Казахстанский город Кентау может провалиться под землю. О дате ЧП газета "Караван" сообщит дополнительно 00:41 06.12.2002
ГОРОД НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Может провалиться под землю Елена ГУРИНА, Турар КЕЛЬМАГАМБЕТОВ (фото), Кентау
Рудник закрыт. Все свободны!
Мы приехали в этот город в прекрасный солнечный день, намотав тысячу километров по югу страны. Кентау встретил нас побеленными стенами, аккуратными бордюрами, чистотой и ухоженностью. Накануне коллеги рассказывали, что Кентау возрождается и мы будем приятно удивлены.
Действительно - приятно посмотреть.
В местном акимате, похоже, уже устали от журналистов, которых за последнее время здесь побывало множество. И у всех вопрос один: "Что у вас творится на руднике?"
Когда-то Миргалимсайское месторождение полиметаллических руд было самым главным в регионе. Строительство рудника началось в 1941 году. Постепенно он обрастал домами, магазинами, школами, в общем, всем, что называется социальной сферой, - и стал городом Кентау.
Миргалимсай никогда не был рентабельным, руда была бедной, однако до 1994 года предприятие давало стране свинец, барит, серебро. В лучшие времена на шахтах работали полторы тысячи человек. Теперь рудник обслуживают 350 человек, в основном шахтеры. Они занимаются демонтажом шахтного оборудования: шахты закрыты.
Решение правительства на этот счет было принято еще в 1994 году, поскольку весь ресурс рудника выработан. Порядка 70 миллионов тонн руды было списано с учета, и горные работы остановились.
Работал только "Водоотлив" - это цепь насосов, которые откачивали из шахт грунтовые воды. Миргалимсай - уникальнейшее месторождение в мире по притоку воды. Чтобы подземные реки не топили шахты, в свое время и был создан "Водоотлив". Кстати, вода, которую откачивали его насосы, совершенно бесплатно шла на полив и прочие технические нужды - поэтому город такой зеленый. Другого источника технической воды в окрестностях Кентау нет. Однако месторождение закрыли, и тут-то выяснилось, что "бесплатная" вода на самом деле обходилась в 800 миллионов тенге ежегодно. Вся разница в том, что раньше работы по откачке воды и поставке ее городу входили в смету горнорудного предприятия, а теперь эти деньги придется платить из местного бюджета, который и без того тощ.
Затопление Миргалимсая началось в апреле 1998 года. Сейчас вода постепенно подходит к 9-му горизонту, то есть к отметке примерно 500 метров под землей. По плану "Кентауликвидрудника", занимающегося ликвидацией шахт, полностью шахты будут затоплены к маю 2003 года. В общем-то это должно было произойти еще лет восемь назад, но долго обсуждали проблему. И все это время насосы "Водоотлива" работали на полную мощность - откачивали, как обычно, воду. С одной стороны, миллионы бюджетных денег улетали в трубу, с другой - "Водоотлив", возможно, упреждал многие трагические последствия, которые Кентау еще ждут.
"Голос разума" наверху не слышат
Протесты против затопления рудника стали слышны все громче, после того, как в сентябре этого года правительство страны решило затопить шахты полностью. Противники затопления требуют остановить воду на уровне 13-го горизонта. В их числе специалисты института "Казгипроцветмет", которые считают, что проект полного затопления Миргалимсая "принят без должного анализа", и утверждают, что когда вода поднимется выше 9-го горизонта, разрушение поддерживающих подземных столбов будет таково, что часть города уйдет под воду. Они утверждают, что шахтная вода уже сейчас загрязнена продуктами разложения химреагентов, которые использовались для обогащения руд. Эта вода будет активно проникать в грунтовые воды, попадет в реку Сырдарью и погубит все живое. Эксперты "Казгипроцветмета" считают что прежде чем топить рудник дальше, необходимо выселить из зоны обрушения семьи, проживающие там, и вынести все промышленные объекты, которые в этой зоне расположены. В противном случае, уверены эксперты, крупной техногенной и экологической катастрофы не избежать.
Страсти накалились настолько, что месяц назад из РГП "Кентауликвидрудник" уволился его директор Серик Кулумбетов. А президент ОАО "Шымкентгидрогеология" Аскар Сермагулов вообще выдвигает версию о том, что шахтная вода отравит Туркестан - ее донесут туда грунтовые воды.
