомнить, что позиция Узбекистана в данном вопросе однозначно выражена в словах Президента И.Каримова: "Наше отношение к этой организации продолжает оставаться прежним. Цели и задачи, которые ставит перед собой организация "Хизбут-тахрир" являются радикальными и экстремистскими, и мы будем соответственно с нашими законами преследовать эту организацию".
Если вдуматься в смысл приведенной точки зрения, то ведь речь идет здесь и сейчас идет отнюдь не о том, что "тахрировцев" наказывают лишь за то, что бродит у них в голове. К слову, помощник Госсекретаря США Лоран Крейнер, трижды посетив Узбекистан, трижды повторил, что нельзя наказывать человека за его убеждения.
Но в том то и дело, что дело не в том. Так называемых "борцов за веру", в действительности, преследуют, нейтрализуют, подавляют, привлекая их по закону (не только в Узбекистане, но и в Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане) за радикальное отрицание в радикальной форме существующих социальных, правовых норм и общепринятых правил поведения в обществе.
В этом отношении информацией к размышлениям могут послужить следующие факты.
По сообщению Centrаsia.ru за 16 октября 2002 г., в г.г.Алматы и Чимкенте задержаны студенты местных университетов, которые являясь пропагандистами "Хизбут-тахрир", распространяли листовки.
Согласно информации радио "Немецкая волна" (16.10.2002 г.), деятельность "Хизбут-тахрир" заметно активизировалась в последние месяцы в Казахстане и Кыргызстане. "За последний год, - утверждает Саида Юсупханова, - увеличилась численность приверженцев партии "Хизбут-тахрир". Это связано с тем, что в соседнем Узбекистане власти ведут жесткую борьбу против этого движения. Поэтому руководящие центры партии перенесены в Кыргызстан и Казахстан. СМИ республики пишут, что эмиссары "Хизбут-тахрир", ранее вербовавшие только мужчин, начали использовать в свои целях женщин, сформировав женскую ветвь партии".
Наблюдатели отмечают и другие новые штрихи в деятельности "Хизбут-тахрир", связанные с пополнением своих рядов и расширением географии активности.
Так, радио "Немецкая волна" 22 августа 2002 года сообщала о задержании в Бишкеке несколько членов партии "Хизбут-тахрир". У них было изъято значительное количество оружия, боеприпасов, а также литература и видеоматериалы пропагандистского содержания с призывом создания на территории Центральной Азии исламского халифата.
3 сентября 2002 года агентство "Интерфакс" привело слова главы Службы национальной безопасности Кыргызстана Калыка Иманкулова, заявившего, что "Хизбут-тахрир" действует заодно с наркодельцами и боевыми группами исламистов. В действительности, все больше и больше фиксируются случаи обнаружения тайников оружия, принадлежащие членам религиозной "Хизбут-тахрир".
Чуть позже, 4 сентября на сайте Сentrasia.ru можно было прочитать материал под заглавием "Кыргызские "Хизбут -тахрировцы" вооружается и готовятся провозгласить в Арсланбобе свой халифат". Основанием данному заявлению послужил тот факт, что в конце августа 2002 г. в окрестности гор Арсланбоба обнаружен тайник, заминированный растяжкой гранаты. В тайнике находились 15 тротиловых шашек, 11 боевых гранат, пистолет ТТ (140 патронов к нему), револьвер системы "Наган" (29 патронов), винтовка с оптическим прицелом (24 патрона), 162 патрона к автомату Калашникова калибров 5,45 и 7,62, а также 40 метров бикфордова шнура. С апреля 2002 г. только на юге Кыргызстана обнаружено уже пять схронов. В них найдены пистолеты, гранаты Ф-1 и РГД-5, мотки бикфордовых шнуров, осветительные ракеты, снайперские винтовки, тротиловые шашки, автоматы Калашникова, патроны и груда литературы "Хизбут-тахрира"1.
"Партия "Хизбут-тахрир", - считает кыргызский исследователь Эрлан Сатыбеков, - перестала быть экзотической диковинкой. Кончились игры в шпионов. Дальнейший рост членов "Хизбут-тахрир" стал представлять уже реальную угрозу безопасности всех стран Центральной Азии. Просматривается четкая связь между внешними врагами Кыргызстана со стороны мирового террористического интернационала и внутренними в лице "ХТИ"2.
