А.Жусупов - Специфика выборов в Киргизии: родо-племенные страсти и власть, как черта характера 09:19 25.12.2002
Народ выбирает, если… власть позволяет?
Теперь, когда "демократические" выборы стали для нашего государства привычным явлением, в их структуре обнаружилась одна интересная, исключительно местного характера деталь. В чем же ее особенность? В том, что, как выяснилось, голосуй не голосуй за какую–то определенную кандидатуру, все равно избран будет только тот человек, которого хочет власть или против которого она хотя бы ничего не имеет. Получается, что все остальные с мечтой стать депутатами могут расстаться?
Избиратель свое слово сказал, но кто он такой?!
Насмотревшись на игры властей в "своих и чужих", именно поэтому, а не почему–либо другому, люди сообразили, что надо идти тем путем, какой им подсказывают государственные чиновники - не прошел на выборах, поднимай своих сородичей на борьбу… На такие элементы охлократии граждан нашего государства подтолкнула сама власть, именно с нее началась эта "традиция", именно она с первого дня своего существования выступила эдаким особенным (государственного масштаба!) "родом–племенем" по отношению к своим ставленникам на выборах. А теперь, когда ее наработки развиваются дальше, в массе народной, она, видите ли, недовольна: демократия в опасности, наступает охлократия! Так кто же в этом виноват? Народ? Нет. Более того, в массе своей кыргызстанцы пытаются противостоять таким выборам, но что они могут, если "избирательные наработки" продолжают "совершенствоваться" чиновниками от власти?! Если их ставленники, скажем, проигрывая даже при такой мощной поддержке государства, начинают будоражить собственные роды и племена, призывая людей дать отпор "чужаку"?!
К чему это может привести - страшно подумать. О громких скандалах на такой почве уже знает вся республика. А вот о тихом скандале в Лейлеке общественность Кыргызстана наслышана намного меньше. Между тем тамошние выборы - наиболее яркий пример избирательной кампании по нашим, особенным, "традициям".
В депутаты Законодательного собрания ЖК баллотировался Д. Бердиев, руководитель аппарата Ошской обладминистрации, бывший аким Лейлекского района. Ему противостояли С. Борубаев, председатель областного кенеша Баткенской области, и еще четыре кандидата. Во второй тур вышли Бердиев и Борубаев, причем последний набрал в ходе повторного голосования 52,4 процента голосов. Избиратели перевели дух: кажется, наконец–то научились голосовать честно и открыто. И что же? А что, если за Д. Бердиевым стоит власть? Народ удивился, проснувшись после подсчета голосов и включив радиоприемники: из Бишкека шло сообщение со ссылкой на ЦИК о том, что… Бердиев подал в суд на Борубаева и поэтому, дескать, по Лейлеку никто пока депутатского мандата не получил. Когда же он успел, ведь только–только подсчитали голоса?! А он, оказывается, еще и не думал подавать иск в суд, собирался сделать это… через неделю после того, как об этом было сообщено по радио! Забегая вперед, скажу, что суд иски по двум эпизодам затем отклонил, однако "расследование", разумеется, продолжается, и как ему не продолжаться, если Бишкеку виднее, кого нужно "сделать" депутатом в Лейлекском районе?
Народ загудел, обсуждая сложившееся положение. Бердиев стал "героем".
Власть как черта характера?
Что такое власть, Бердиев знает не понаслышке, сам сколько раз ее применял, проработав в Лейлеке практически на всех руководящих должностях. Допустим, решит построить арки и базары - и построит. Нет денег? А бизнесмены на что? Не дадут денег, пусть приготовятся встречать милицию, налоговую полицию, прокуратуру… Бердиев построил таким образом цех по сборке велосипедов, который с гордостью демонстрировал более властным лицам из Бишкека: приедут те и с умилением смотрят, как споро и легко собирают лейлекцы велосипеды, которые буквально накануне (готовенькие!) спешно завезли из Согдийской области соседнего государства.
Чтобы поразить гостей из Бишкека, Бердиев вытащил из небытия нефункционирующий ковровый цех. А когда председатель крупнейшего хозяйства М. Муминов не согласился выполнять указания Бердиева, тот в "ходе реформ"… упразднил это хозяйство.
При экономическом спаде, происшедшем в районе при Бердиеве, он вдруг вознамерился стать депутатом парламента. А что теперь делать там, где он так властно похозяйничал, подумайте сами…
Родо-племенные страсти
На какое–то время Бердиеву пришлось, правда, властный тон сменить на просительный, но что делать, если иначе с народом в дни выборов нельзя? Новый для себя тон он подкреплял несчастными барашками, в бесчетном количестве пошедшими на угощение, тоннами риса, реками водки и вина. Но Бердиев не был бы Бердиевым, если бы не применил в эти дни и свой козырный туз - умение нагонять страх на народ.
