"КонтиненТ" - У них есть будущее. О положении турок-месхетинцев в Казахстане 09:47 01.12.2002
К вопросу о наших турках
Когда мы говорим о турецком присутствии в Казахстане, нельзя не вспомнить о турках-месхетинцах, одном из наиболее интересных народов Казахстана с трагической судьбой
Алексей ИКОННИКОВ, Алматы
Первый вопрос, который может возникнуть у заинтересованного читателя, какая собственно разница между турками и турками-месхетинцами? Разницы-то на первый взгляд вроде никакой и нет. Сами турки-месхетинцы считают себя этническими турками, но турками, проживавшими в Месхетии, одном из исторических районов Грузии. В то же время, турки, которые из Турции, признают в турках-месхетинцах близких им людей, относятся с уважением, но не более того. Казалось бы, имея внушительную турецкую диаспору в Казахстане, можно было бы опереться на нее в решении каких-либо своих задач. Однако в турецких компаниях, представленных в Казахстане, турки-месхетинцы могут занимать максимум должности водителей или работать в обслуживающем персонале.
В один из приездов бывшего премьер-министра Турции Тансу Чиллер турки-месхетинцы ставили вопрос об их переселении в Турцию, на турецко-грузинскую границу, с тем чтобы быть ближе к Месхетии. Но, увы, Чиллер этот проект не заинтересовал.
Наверное, проблема в том, что в отличие от турков, которые уехали в свое время в Европу, турки-месхетинцы не прошли плавильный котел, в котором при Мустафе Кемале Ататюрке в новую единую турецкую нацию сплавлялись различные осколки Османской империи. Критерий, по которому формировалась новая турецкая нация-государство, был один – гражданство Турецкой Республики. Поэтому этнические группы, оказавшиеся после развала Османской империи на территориях других стран и считающие себя турками, все же не могут считаться частью современной турецкой нации. Они, с точки зрения турков, скорее относятся к остальному тюркскому миру, дружественному, родственному, но все-таки не совсем турецкому.
Турки же месхетинцы представляют собой особое явление. Проживание на территории грузинской Месхетии – это не просто географический фактор. Существует мнение, что турки-месхетинцы – этническая группа грузин-месхов, сменивших православие на ислам. Все годы непростых взаимоотношений Османской империи и христиан Кавказа многие из грузин и армян по разным причинам меняли свое вероисповедание. Можно вспомнить мусульман аджарцев или грузинских лазов, которые также приняли ислам. Есть еще хамшины, или хэмшилы, это армяне-мусульмане. В Казахстане они живут в районе Шымкента. Другое дело, что в отличие от аджарцев месхетинцы сменили язык, и это сделало их частью турецкой этнической общности.
Как раз в тот момент, когда мы заинтересовались судьбой турков-месхетинцев в Казахстане, оказалось, что представители этого многострадального народа вспоминают печальную дату. 14 ноября 1944 года турков-месхетинцев депортировали из Месхетии в Казахстан. На совести "отца народов" Сталина много погубленных душ и репрессированных народов. Но была у него одна "особая" слабость. Это Грузия.
Для выселения чеченцев, калмыков и некоторых других народов Северного Кавказа у Сталина был хотя бы формальный повод. Ну, например, восстания в Чечне в годы войны или служба калмыков в Калмыцкой дивизии СС. В то же время выселение турков-месхетинцев и хамшинов из Грузии могло иметь только один смысл – хотя бы частично очистить территорию родной Грузии от мусульманских народов. И турки-месхетинцы стали, наверное, единственным из репрессированных народов, который не смог вернуться на земли, откуда их выслали в 1944 году. Грузия и грузины всегда были против возвращения турков-месхетинцев в Месхетию.
Потом в трагической судьбе турков-месхетинцев были печально знаменитые события в Узбекистане с погромами и убийствами. И совсем недавно, в наши дни, в Краснодарском крае РФ местные власти объявили турков-месхетинцев нежелательными гостями. Недавно США объявили, что готовы принять 13 тыс. турков-месхетинцев из Краснодара на территории США. Как видим, история продолжается. И, пожалуй, единственным тихим уголком планеты, где турки-месхетинцы чувствуют себя комфортно, стал Казахстан.