"По информации спецслужб Кыргызстана, - продолжает Сатыбеков, - в конце июля 2002 года лидеры "Аль-Каиды", "Талибана" и "ИДУ" обсудили вопросы переориентации своих сил в целях осуществления активных мер по дестабилизации ситуации в Центральноазиатском регионе и Северном Кавказе. Для реализации этих замыслов главари экстремистских сообществ намерены использовать подпольную сеть, созданную именно "Хизбут-тахриром"3.
После событий 11 сентября становится очевидным, что основной удар недобитых вооруженных формирований религиозных экстремистов направлен на Узбекистан, который является главным препятствием на пути осуществления их целей. При этом следует подчеркнуть, что стратегические цели "Исламского движения Узбекистана" по созданию халифата совпадают с устремлением "Хизбут-тахрир".
Несмотря на свои заявления о том, что они - "тахрировцы" против насилия и против любого объединения с другими исламскими движениями, включая "ИДУ", в действительности же ныне члены "Хизбут-тахрир", практически во всех государствах Центральной Азии, где они действуют (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан), становятся основным вербовочным контингентом для эмиссаров "ИДУ".
Согласно мнению главарей "ИДУ", именно представители "Хизбут-тахрир" должны стать своего рода "пятой колонны" при начале активных вооруженных столкновений террористов с правительственными войсками на границах государств Центральной Азии.
В свете приведенных фактов представляются безосновательными суждения о том, что "ХТИ", в отличие от иных экстремистских религиозных организаций, свойственен мирный, просветительский характер деятельности. Более того, немыслимо допустить, что официальное признание "ХТИ" могло бы остановить их членов в осуществлении ими правыми и неправыми действиями идеи халифата. В действительности же, члены "ХТИ" в своих поступках, жизненной стратегии не могут выйти за пределы своей главной партийной идеи - построение халифата. Да и по признанию самих исламистов: "Во главе всякого дела - его цель".
Важно также осознать: идея построения халифата, если исходить из тахрировских принципов "системы ислама", основывающейся, якобы, на методах ненасилия, является самым настоящим блефом.
Относительно того, является ли "Хизбут-тахрир" всего лишь просветительской организацией, ответ дают сами тахрировцы в листовке от 20 марта 2002 года. В ней частности пишется: "Причина ваших проблем в ваших руководителях. Так как, они являются рабами неверных, они не выполняют свои обещании... Они не боятся Всевышнего, не соблюдают Его указания и предупреждения. Раз так, надо их убрать, разрушить их систему. Нет другого выхода, кроме того, как стремиться к восстановлению единого халифата, способного объединить народы и страны, мобилизовать войска для войны против евреев, являющихся врагами Аллаха, их искоренению, свержению власти неверных в мусульманских странах".
В той же самой листовке выдвинут призыв: "Вы еще не решили создать халифат и установить законы шариата? Будете ли вы стремиться к освобождению от петли неверных, которые вмешиваются вашу каждодневную жизнь и выносят свои вердикты? Не присоединитесь ли вы к борьбе по освобождению земель ислама, захваченных неверными? Именно это и есть вопрос жизни и смерти, судьбоносная задача, ради решения которого прольется кровь".
Как пишет журнал "Дер Шпигель"4, в целях "Хизбут-тахрир" и Осама бин Ладена едва ли имеются различия. Немецкие следователи обыскали 27 квартир предполагаемых членов "Хизбут-тахрир", в том числе издателя журнала "Эксплицит" Шакера Ассема в г.Дуйсбурге. В г.Мюнстере были обнаружены подозрительные химикалии, в Гамбурге - большое количество пропагандистской литературы, во Франкфурте-на-Майне - в одном рюкзаке наличные деньги на сумму 280 тыс. евро и 53 тыс. марок, происхождение и цель которых пока остается неизвестным.
По данным немецких правоохранительных органов, журнал "Эксплицит" является рупором "Хизбут-тахрир", который восхваляет самоубийц - террористов, как мучеников и подчеркивает, что позднее, с образованием халифата, будет решена "проблема Израиля", "так как, тогда мы можем сформировать армию".
