Есть рекорд. Такого товарооборота России с Китаем еще никогда не было 07:23 01.01.2003
Москва прогнозирует рекордный показатель российско-китайского товарооборота по итогам 2002 года
На вопросы агентства "Интерфакс-Китай" отвечает торговый представитель России в КНР Сергей Цыплаков
Корр. - Каковы результаты развития торгово-экономических обменов России и Китая в 2002 году? Чем примечателен прошедший год в этом смысле?
С.Ц. - 2002 год будет отмечен новым ростом взаимной торговли: по результатам 11 месяцев двусторонний товарооборот уже превысил уровень 2001 года. При этом, 2001 год считался рекордным годом, когда наш оборот превысил $10 млрд. (достигнув $10,66 млрд.), сейчас же он вышел на уровень 10,8 млрд долл., так что по результатам этого года объем взаимной торговли достигнет примерно $12 млрд.
Темпы роста взаимной торговли составляют около 18%, в том числе темпы роста российского экспорта - примерно 11%. По сравнению с прошлым годом произошло некоторое замедление темпов роста взаимной торговли. Однако в целом результаты года надо признать удачными, особенно с учетом того, что ряд товаров российского экспорта находился под антидемпинговыми рассследованиями. Последнее относится к товарам химической группы, таким как капролактам, полихролвинил, бутидиен-стирольный каучук. Так же Китай вводил в этом году некоторые антидемпинговые ограничения в отношение ряда видов стальной продукции, что тоже, естественно, затронуло наши интересы.
В целом объемы двусторонней торговли продолжают расти. При этом, хотя китайский экспорт увеличился на значительную величину, по результам года у Китая будет сохраняться отрицательное сальдо. Рост китайского экспорта произошел практически во всех товарных группах, особенно быстрыми темпами развивались поставки китайских машин и оборудования в Россию.
По оценкам обеих сторон, двусторонние отношения вышли на "скоростную трассу" развития и сохраняют широкие перспективы на будущее. Этот год примечателен и тем, что продолжала поддерживаться высокая интенсивность диалога по торгово-экономическим вопросам. В августе состоялось заседание комиссии по подготовке регулярных встреч премьеров двух стран, встреча премьеров наших стран, в декабре - визит президента РФ Владимира Путина в Китай. Также в этом году запущен в действие механизм встреч министров, отвечающих за экономику и торговлю, в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
То есть в целом этот год можно признать достаточно успешным. Несмотря на то, что, как я уже говорил, в нашей торговле был отмечен ряд торговых споров, из их числа удалось в целом урегулировать некоторые вопросы, прежде всего относящиеся к экспорту стальной продукции, и таким образом обеспечить стабильные, предсказуемые условия для российских экспортеров в предстоящие два года.
Корр.- Какие крупные проекты в российско-китайских экономических связях находятся под пристальным вниманием государственных внешнеторговых организаций?
С.Ц. - Все крупные проекты в двусторонних торгово-экономических отношениях находятся в поле зрения Российско-китайской комиссии по подготовке встреч премьеров двух стран и ее отраслевых подкомиссий.
Если говорить о новых проектах этого года, с китайской стороной обсуждался целый ряд крупных направлений сотрудничества, в том числе в сфере телекомуникаций, закупок и совместного производства вертолетной техники ("Камов"), ведется выполнение контракта о поставке первых пяти российских самолетов Ту-204 в Китай, первые из которых должны быть построены уже в конце следующего года. Продолжалось также обсуждение вопросов сотрудничества в газовой и нефтяной сферах, в области научно-технического сотрудничества шла проработка вопросов создания китайского технопарка в Москве, российско-китайских технопарков в Яньтае, Харбине (Китай).
Этот год отмечен активизацией межбанковского сотрудничества, свидетельством чего стало подписание протоколов об использовании национальных валют в торговле в приграничных районах (в качестве эксперимента), о сотрудничестве двух стран в противодействии "отмыванию денег", а также кредитних соглашений Внешторгбанка с Торгово-промышленным банком Китая и Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении кредитов продавца под покупку китайского оборудования российскими фирмами.
В 2003 году ожидается проведение эксперимента по использованию национальных валют в торговле в приграничных районах. Накануне визита президента В.Путина в Китай был подписан дополнительный протокол между ЦБ России и Народным банком Китая, который открывает возможност для реализации этого эксперимента.
Корр. - Какие проблемы и неблагоприятные факторы сдерживают дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества между нашими странами?
С.Ц. - В прошедшем году дестабилизирующим фактором для двусторонних торгово-экономических отношений стали антидемпинговые расследования и введение защитных мер по ряду товаров, составляющих основу российского экспорта в Китай. Эти меры оказали негативное влияние на развитие двусторонней торговли. Поэтому стороны стремятся создавать стабильные, предсказуемые условия для торгово-экономического сотрудничества.
Другим неблагоприятным фактором продолжают оставаться ограниченные финансовые возможности российских фирм. Отсутствие эффективного механизма поддержки экспорта - очень ограниченные возможности кредитования - конечно, сдерживают наши возможности в поставках в Китай машин и оборудования. Эти возможности и так весьма ограничены, прежде всего потому что Китай освоил выпуск многих видов машин и оборудования, которые могли бы быть предложены с российской стороны, а также в силу конкуренции со стороны западных компаний.