Однозначно: сейчас у Кентау под землей образуется огромное озеро. Оно формируется на месте бывшего рудника: вода растекается по всем шахтным стволам и непременно смоет стояки и перегородки, образовав огромную подземную воронку глубиной 900 метров.
…Понятно, что все самое интересное сейчас происходит внизу, в шахтах. На складе мы получили чистенькие спецовки, сапоги и каски. И, как настоящие шахтеры, отправились под землю.
Впечатление от посещения подземелий осталось удручающее. Трудно представить, что в этом подземном городе еще несколько лет назад кипела жизнь. А теперь на 9-м горизонте заканчивался демонтаж тех самых насосов "Водоотлива". Площадка, где они располагаются, напоминает станцию московского метро - огромный капитальный зал с высокими сводами. Рабочие сами не знают, зачем они разбирают насосы, которые уже не пригодятся, - просто жалко бросить все под землей. А между тем на затопленных горизонтах (с 19-го по 13-й) навсегда остались тонны разнообразной техники: рельсы, вагонетки, сотни километров проводов, арматуры. Почетный геолог Казахстана Павел Сидоренко бьет во все колокола: скоро все это железо превратится в стойкую отраву на долгие века! Только кому это интересно?
Никто сегодня точно не может сказать, что будет с Кентау, когда вода покроет последний горизонт. Уже сейчас провалы и просадка почвы наблюдаются на территории рудника повсеместно. Самый крупный провал - яма примерно 100 метров в ширину, метров 200 в длину и 100 в глубину. Она начала обваливаться 30 лет назад, постепенно расширялась, и сейчас уже можно видеть продолбленные в скале стволы шахты.
- Это уже и есть то самое страшное, что здесь могло случиться, - говорит технический директор РГП "Кентауликвидрудник" Борис Третьяков. - Конечно, после затопления шахт возможны подвижки земной поверхности. Но даже если бы шахты не топили, подвижки происходили бы все равно. Просто вода ускорит процесс обрушения. Но разом здесь ничего не рухнет. Обрушение будет происходить постепенно. Но когда и где - сказать сложно. Все прогнозы на этот счет носят вероятностный характер.
На изломе судьбы
В опасную зону попадают городские очистные сооружения и примерно 700 домов на окраине города, но люди, как нам объяснили в акимате, об этом предупреждены и в случае чего они будут отселены. Деньги на это заложены в бюджет - 26,5 миллиона тенге. Уже и оценку провели - каждая семья получит примерно по 1200 долларов, на которые можно будет купить жилье в другом районе.
Однако никто из жителей опасной зоны оценщиков из акимата не видел. Мы прошлись по "улице риска" и нигде не получили подтверждения этой информации. Местные знают, что живут не в самом лучшем месте, но только две старушки сказали, что боятся и переживают за будущее. Многие вообще не задумываются, где живут, - зона риска ну и зона риска. Никто с ними никакого ликбеза на этот счет не проводил.
Один из акиматовских сотрудников в разговоре даже заметил, что жить теперь в зоне риска очень выгодно - мол, многие мечтают прописаться здесь. На самом деле сделать это невозможно - прописка в опасной зоне запрещена.
Но самое главное: как только рудник будет окончательно ликвидирован, в городе исчезнет единственное предприятие, на котором регулярно выплачивают зарплату. Акимат Кентау сегодня делает ставку на АО "Экскаватор" и трансформаторный завод. Только ставка эта - от безысходности. Например, тот же "Экскаватор" сегодня работает только на 20 процентов своей мощности. Зато в городе открылось много магазинчиков и питейных заведений. С одной стороны, это хорошо - развивается малый и средний бизнес. С другой, как сказала одна женщина, что же в этом хорошего? "Спиваются кентаусцы. А что делать? Работы нет!"
