К.Абдольхофф - Формирование государственной идеологии современного Узбекистана на образе Тамерлана 11:22 06.12.2002
"Формирование государственной идеологии современного Узбекистана на образе Тамерлана"
Кристоф АБДОЛЬХОФФ/Christoph Abdolhoff
Предлагаемая статья написана Кристофом Абдольхоффом, который много пишет интересных и критических статьей о Центральной Азии, в частности об Узбекистане. Кристоф Абдольхофф - кандидат политических наук, востоковед-историк, вице-президент Европейского Конгресса журналистов "Литерат", член редколлегии "Свободной Азии", живет в Германии (Берлин) с 1993 года.
Вот уже несколько лет узбекскую землю украшают памятники средневековому завоевателю Тамерлану. Покорив всю Центральную Азию, пытаясь подчинить своей власти Китай, разрушая на своем пути все достижения человека тех времен и отправив на тот свет около 5 миллионов невинных душ, этот вождь кочевников, никогда бы не смог поверить, что в XXI веке среди оседлого населения Узбекистана он вновь обретет славу и почет. На неискушенного обывателя, в хорошем понимании этого слова, в такой, в общем смысле, миролюбивой стране как Узбекистан, пропаганда завоевателя-разрушителя, проводимая нынешним политическим руководством, производит неоднозначное впечатление.
С одной стороны, представляется, что, нынешний президент Узбекистана, Ислам Каримов, пытается закрыть ту нишу идеологической пропаганды, которая возникла после крушения коммунизма во всем СССР. В таком многонациональном государстве, как Узбекистан, символ единого национального героя по типу Сталина, должен согласно плану главных идеологов этой страны, продемонстрировать всему миру, что Узбекистан – сплоченная нация Востока. Выбор же сделанный на образ "соловья-разбойника" вроде Тамерлана – не случаен: именно такая личность и должна способствовать нагнетанию страха среди населения в целях избежания и предотвращению какой-либо формы инакомыслия.
С другой стороны, нынешнее руководство Узбекистана, стремиться продемонстрировать соседним центральноазиатским государствам так называемую ведущую роль политической элиты этой страны во всем регионе. В президентском дворце Узбекистана об этом говорят открыто и уже давно: например, Ислам Каримов еще в начале 90-х годов в ультимативной форме требовал от Таджикистана его присоединения к Узбекистану в качестве обыкновенной области, а жителям Кыргызстана он неоднократно угрожал отвоевать у них Ошскую область.
В-третьих, президент Узбекистана демонстрирует мировой общественности схожесть форм своего правления и временами Тамерлана. Исламу Каримову представляется, что именно таким камуфляжным образом ему удастся в очередной раз добиться иностранных инвестиций, убедив Запад в агрессивности духа всех узбеков. Ислам Каримов играет на слабостях Запада, на его проблемах во всестороннем понимании и восприятии Востока. За агрессивностью национального духа, который присущ далеко не всем узбекам, по мнению Каримова, скрывается и трудолюбие, и самодисциплина, и самоотверженность и многие другие положительные качества узбеков, которые смогли бы вызвать доверие у тех же иностранных инвесторов.
Проблематичность же данных вопросов состоит в том, что имя внука Тамерлана, Улугбека, как государственного деятеля, лично убедившись в тиранстве своего деда, и привнесшего в историю, как самого Узбекистана, так и всей Центральной Азии, идеи гуманизма, науки и культуры, надолго останется в забвении, особенно при такой форме государственной идеологии.
03.12.2002
|