Бывший друг террориста Мухаммеда Атта, к примеру, принес один экземпляр этого журнала на допрос в БКА (федеральная служба криминальной полиции). Журнал, говорит он, ему лично рекомендовал Рамзи Биналшиб, считающийся одним из лиц, принимавших участие в планировании терракта 11 сентября 2001 года и несколько недель назад арестованный в Пакистане.
Вопрос, в какой стране будет установлен халифат, будет зависеть от того, где его люди будут наиболее успешными, - говорит Ш.Ассем, - и тогда будет эффективен девиз: "Если мы имеем большинство, то сделаем переворот".
Из этих слов очевидна паталогичность, а равно утопичность группового мышления членов "ХТИ", которая объясняется одержимостью идеи построения халифата.
Есть также основания утверждать, что в каждой из стран Центральноазиатского региона кончилось время социально-культурной однородности общества, когда обыденное массовое сознание приближалось к нормативному. В современных условиях с учетом появления тенденций пауперизации, маргинализации значительных масс населения возрастает (или возникает) угроза масштабной политизации массового обыденного сознания на волне исламизма. Кстати, под исламизмом современная наука разумеет не ислам, а наоборот отрицание духовной, традиционной сущности этой мировой религии5.
Факт существования и функционирования подпольных религиозных экстремистских организаций типа "ИДУ", "ХТИ" и др. диктует государствам региона необходимость совместно решать задачи стратегического характера, а именно продолжать политическую профилактику расползания вирусов терроризма под самыми благопристойными лозунгами и "идеями". В контексте этой угрозы особенно актуальна проблема, связанная с созданием в социальном, экономическом, политическом и культурном пространстве таких условий, которые бы предотвращали все допустимые формы радикалистских, экстремистских требований, скрытно растущей деструктивной религиозной оппозиции под прикрытием лозунгов защиты исламских ценностей, исключить акции, равно, как проектируемые, так и предпринимаемые ими, начиная с террористического акта 16 февраля 1999 года в г.Ташкенте.
В этом отношении нельзя не согласиться, например, с доводами тех ученых, которые в целях нейтрализации проявлений экстремизма и терроризма предлагают бороться, прежде всего, с порождающими их корнями. Как считает российский востоковед В.Наумкин, что в идеале экстремистов, террористов надо лишить мотивации6. Остановить их могут соотечественники и единоверцы, которым должна быть внушена надежда.
Иного не дано. В противном случае, ухудшение экономического положения людей в ближайшее время будет приводить некоторых из них в ряды тех, кто сеет мифы о том, что только исламское государство типа халифата может дать им справедливую и достойную жизнь.
Подытоживая изложенное, считаем нужным сказать и акцентировать внимание на следующем:
1. Узбекистан, как и другие государства Центральной Азии, оказался перед лицом серьезных испытаний. Трудностями переходного времени, в особенности, проявляемыми в экономике, социальным расслоением общества по имущественному признаку, ростом бедности, коррупции умело начинают пользоваться религиозные экстремисты.
2. Борьба, которая разворачивается вокруг и около ислама различными силами, свидетельствует о наступлении времени социального перепутья. И если попытаться за поверхностью наблюдаемых явлений, связанных с религиозной ситуацией, увидеть мощные подводные течения, которые собственно, и определяют состояние этой ситуации, то нельзя лишь останавливаться на всем известных констатациях типа: политизация ислама, исламизация политики и т.п.
3. За складывающейся религиозной ситуацией необходимо видеть человека, тенденции изменения его сознания, включая его желания, потребности, надежды.
4. В этой связи, не может не вызывать тревоги то обстоятельство, что идеи религиозного экстремизма находят определенную поддержку некоторых социальных групп общества. По-видимому, надо признать, что имеется "человеческий гумус", на которым произрастают и дают урожай не только семена политического и духовного насилия, унаследованного нами от тоталитарного строя. Новые семена насилия являются стержнем тоталитарного мышления и поведения нынешних религиозных экстремистов.
