Азербайджан и Казахстан согласовали проект раздела дна Каспия. Туркменистан сорвал заседание в Баку 00:52 12.12.2002
11 декабря завершился трехдневный визит в в Азербайджан заместителя министра иностранных дел Казахстана Кайрата Абусеитова. Hа переговорах с замминистра иностранных дел Азербайджана Халафом Халафовым стороны обсудили вопросы, связанные с правовым статусом Каспия. Замминистров иностранных дел обсудили и согласовали текст проекта Протокола к азербайджано-казахстанскому соглашению от 29 ноября 2001 г. о разграничении дна Каспийского моря.
*****
Очередная, восьмая встреча рабочей группы по Каспию на уровне заместителей министров иностранных дел Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана, намеченная на 10 -11 декабря в Баку, не состоялась по причине отказа одной из сторон приехать в столицу Азербайджана. При этом в пресс-службе внешнеполитического ведомства Азербайджана отказались назвать причину отмены встречи. Любопытно, что в минувший уикэнд, когда прибывший в Баку руководитель казахстанской рабочей группы по статусу Каспия Кайрат Абусеитов уже провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Халафом Халафовым, в пресс-службе уверяли, что пока "ничего не знают об этом" и не могут вдаваться в детали.
Впрочем, ситуацию прояснил спецпредставитель президента РФ по вопросам каспийского урегулирования. Замглавы МИД РФ Виктор Калюжный. В интервью московской газете "Время новостей" он заявил, что срыв встречи произошел по вине Ашгабада, который отказался прислать своих представителей в Баку, сославшись "на проведение праздника Туркменистана": 12 декабря там отмечается очередная годовщина принятия государственного нейтралитета.
Подобное объяснение вряд ли можно оценить иначе, как дипломатическую отговорку, поскольку о празднике в Ашгабаде, разумеется, знали давно и могли бы заранее перенести дату встречи. Сам Калюжный, посчитавший это объяснение "формальным поводом" для отказа, позволил заметить, что от "присутствия туркменских представителей по Каспию в Ашгабаде вряд ли зависело проведение самого праздника". Замминистра иностранных дел РФ не стал при этом напоминать, что и в России 12 декабря отмечается свой большой праздник - День Конституции.
Как бы то ни было, но, как отметил российский дипломат в интервью ИТАР-ТАСС, заседание рабочей группы по Каспию в Баку перенесено на январь. Еще одна встреча должна состояться в марте будущего года в Астане. По его словам, "Россия готова регулярно встречаться в пятистороннем формате, но если возникают какие-либо препятствия для подобных встреч, то проблему статуса Каспия можно решать и в двустороннем формате". Что же касается второго каспийского саммита, то он может состояться в 2003 году в Тегеране. Как отметил Калюжный, официальный Тегеран подтвердил свое предложение принять глав прикаспийских государств. Он также напомнил о том, что на сегодня в рамках "каспийской пятерки" рассматривается возможность созыва ежегодных встреч на высшем уровне.
"Россия хотела бы уйти от процентного деления Каспия, используя ресурсный подход", - сказал Калюжный. По его словам, "процентное деление ничего не дает, кроме территории, на которой могут быть и "пустые окна". Он напомнил, что именно ресурсный подход позволил России с Казахстаном и с Азербайджаном найти развязки в разделе своих участков Каспия. "В настоящее время Тегеран запросил и изучает методологию, которую мы использовали на северных участках Каспия", - сообщил Калюжный. При этом он указал на значительную активизацию в последнее время Тегерана в обсуждении вопросов статуса Каспия. "За истекшие полгода Тегеран провел восемь встреч с представителями Баку", - констатировал Калюжный.
Напомним, что Виктор Калюжный в конце прошлой недели вернулся из поездки в Тегеран, где принимал участие в обсуждении вопросов каспийского урегулирования в иранском парламенте. "Мы можем позволить себе согласиться в том, что у нас могут быть сферы несогласия", - заявил он членам иранского меджлиса. Отправной точкой Тегерана по отношению к статусу Каспия является незыблемость советско-иранских договоров 1921 и 1940 гг., однако Калюжный, призывая к признанию реальностей, произошедших в регионе за последние полвека, указал на отход самого Ирана от этих договоров. Так, еще 18 июня 1955 года был принят акт, по которому Иран "не согласовывая свои действия с советским партнером, в законодательном порядке закрепил за собой право на часть дна Каспия, прилегающую к его побережью" (Media-Press: Иначе говоря, Иран приступил к работам на Каспии без согласования с СССР). А 10 ноября 1979 года "Иран в одностороннем порядке объявил об утрате смысла и отмене действия статей V и VI Договора 1921 года". Причем в обоснование решения Тегеран привел оговорку Rebus Sie Stantibus, то есть изменившиеся обстоятельства. "Но разве ситуация в регионе претерпела изменения менее радикальные, чем российско-иранские отношения?", задал депутатам вопрос В.Калюжный. И призвал отказаться от абсолютизации и возведения в истину в последней инстанции советско-иранских договоров.