И тут он придумал такое, до чего, кажется, еще никто в Кыргызстане не додумывался. Он обратил внимание на тот факт, что многие мужчины из его родного села, его родичи женаты на женщинах, чьим родичем является его соперник… Как бы чего не вышло при таком раскладе, наверное, подумал Бердиев и решил подстраховаться. Его инициативная группа применила прямо–таки изощренные методы по запугиванию избирателей. Так, например, в селе Баул бердиевская группа устроила невообразимо позорный обряд.
Всем женщинам, выходцам из села Катран, откуда родом С. Борубаев, пригрозили объявить "трижды талак" (то есть безоговорочный развод и изгнание женщины из семьи, дома), если они проголосуют за С. Борубаева. Боясь за будущность своих семей, женщины были вынуждены проголосовать за Д. Бердиева. Мужья одобрительно кивали головами: на войне как на войне…
Раньше не думали о том, кто к какому роду–племени относится, но теперь, видно, в Кыргызстане наступили другие времена, теперь неважно, что мы все в конечном счете кыргызстанцы и живем в одной стране, куда важнее другое - а насколько ты мне близок по роду–племени?! Если бы какое–то время назад мне сказали, что такое у нас, в Кыргызстане, возможно, я бы не поверил. Не поверил бы даже, зная, что Лейлек - это глубокая провинция, очень отдаленная от столицы, потому что, несмотря на отдаленность, люди там не чувствовали своей оторванности, справедливо считая, что главное для государства - это монолитная общность его народа. Однако произошло то, что произошло. Вдохновленный успехом Бердиев пошел дальше: он натравил род "тагайберди" на "аваат", припомнив для этого "разделительный" давний несчастный случай. Выборы прошли, а барьер остался. И, главное, молодежи преподан страшный урок - неважно, кыргыз ты или некыргыз, важно, к какому роду–племени относишься… И это - в канун "Года государственности Кыргызстана".
Не забыл Бердиев и о своем главном "роде–племени", государственных чиновниках, постоянно говоря о том, что его поддерживает президент А. Акаев (все люди "системы" это постоянно повторяют и пойди проверь, как там на самом деле, но ведь их никто и не обрывает при этом?!), заведующий орготделом администрации президента Т. Акматалиев, но ни разу не проговорился о том, что еще и губернатор Ошской области Н. Касиев. Спрашивается, какое отношение имеет этот губернатор к выборам в соседней области? Не знаю. Тем не менее его подчиненные дисциплинированными десантами регулярно высаживались в Лейлеке.
В связи с этим наши доморощенные политологи утверждают, что сейчас вокруг президента образовалось несколько противоборствующих групп, каждая из которых борется за власть, и что будто бы одну из таких групп возглавляет Н. Касиев. Таким образом сейчас он помогает своим людям, а затем они, если понадобится, помогут ему. "Незадействованный" как бы в предвыборной работе соседней области губернатор Ошской области, Н. Касиев тем не менее ничего не имел против того, чтобы в выборной кампании по Лейлекскому району приняли участие несколько десятков представителей Ошской обладминистрации, хотя это идет вразрез с существующим Кодексом о выборах в КР. Назову имена лишь нескольких чиновников, активно помогающих Бердиеву. Это заместитель губернатора Ошской области А. Эгембердиев, и. о. руководителя аппарата Ошской обладминистрации Д. Ходжаев, начальник облводхоза области А. Сатыбалдиев, директор Ошского насосного завода К. Арипов, открыто (то есть противозаконно!) работали А. Худайбердиев, сотрудник ГНИ по Ошу, М. Артыков, А. Гапаров и З. Асанов, сотрудники областной ГНИ, К. Сатаров, представитель Госкомиссии по ценным бумагам, А. Касиев, руководитель по борьбе с наркотиками, и многие другие. Надо полагать, что свою работу они на это время забросили, до нее ли?
Результат оказался "не тем"
Но Бердиев не стал депутатом. А на своего более удачливого соперника С. Борубаева подал, как об этом заблаговременно сообщило радио из столицы, все–таки в суд: мол, я не прошел, но и тебе пройти в депутаты не позволю, засужу… Назревает нешуточный конфликт. И не где–нибудь, а в Баткенской области, сложнейшем регионе. Но власти государственного "рода–племени" безмолвствуют. Безмолвствует и ЦИК. И хотя лейлекцы свой выбор сделали, кого это в нашей стране волнует? Неужели и им тоже остается только одно - напомнить о том, что и их терпение тоже не беспредельно, что и для Борубаева можно найти родоплеменные корни, если это позволительно другим? То есть наработки власти в избирательной системе становятся подобными снегу в горах: еще две–три снежинки выпадут, и лавина, не удержавшись, ринется вниз. А потом начнутся долгие разборки - кто виноват, почему допустили, отчего народ Кыргызстана вместо того, чтобы строить демократическое общество, ударился в охлократию…
До сего дня мандат депутата парламента Кыргызстана С. Борубаеву не вручен. Народ между тем давным–давно проголосовал за него. Получается, что его, то есть народное, мнение никому не интересно? Но ведь кто–то должен остановить весь этот беспредел. Кто?
Аширбай ЖУСУПОВ
24.12.2002
|