Мы отправились в поселок Бекболат Карасайского района, где компактно живут семьи турков-месхетинцев. Алматы окружен десятками сел, где живут турки. Живут они всегда вместе, общиной, и это важный признак для понимания того, почему относительно немногочисленная диаспора месхетинцев в Казахстане сохранила самобытность, не подверглась столь свойственным для малых диаспор процессам ассимиляции. Серьезность, степенность, достоинство – таковы первые впечатления от общения с этими людьми. Вместе с тем они открыты, доброжелательны и просты. В некоторых селах Карасайского района диаспора турок составляет от 20 до 60 процентов. Всего в Казахстане, по данным их национального культурного центра, осело около 70 тыс. переселенцев из Месхетии. Исконные земледельцы, они развили во многих районах Казахстана виноградарство, садоводство, овощеводство.
Мы встретились с Маджидом Дургановым, который сам еще ребенком пережил переселение. Ныне почтенный аксакал, долгие годы он возделывал в совхозе огромный яблоневый сад, который был поставщиком яблок для аппарата ЦК КПСС. Удостоился многих наград за доблестный труд. Только в ауле Бекболат среди месхетинцев еще несколько таких же заслуженных людей. А в районе высших правительственных наград были удостоены несколько десятков представителей турецкой диаспоры. Это, конечно, не повод для патетики, но реальный факт, свидетельствующий, что труд для месхетинцев – определяющая нравственная ценность. Общаясь с этими людьми, вы сразу отметите почтение к труду. Попрошайничество, иждивенчество считаются у них одним из тяжких страшных грехов.
После распада колхозно-совхозной структуры сельского хозяйства эти люди довольно быстро нашли себя в новой рыночной системе координат. Традиционно турки занимаются в Казахстане овощеводством, садоводством, молоком и мясом, а также сопутствующим торговым бизнесом. В любом деле турки стремятся работать на совесть. Не случайно, например, считается, что мясо на рынке лучше покупать у турок: за его качество вы можете не беспокоиться.
Многие представители диаспоры нашли себя в серьезном бизнесе, в науке и культуре. Однако подавляющее большинство – по оценкам самих турок – предпочитают суете города патриархальную "сельскую пастораль". На земле, говорят они, надежнее и спокойнее, да и воздух чище, а детей не испортит современная городская культура. Здесь, в сельской турецкой семье, вы встретите классический патриархальный быт: например, в домашней печи фурун они готовят вкуснейший домашний хлеб, а из молока делают более десяти видов различных сыров. Экономика средней месхетинской семьи в селе Бекболат держится на традиционном (обычно очень крепком) домашнем хозяйстве и на крестьянстве. Большая часть частных хозяйств турок сосредоточена в растениеводстве, около четверти фермеров – это представители турецкой диаспоры. Еще важная деталь: в быту и в любом бизнесе община живет концентрированно, ее представители поддерживают друг друга. Огромное значение имеют родственные и просто человеческие связи внутри диаспоры, хотя в общен ии с представителями других национальностей турков нельзя назвать замкнутыми.
Знакомясь, мы не искали выдающихся, а выбрали обычную "среднюю" семью. Алимдар Камилов, рабочий опытного хозяйства, получает небольшую сдельную зарплату в 6–7 тыс. тенге. Благополучие его семьи в основном держится за счет домашнего хозяйства. А это огромный физический труд. На мужских плечах Алимдара и его 13-летнего сына – заготовка кормов, уход за скотом, пастьба. Серьезный вопрос – как выгоднее продать излишки молока и мяса, чтобы поддержать семейный бюджет. Коровы, многочисленная живность в виде овец, уток и кур, потрепанный "жигуленок" и надежда только на себя – такова "система координат" этой семьи.
При всей непростой истории надо понимать, что новые поколения месхетинцев – это уже коренные казахстанцы. Ценности казахстанского многонационального общества для них естественны. В то же время обида, связанная с событиями прошлого века, как естественное родовое чувство передается из поколения в поколение. И на фоне этой обиды турки-месхетинцы старшего поколения безмерно благодарны приютившему их Казахстану. Время лечит, конечно. Однако сынишка Алимдара без запинки называет нам имена своих прадедушек и прабабушек, покоящихся в земле далекой Месхетии...
Повторимся, казахстанских турок-месхетинцев трудно подвести под схему "плавильного котла", которую активно эксплуатировали как основоположники турецкого государства, так и советские идеологи. Они совершенно не подвержены ассимиляции. Будучи относительно немногочисленной диаспорой, месхетинцы остались самобытным народом, который, что немаловажно, в своих отношениях с ближними сумел подняться выше синдрома "национальной обиды". И у этих людей в Казахстане, безусловно, хорошее будущее. Грустно лишь, что Грузия – историческая родина, где еще со времен Османской империи жили их предки, оказалась столь несправедливой по отношению к этому трудолюбивому народу.
№23(85) 27 ноября - 10 декабря 2002.
|