Кроме этого, пока не используется полностью потенциал взаимодействия между регионами двух стран: существует ряд соглашений, договоренности в рамках которых остаются в значительной мере только на бумаге. Надо отметить также возможности более широкого подключения мелкого и среднего бизнеса. Пока же, к сожалению, они имеют более теоретический характер, поэтому стоит задача перевести их в практическую плоскость.
Также к сдерживающим факторам надо отнести отсутствие прямых расчетных отношений между банками России и Китая, расчеты по-прежнему идут через банки третьих стран.
Корр. - Можно ли говорить об изменении для российских фирм-партнеров экономической среды в Китае за прошедший год в связи с членством КНР в ВТО?
С.Ц. - В этой связи следует отметить два обстоятельства. Во-первых, в Китае происходят значительные изменения в законодательстве - в нормативной базе осуществления внешнеэкономических связей. Если раньше многие ситуации в торговле с Китаем регулировались на основе внутренних установлений, то теперь практически все вопросы переносятся в легальную плоскость.
В начале 2002 года введен в действие новый таможенный тариф, который снизил пошлины на ряд товаров, в том числе и на некоторые товары российского экспорта, что стало для нас благоприятным изменением.
С другой стороны, возрастает конкуренция на китайском рынке, поскольку рынок становится более открытым, и это, конечно, создает новые условия для деятельности наших компаний.
В связи со вступлением в ВТО Китай вносит изменения в режимы приграничной торговли, довольно существенно затрагивающие деятельность российских фирм. Китай постепенно, но уверенно ведет дело к уменьшению льгот в приграничной торговле. Известно, что до последнего времени на товары, поступавшие в рамках приграничной торговли, платился сокращенный налог на добавленную стоимость (половина от нормативной ставки в 17%). В настоящее время идет постепенная отмена этих льгот, что вынуждает российские фирмы менять стратегию продвижения товаров на местный рынок.
В целом же можно говорить о том, что изменение экономической среды для российских фирм на китайском рынке в связи с вступлением Китая в ВТО только началось. И во многих областях деятельности российских компаний на китайском рынке (прежде всего в стальной и химичесй отраслях) происходит обострение конкуренции с другими иностранными производителями.
При этом надо отметить, что ряд экономически благоприятных нововведений, обусловленных вступлением Китая в ВТО, прежде всего в сфере услуг, имеют значение только для очень крупных иностранных компаний, и российские фирмы фактически не могут ими воспользоваться в силу своих размеров. Это касается страхового бизнеса, банковского сектора, которые сейчас "открываются" в Китае для иностранного капитала.
Корр. - Какие новые возможности могут открыться для насыщения торгово-экономического сотрудничества между нашими странами в предстоящий год? На что прежде всего будет направлена в этой связи деятельность торгового представительства?
С.Ц. - Деятельность российского торгового представительства в предстоящем году будет направлена, во-первых, на создание стабильных и предсказуемых условий для доступа российских товаров на китайский рынок. Такая задача стояла перед нами и в 2002 году, и на сегодня она становится постоянным направлением наших усилий, особенно в связи со складывающейся практикой антидемпинговых расследований в Китае против российской продукции.
Второе направление, которое мы начали обсуждать с китайской стороной, - активизация инвестиционного взаимодействия. Существует взаимопонимание с Пекином о том, чтобы считать инвестиционное взаимодействие одним из приоритетов нашей деятельности. Стороны уже достигли договоренности об отборе ряда пилотных проектов, которые, как ожидается, станут образцами инвестиционного взаимодействия. Такие проекты предполагается определить в наступающем году.
Если говорить о возможных направлениях китайских инвестиций, то надо иметь в виду, что, по китайским оценкам, суммарные инвестиции страны за рубежом составляют на сегодня около 13 млрд. долл., а средний размер инвестиций - около 2 млн.долл. Китай по-прежнему заинтересован в привлечении инвестиций в свою страну, поэтому речь не идет о том, чтобы он стал донором крупных инвестиций в Россию.
К числу российских отраслей, где возможны средние по международным меркам китайские инвестиции, относятся телекоммуникации, лесная промышленность, сборка бытовой электротехники, сфера обслуживания. Очевидно, что российская экономика готова приветствовать капиталовложения разного профиля.
Третье принципиально важное направление нашей деятельности - развитие межрегионального и приграничного сотрудничества.
Рост китайского товарооборота в целом по итогам 2002 года превзошел все ожидания и составит примерно $640 млрд. (рост около 20%). В начале года китайские внешнеторговые организации исходили из вероятности роста на 6-7%. Такой расчет базировался на относительно более пессимистических оценках мировой конъюнктуры в конце 2001 - начале 2002 года. Реальная мировая конъюнктура сложилась для Китая значительно благоприятнее этих оценок.
Что касается развития российско-китайских торгово-экономических отношений в предстоящие годы, его объемы будут в значительной мере определяться мировой конъюнктурой, и было бы слишком смелым сейчас делать предположения о том, что темпы роста двустороннего товарооборота будут превышать достигнутые в уходящем году.
Кроме того, наши поставки в Китай сконцентрированы в ограниченном числе товарных групп, и в этих группах возможности наращивания объемов российского экспорта в значительной мере лимитированы.
Но есть возможности для наращивания китайского экспорта в Россию, поскольку Китай в настоящее время активно стремится к открытию российского рынка для китайских фирм, имея в виду немало проектов в этом плане. В целом поэтому можно ожидать, что интенсивность увеличения торгово-экономического взаимодействия может быть достаточно высокой.
|