"НН" - Плохому не научат. Портрет среднестатистического казахстанского медресе 00:43 28.11.2002
Богоугодное дело
Аскар УМАРОВ
-Поезжайте в Каскелен, там детям ислам преподают, - посоветовали нам в Духовном управлении мусульман Казахстана (ДУМК). - В Алматы мы проводим лишь своего рода исламский ликбез для смешанных групп из взрослых и подростков.
Местная достопримечательность
Небольшой городок Каскелен, центр Карасайского района Алматинской области, как и положено, имеет собственные достопримечательности - базар, который жители почему-то называют "евростандарт", и две мечети. Одна из них "казахская", то есть местная, вторая "Иршат" - "турецкая", основанная оралманами из Турции. При ней и находится неофициальное медресе, в котором постигает азы ислама местная ребятня. Неофициальное потому, что преподавание здесь ведется на добровольных началах и зарплату за это никто не получает. Имам Хабибулла Жолай сначала воспринимает нас несколько настороженно: чего доброго завтра понапишут, что он воспитывает здесь ваххабитов. Поэтому первые его слова - дежурные - о необходимости мирного сосуществования всех религий и недопустимости каких-либо экстремистских поползновений. Он даже показывает нам свое удостоверение, выданное ДУМК. Поняв, что нас интересует только религиозное образование детей, он с готовностью представляет нам устаза (наставника) юных слушателей медресе - 18-летнего Абдулкадыра Османа, оралмана из Турции. Немного смущенный неожиданным вниманием к нему, тот знакомит нас со своими обязанностями.
Учебный процесс
В медресе нет четкого расписания, оно здесь достаточно гибкое. Основной объем занятий приходится на школьные каникулы, когда у детей появляется достаточно свободного времени. Поэтому больше всего учеников в медресе летом. Абдрахман, бывший работник районной администрации, или, как он себя называет, "представитель жамагата (общины)", считает правильным, что детей учат в медресе во время каникул. В пионерский лагерь ребенка, как в былые времена, не отправишь, так пусть уж лучше он изучает религиозные догмы, чем болтается по улицам.
В летнее время, по словам устаза Абдулкадыра, число детей, желающих постигать азы ислама, доходит до 80, и их приходится делить на несколько смен. Учатся не только каскеленцы, но и ребята из окрестных сел, приезжают даже из Алматы. Когда в светских школах начинаются занятия, в медресе продолжают ходить по вечерам самые стойкие, таких 5-6 человек.
Собственно говоря, медресе ничего особенного собой не представляет: полуподвальное помещение мечети, заставленное деревянными скамейками и столами, устлано коврами. Учебный инвентарь состоит из нескольких экземпляров Корана и школьной доски. Во время холодов медресе перекочевывает в ту часть мечети, где читается намаз, там теплее. Обучение начинается с "алиф-би" - арабского алфавита, и только по мере освоения этой азбуки ученики переходят к изучению религиозных канонов. Наиболее сложные вопросы ислама, его традиции и обычаи имам Хабибулла преподает сам, Абдулкадыр для этого слишком молод. Учеников учат применять в определенное время полагающуюся суру из Корана. Поэтому каждой из них посвящается отдельный урок, на котором разъясняются тонкости религиозного текста. Особое внимание уделяется технике чтения Корана: ученик должен научиться произносить его красивым певучим голосом. Сами уроки занимают два-три часа с частыми перерывами на игры или интересные повествования из истории ислама.
Почему в медресе лучше
Абдулкадыр с плохо скрываемой гордостью признается, что с тех пор как он начал преподавать в медресе, количество детей, изучающих азы ислама, увеличивается. Мальчики и девочки обучаются раздельно. После двух-трех месяцев плодотворных занятий ученик получает объем знаний, необходимый для рядового правоверного мусульманина. Смущенно улыбаясь, устаз признается, что преподает детям в основном то, чему его когда-то научили в Турции. Других знаний у него пока нет.
Ученики разновозрастные, самому младшему из посетителей медресе всего два года. Правда, он не учится, просто его оставляют здесь родители: как-никак ребенок под присмотром. В день нашего посещения устаза сопровождали два парня 16-17 лет, которых тот только начинает учить "алиф-би". А вот 11-летний Абдусамат более продвинутый, он уже давно освоил арабскую грамоту и теперь изучает основы Корана.
На вопрос, где лучше - в школе или медресе, мальчик, немного поразмыслив, отвечает: конечно, в медресе.
- Чему меня научат в школе? Ну писать, считать. А здесь приучаешься к порядку, вон мои одноклассники уже курят и употребляют насвай, - резюмирует он.
Взаимоотношения ученика и устаза нам довелось наблюдать чуть позже, когда наш фотокорреспондент принялся фотографировать Абдусамата. Наставник посоветовал своему подопечному надеть его тюбетейку, а то, мол, несолидно: юный мусульманин - и в какой-то вязаной шапочке. Мальчик небрежно отмахнулся (!) - и так сойдет.
Мнение народа
О российской инициативе внедрения в средних образовательных школах уроков православия здесь знают и поддерживают ее с некоторыми оговорками. По мнению Абдрахмана, казахстанскому парламенту нужно срочно принять новый закон "О свободе вероисповедания", в который заложить нормы для полноценного существования только традиционных конфессий. В целом прихожане с ним согласны, слишком уж много сект развелось в последнее время и молодежь туда уходит. Приоритет же должен отдаваться исламу, как более распространенной в Казахстане религии. Имам Хабибулла более либерален в этом вопросе: религиозное образование в школах должно быть, но не только ислам, нужно относиться с уважением и к другим религиям. Потому что от веры в Бога вреда не бывает. Но нужен четкий контроль, не дай Аллах, проберутся идеи каких-нибудь экстремистов.
Прочие жители Каскелена также ничего плохого в изучении азов Корана или Библии не видят. Старушка-турчанка Дильбар сама хочет следующим летом отправить 10-летнюю внучку учиться в медресе. Ее соседка тетя Нина тоже не видит в этом ничего плохого и вспоминает, что до революции начальное образование давали как раз церковно-приходские школы. Пока люди видят в религии лишь какой-то выход из духовного и нравственного тупика, в котором находится сейчас молодежь. № 47 (113) от 27 Ноября 2002
|