Все, кто мог, давно уехали из Кентау. О присутствии здесь когда-то самой многочисленной в республике греческой диаспоры теперь напоминают только дома с элементами греческого декора. После страшных 90-х, когда Кентау лихорадили забастовки и голодовки шахтеров, отключение электроэнергии и отсутствие тепла, город потерял огромное количество своих жителей. Разъехались по Казахстану практически все, кто работал на Миргалимсае, - горняки нашли себе работу на других месторождениях. Многие кентаусцы говорят, что спасти город можно только открытием собственного серьезного производства. Правда, тот же "Кентауликвидрудник" надеется преобразоваться в управление по строительству туркестанского водопровода, а это значит - будут рабочие места.
Мы уезжали из Кентау с двойственным чувством. С одной стороны, этот небольшой, но довольно симпатичный городок ожидает мрачная перспектива. Он очень скоро может исчезнуть с лица земли. С другой, люди, живущие здесь, строят планы на жизнь и бежать никуда не собираются. Значит, у города есть будущее?
О ДАТЕ ЧП МЫ СООБЩИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО Данил Шемратов, Шымкент
Волевое решение об окончательном затоплении Миргалимсайского рудника принято. Но генеральный директор "Кентауликвидрудник" Марат Тукенов, чье предприятие и выполняет приказ, не скрывает, что "затопление начато несколько преждевременно".
- Проект ликвидации Миргалимсайского рудника вызвал крайне негативную оценку прежнего руководства вашего предприятия. Ваш предшественник на этом посту Серик Кулумбетов даже подал в суд на автора проекта - Институт горного дела имени Кунаева.
- Сегодня проект прошел все положенные экспертизы, утвержден правительством. Суд признал доводы прежнего руководства к проектировщикам несостоятельными. Но в то же время я сам знаю не понаслышке о проблемах Миргалимсая. и не согласен с рядом пунктов проекта. В частности, я считаю, что затопление начато несколько преждевременно. Однако здесь исключительно технические нюансы, которые понятны только специалистам.
- Тогда давайте поговорим о насущном. Являются ли источником опасности шахтные воды?
- Последние анализы, сделанные Кентауской городской санэпидстанцией, показали, что грунтовая вода в Миргалимсайском руднике соответствует нормативам питьевой. Прежде, когда при добыче полимерных руд в шахту тоннами завозились всевозможные реагенты, в воду действительно попадали вредные вещества. Однако шахты не используются уже почти десять лет. Смею вас уверить, за это время любые источники загрязнения успели уже элементарно раствориться в воде.
- Может ли Кентау провалиться под землю?
- В непосредственной близости от города расположена обширная зона возможных провалов - более тысячи гектаров. Причем все эти явления - исключительно природного характера, они не связаны с деятельностью человека, в том числе и с прорытыми шахтами Миргалимсайского рудника. Именно в этой зоне происходили все провалы земли, первый из них - еще в 1967 году. А крупнейший провал, когда на глубину около 15 метров ушел участок площадью 1200 квадратных метров, случился в 1982 году.
Сегодня зона возможных провальных явлений полностью определена. Специалисты Карагандинского научно-исследовательского маркшейдерского института здесь ведут постоянные наблюдения. Так что можете не сомневаться, о провале будет известно заблаговременно.
- Хорошо, провальные явления, не имеющие отношения к шахтам, контролируются. Ну а как насчет шахтных стволов, расположенных под самим Кентау? Здесь без малого 30 миллионов кубометров пустоты, которая, окажись затопленной, может рухнуть…
- Полного затопления шахт Миргалимсая не произойдет - это невозможно в принципе! Хотя бы потому, что Кентау расположен на горном склоне. В настоящее время грунтовые воды возвращаются к своему естественному уровню. И этот уровень вряд ли дойдет до Кентау.
- А если…
- Примерно 700 частных домов, выстроенных без согласования и без соответствующих разрешений, а также городская газовая подстанция, телевышка и еще несколько объектов городского хозяйства оказались в зоне возможных провалов. Сейчас проектом по ликвидации Миргалимсайского рудника предусмотрено выделение средств для компенсации владельцам частных домостроений, а также переноса (либо строительства новых) объектов городского хозяйства из зоны возможных провалов. Специалисты бюро технической инвентаризации области произвели оценку строений, находящихся в зоне. Однако проект предусматривает выплату компенсаций только в случае начавшихся подвижек почвы. Мы же предлагаем начать выплату компенсаций и переселение, не дожидаясь приветов от природы.
|