5. В известном смысле, можно утверждать, что, например, "Хизбут-тахрир" является производителем "товаров" в виде мифов, иллюзий и ложных надежд. По логике "Хизбут-тахрир", настоящий мусульманин не должен повиноваться неверным, в том числе и главам государств. Более того, тахрировцы призывают своих последователей вести против них джихад. Здесь уместно сопоставить следующий отрывок из идеологического трактата "ИДУ", который как бы продолжает идею тахрировцев: "И еще, надо выяснить, склонна ли группа людей, среди которых ты пребываешь, к исламу, или они иудеи, либо христиане. Например, если наши люди называют себя последователями Имама Аъзама, (т.е. суннитами ханафитского толка - М.Б.) значит, их так и надо называть. Менять их [мировоззрение] сразу не следует, это можно сделать потом. Когда вы среди них, они должны воспринимать вас, как одного из своих…"7
6. В основе идеологии "Хизбут-тахрир" лежит установка, пробуждающая низменные инстинкты человека, закрепляющая проявления в психологии людей нетерпимости, склонности безоглядно доверять свою жизнь и судьбу новоиспеченным "пророкам" нетрадиционных религиозных течений, вызывающая в сознании и поведении людей упование на силу, как средство разрешения любых общественных проблем8.
7. Сегодня "Хизбут-тахрир" пытается вскармливать мусульман ненавистью к "кафирам", то есть к "иноверцам", пробудить ложные надежды на то, что только всемирное исламское государство может обеспечить достижение счастливого справедливого будущего. Иными словами, речь идет без сомнения о такой религиозной партии, которая поставила своей целью выпестовать людей с особой психологией, имеющих установку на проявление насилия, как только появится для этого малейшая возможность.
8. Очевидно, поражение сознания значительного числа людей, особенно среди молодежи, идеями религиозного экстремизма в разной степени, но в угрожающих размерах присуще и Узбекистану, и другим Центральноазиатским странам.
9. "Хизбут-тахрир" использует ислам как прикрытие для достижения своих политических целей. Это партия не имеет ничего общего с исламом как мировой религией. По справедливому замечанию кыргызстанского политолога, аналитика Леонида Бондарца: "Надуманность религиозной основы терроризма и экстремизма подтверждает и политика "двойных стандартов" по отношении к ним".
10. К сожалению приходится напоминать, как бы этого не хотелось, что до сих пор мир не усвоил исторические уроки, связанные со становлением движения "Талибан" в Афганистане и одиозного лидера "Аль-Кайды" Усамы бин Ладена; ничему не научился на ошибках, которые неоднократно совершали политики Кремля, делая в начале ставку на Дж.Дудаева, а затем на А.Масхадова.
Не идут ли сегодня некоторые политики след в след по пути к злополучным "граблям", когда проявляют недальновидность в отношении "Хизбут-тахрир"?
Может настало время таким политикам, говоря словами узбекского поэта Фитрата, "открыть глаза от сна беспечности" и стать последовательными и непримиримыми в отношении невежества, тупости, предрассудков, которые рождают и поддерживают зло?
Приведенные факты свидетельствуют, что время политического заигрывания с "тахрировцами" прошло. Бездействие и медлительность со стороны международного сообщества может привести к возрастанию угроз безопасности демократического развития современного мира.
И последнее. Не мудрствуя лукаво, хотелось бы откровенно признаться, что главным мотивом моего выступления, как исследователя, является стремление вызвать дискуссию, которая бы предоставила возможность получить четкое представление о том: какова же позиция нашего стратегического партнера США - оплота общечеловеческих, демократических ценностей - относительно "Хизбут-тахрир"?
Примечания 1 см. Сатыбеков Эрлан, Ночные волки//"Вечерний Бишкек" от 17 октября 2002г.; 2 см. там же; 3 см. там же; 4 см. Andreas Ulrich, Dollch im Herzen, "Der Spiegel" 47//2002; 5 см. Ислам: истина и ересь//"Правда Востока" от 1 ноября 2002 г.; 6 см. "Труд " от 29 декабря 2000 г.; 7 см. Б.Бабаджанов, М.Б.Олкотт, Теологическое обоснование и этапы джихада документов Исламского движения Узбекистана//КИСИ, Сentrasia.ru, 18.11.02 г.; 8 см. Мусаев Б. Еще раз о "Хизбут-тахрир Ал-Исламия": вымыслы и действительность //Сentrasia.ru, 17.07.02 г.
г.Ташкент 22.11.2002 года (musaev1944@yandex.ru)
|