"МС" - Американцы прильнули к окулярам. Российские истребители в небе Киргизии 00:52 10.12.2002
Страна чудес, летка-енка и путинская спарка
Они выстроились на снежной полосе: гордо выгнутые, красивые и даже с каким–то изяществом. Российские "Сушки". На боку у одного красовалась акулища: мол, всех врагов сожру. А на другом истребителе, № 17, - триколор с гербом. "Это президентский, Путин лично на нем два года назад в Чечню летал", - любовно оглядели военные.
Взревели, обдав разгоряченной волной воздуха и, чуть не сбив собравшуюся публику вихрем снежной пыли, взлетели к пробившемуся сквозь облака солнцу. Журналисты тут же забыли про мороз (не иначе, как россияне привезли с собой?) и про летку-енку, которую выплясывали под зубную чечетку.
А в небе кувыркались почти бесшумные "Су–27". С восхищением зрители (среди которых были и министр обороны России Сергей Иванов с главнокомандующим ВВС России Владимиром Михайловым, кстати, получившим "героя" за операцию в Минводах) следили за тем, как летчики выписывали фигуры высшего пилотажа. "Бочки" горизонтальные и вертикальные, перевороты, петли, "ножи"... Разве что "кобры" не было, а так - авиасалон, да и только. Вот зашла одна спарка (так называют истребитель за то, что два пилота внутри) на крутой вираж, вот вертикально взмывает, чертит небо вверх брюхом - на земле замерли: господи, пронеси их... Ух! Железная троица летит так слаженно, что кажется, будто сцеплена чем–то прочным и невидимым. Треугольник рассыпается, а в разные стороны пульсируют светящиеся ракеты. Кра-со-та! Причем 30 минут ее стоит... 8–10 тысяч долларов. И это только топливо. Потому и летают сейчас не с полными баками, не то что раньше: открыл кран, и хорошо...
"Двадцать седьмые" еще не закончили свои показательные выступления, как на посадку зашли "двадцать пятые" (это уже не истребители, а штурмовики). Первые, по дороге из Липецка (там они относятся к Центру боевого применения и переучивания летного состава) "отсидев" нашу непогоду в Оренбурге, приземлились на кыргызской земле в среду, в сложнейших метеоусловиях, а эти, как только услышали "добро, принимаем", прибыли прямиком из Душанбе. И фактически сразу включились в шоу.
- Американцы, поди, прильнули к своим окулярам, - шутила местная пресса.
- Не исключено, - соглашался Николай Дерябин, начальник пресс–службы МО РФ. - Что скажу: были у нас с их "F–16" учебы. Из одиннадцати "боев" у нас одиннадцать побед. Так что американцы сами признали наши самолеты лучшими. Они и более тяжелые, и более мощные по ударным способностям и продолжительности полета (около 4 тысяч километров в один конец, это без дозаправки. А с нею еще две с половиной надо накинуть. Ко всему еще и новые локационные станции в отличие от старых советских не сразу обнаруживают эти самолеты. - Т. О.)
Впрочем, устрашить "врага" россияне своей целью не ставили. Единственная задача сейчас - осмотреться. Разведать, что же это за Кантский аэродром такой? Проверить, как должен вести себя самолет. Составить карту.
- Условия великолепные, - говорят гости. - Немножко усилий надо для рулежки. Светотехнику хотим (привезли уже наземное оборудование). Надо бы и жилье подготовить для летчиков и их семей.
К слову, хотя о количестве личного состава пока не говорят, но известно, что россияне ищут оптимальный вариант, при котором местные кадры будут максимально задействованы. А приезжих будет минимально, только ключевой персонал, поскольку кыргызстанцы пока не обладают нужным опытом.
Приземлились, перед самой полосой выбрасывая парашюты - для торможения. Улыбки. Шутки. Вот и поверь, что на "криволинейных маневрах" они испытывают перегруз в семь раз больший, чем обычный человек. И, скажем, позвоночник 80–килограммового пилота держит на себе все 560 кэгэ. А летчики смеялись: авиация - страна чудес. Куда ни сядь, всюду однокашники.
Татьяна Орлова. Фото Владимира Пирогова
|