Али Полосин: Что делать мусульманам в праздник Рождества 12:42 26.12.2002
Многие посетители сайта Ислам.ру спрашивают: "Можно ли поздравлять христиан с "Рождеством Христовым", можно ли самим отмечать этот христианский праздник?
Мы попросили д-ра Али Вячеслава Полосина (фото), который в течение 16 лет был православным священником, дать разъяснение того, что же представляет собой праздник под названием "Рождество Христово".
Али Полосин: Происхождение праздника
Ни точной, ни даже приблизительной даты рождения реального человека - великого Пророка и Посланника Всевышнего Аллаха Иисуса, сына Мариам - никто не знает. Изначальная христианская церковь в первые триста лет (!) своего существования такой праздник вообще не отмечала. В IV веке по указанию императора стал отмечаться праздник "святых богоявлений" (для единобожника такое понятие недопустимо), в котором вспоминалось как рождение Иисуса (мир ему), так и явление в нем Самого Бога во время ритуала омовения Иисуса пророком Иоанном (Яхьей - мир ему) в реке Иордан.
День 25 декабря был выбран произвольно по далеким от исторической достоверности мотивам - в этот день весь мир отмечал рождение какого-нибудь бога: египтяне - Осириса, персы - Митры, греки - Сераписа, римляне - Аттиса и того же Митры, славяне - Коляды (отсюда "колядки" - песни, прославляющие рождение бога Коляды).
Культы были похожие, а боги разные, так что почитатель Осириса мог не признавать, например, культа Митры, а если император - наместник Митры на земле, то получалось, что для последователей Осириса он никакой не наместник. Вот и решили схожие празднования объединить в одном культе нового, универсального для всей империи бога. Празднование рождения этого нового общеимперского бога нужно было государственной власти для того, чтобы подчинить всех жителей этому богу и заставить их присягнуть в верности императору - наместнику этого единого для всех народов империи бога на земле. А число 25 декабря было выбрано для того, чтобы поглотить и вытеснить праздники национальных богов, что и произошло.
Правда, объединение языческих богов под именем одного бога никакой политической пользы императору не принесло: некогда единая империя все равно распалась, а западную ее часть завоевали варвары.
Поскольку подданные Римской империи отмечали в январе еще и праздник в честь "святой воды" - совершали купания и омовения, надеясь, что это избавит их от грехов, - то христианский император, живший в Константинополе, в конце IV века решил развести два события христианского "богоявления" и назначить "водный праздник" на тот же день, когда его праздновали последователи других культов - с той же целью вытеснения народных ритуалов ритуалом, утвержденным силой и авторитетом императора. Так и появились два праздника: "Рождество Христово" 25 декабря и "Крещение Христово" 6 января.
Слово "крещение" присуще только славянскому переводу Библии, так как в греческом оригинале Нового Завета стоит греческое слово "баптизо", что означает "полное погружение" и соответствует в контексте законов Моисея, действовавших тогда в Израиле, полное омовение - по-арабски "гусль".
Именно так оно переведено и на многие европейские языки. Крест - по-гречески "ставрос" - никак со словом "баптизо" не соотносится и рядом не стоит. Поэтому когда говорят о крещении применительно к тексту Библии, то нужно подразумевать иудейский обряд полного омовения.
В древнем Риме этот праздник не прижился, и там вместо водных обливаний и купаний в этот день прославляют трех языческих волхвов, которые, согласно Евангелиям, точно определили место и время рождения Иисуса (мир ему).
Таким образом, праздник "Рождества Христова" установлен не столько верующими христианами, которые в течение нескольких веков для себя такой праздник не принимали, а императором, преследовавшим свои политические и идеологические цели.
Смысл праздника
Он достаточно ясно выражен в его полном официальном названии. В любой книге православной церкви вы можете его прочитать: "Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". По этому поводу говорится:
Не веруют и богохульствуют такие, кто говорит: "Бог есть Мессия, сын Марйам". Но говорил Мессия: "Сыны Исраиля, вы Богу поклоняйтесь, И моему, и вашему Владыке!" И всякому, кто прочит сотоварищей Ему, Бог запретит войти в Свой Рай, И ад ему убежищем предстанет… Мессия, сын Марйам, не боле чем Посланник, Ему предшествовали многие другие, И праведницей мать его была. Они питались пищей, что для смертных… (Коран, 5: 72-76).
Все современные православные и католики верят в то, что родился "богочеловек" (т. е. бог, принявший на себя от девы реальную человеческую плоть) и стал во всем человек, кроме греха. То есть, ел и пил, ходил в туалет, испытывал телесные страдания и радости и т. д. У протестантов - третьей ветви христианства – все не так однозначно, но и они верят, что Иисус (мир ему) - "сын Божий", в России практически все, а в других странах большинство из них близки к православным и католикам в этом отношении.
На западе есть и те, кто пытается остаться в рамках "Нового Завета". Тем не менее, и у них толкование словосочетания "сын Божий" отличается от иудейского, выраженного в Библии. Если для иудеев "сын Божий" - это либо ангел, либо человек, полностью покорный Богу, как сын отцу (это соответствует и слову "муслим"), то для тех, кто принял христианство без Моисеева закона, "сын Божий" - это единственный "спаситель" рода человеческого, без жертвы которого Бог будто бы не в состоянии прощать Своим рабам их грехи. То есть, "сын Божий" для них - это не символ, не метафора языка, а сын Бога по природе.
И говорят они:
"Взял Милосердный сына на Себя". И этим выразили гнусность, от которой Готовы расколоться небеса, Разверзнуться земля, Пасть прахом горы - оттого, Что приписали они сына Милосердному Аллаху. [Господнему величию] Аллаха Не подобает сына брать Себе. И всяк, кто на земле и в небе пребывает, Приходит к Милосердному, как раб. (Коран 19: 88 - 92).
Отношение мусульман к празднику, имеющему вышеописанные историю и богословское содержание
Отмечать такой праздник - то же самое, что прийти в православный или католический храм и взывать к Богу с теми же молитвами, что и христиане.
Что касается возможности поздравить соседей, знакомых или родственников, исповедующих христианство, то, как я полагаю, следует руководствоваться тем, что изложено выше. Можно сказать примерно так: "Мы поздравляем вас с тем, что вы почитаете рождение великого Пророка и Посланника Всевышнего, и желаем вам, чтобы у Иисуса вместе с Посланниками Бога Моисеем и Мухаммадом, мир им и благословение Всевышнего, были основания заступится за вас в Судный день".
Справка ЦА. Али Вячеслав Полосин родился в 1956. Окончил Московскую духовную семинарию. В 1983-5 служил священником в Средней Азии, был настоятелем церкви в Душанбе, откуда был выслан советскими властями. Настоятель церкви в Обнинске, протоиерей. В 1991 вышел за штат церкви. В 1999 объявил о своем возвращении к Единобожию и исповедал Ислам, принял второе имя – Али.
|