Он напомнил, что эти договоры не оговаривали вопросы освоения минеральных ресурсов Каспия. Иран, на его взгляд, справедливо не усмотрел в действиях СССР ущемления своих прав в результате начала добычи на знаменитых "Нефтяных камнях" в Азербайджане. Именно отсюда ссылка на "сложившуюся практику" на Каспии, которую приводят "наши азербайджанские партнеры", разъяснял российский дипломат иранским парламентариям.
Как известно, в 1970 году Министерство нефтедобывающей промышленности СССР поделило дно "советской" части Каспия на сектора между союзными республиками. Причем за основу была взята срединная линия. А в совместном постановлении правительства Азербайджанской ССР и Миннефтегазпрома СССР от 1991 года Азербайджан определялся как собственник добытой в его секторе нефти, уточнена граница этого сектора с Туркменистаном. В 1992 году Иран предложил новым независимым прикаспийским государствам заключить договор о сотрудничестве и создать региональную международную организацию. Но начавшаяся работа по согласованию подходов сторон не получила продолжения. Отношения прикаспийских стран стали развиваться по другому пути. В 1993 году Казахстан разрешил проведение разведки и добычи углеводородов на Каспии. А в 1994 году Азербайджан заключил с западными компаниями контракт на разработку месторождений в своем секторе Каспия. Позже и Россия начала работу на севере Каспия.
В составе российской делегации, выезжавшей в Тегеран, были и представители кампаний "Роснефть" и "Зарубежнефть", которые входят в российско-туркменское СП "Зарит". Именно оно намерено заняться освоением туркменского шельфа Каспия. Поскольку этот участок шельфа может оказаться в зоне туркмено-иранского разграничения на море, то Россия хотела бы привлечь Иран к совместным работам на шельфе. Об этом сообщило агентство РИА "Новости" со ссылкой на В.Калюжного. В Москве хотели бы избежать повторения ситуации, сложившейся несколько лет назад. Тогда компании "Роснефть" и ЛУКОЙЛ вынуждены были отказаться от совместного с Азербайджаном освоения месторождения Кяпяз после демарша Ашгабада, заявившего свои претензии на это месторождение. По его словам, в Тегеране с интересом отнеслись к предложениям российских нефтяников, причем, российская делегация попросила Иран выйти на переговоры с Туркменистаном по данному вопросу, - сообщил Калюжный. "Участие Ирана в этих работах не мешает Тегерану решать вопросы раздела южных участков Каспия", и "без согласия Ирана ни одна российская фирма не пойдет работать в туркменский сектор Каспия", подчеркнул дипломат.
Между тем, как известно, это месторождение является предметом давнего спора между Туркменистаном (который называет его "Сердар") и Азербайджаном (где его называют "Кяпяз"). И поэтому непонятно, как Россия, Иран и Туркменистан намерены "обойти" Азербайджан. В высказываниях В.Калюжного, по традиции, концы не вяжутся с концами. Если Москва в свое время отказалась от совместной с Азербайджаном разработки "Кяпяза" из-за того, что на это месторождение претендовал Туркменистан, то как же теперь Калюжный собирается делать это без согласия Баку?
Впрочем, официальный Баку вряд ли поддержит и другую новую идею Москвы - о ресурсном разделе Каспия. Как известно, президент Азербайджана Гейдар Алиев, принимая в конце ноября находящегося в Баку с визитом министра энергетики России Игоря Юсуфова, выразил надежду, что Туркменистан и Иран поддержат существующий международный принцип разделения Каспия по методу срединной линии, поскольку "другого принципа деления Каспия нет". Глава государства подчеркнул, что подписанные Азербайджаном, Россией и Казахстаном двусторонние соглашения о разделении сопредельных участков Каспия "позволили договориться по северной и, может, даже большей части моря".
Возвращаясь к причинам отказа Туркменистана прислать свою рабочую группу в Баку, нельзя не вспомнить одно из последних высказываний президента этой республики Сапармурата Ниязова на совещании глав силовых структур "уделять первоочередное внимание новым потенциальным противникам", среди которых он назвал Азербайджан, Россию и Узбекистан. На этом фоне не кажется удивительной и попытка косвенно обвинить Баку в причастности к так называемому покушению на Туркменбаши. Как уже сообщало Media-Press, в связи с расследованием этого с позволения сказать теракта в МИД Туркменистана был вызван азербайджанский посол в Ашгабаде Эльхан Гусейнов, у которого потребовали дать объяснения - каким образом несколько арестованных участников покушения получили в Азербайджане визу для въезда в Туркменистан? Впрочем, как выяснилось, визы были поддельные, и никакого отношения к этому МИД Азербайджана не имел. Тем не менее, цепочка этих событий вновь демонстрирует, что Ашгабад не намерен идти на сближение с Баку, впрочем, как и не меняет своей позиции, вернее, ее отсутствия, по статусу Каспия и принципам его раздела. Ведь до сих пор Ашгабад ни разу внятно не заявил - чего он добивается на Каспии. Пока ему удалось добиться только одного - восстановить против себя остальные прикаспийские страны, за исключением разве что Ирана.
|