Авды Кулиев: Ниязов расправился с номенклатурной оппозицией 04:53 03.01.2003
Авды Кулиев
Чуть больше года длилась оппозиционная деятельность бывшего вице-премьера, министра иностранных дел и посла Туркменистана в КНР Бориса Шихмурадова. Он угодил в ниязовскую тюрьму. Иначе как иронией судьбы эту печальную историю не назовешь. Пожизненный президент заключил в тюрьму на пожизненный срок инициатора своего "пожизненного президентства".
Выражая сочувствие Шихмурадову и его сторонникам, попавшим в ниязовскую западню из-за недооценки сил своего противника и переоценки собственных, следует дать объективный анализ событий 25 ноября 2002 года.
Шихмурадов выступил против Ниязова не потому, что тот был диктатором, проводил антидемократическую политику, а из-за того, что обидел его (Шихмурадова). И хотя он создал так называемое Народное Демократическое Движение Туркменистана и использовал демократические лозунги в своей борьбе, истинная его цель заключалась в том, чтобы сместить Ниязова, сесть на его место, расставить везде в госаппарате своих людей и заняться перераспределением богатств страны. На это указывают следующие факты.
Первый факт. Шихмурадов всячески игнорировал наличие демократической оппозиции в Туркменистане, никого не признавал, называл себя единственным спасителем нации. По мнению Шихмурадова, все предшествующие оппозиционеры ничего не сделали для народа. Наши предложения об объединении сил и координации действий в борьбе против ниязовского режима были отвергнуты. За "круглый стол", созданный туркменской оппозицией по итогам венской встречи, представители группировки Шихмурадова так и не сели. В конце октября прошлого года туркменская служба радио Свобода провела встречу в прямом эфире представителей туркменской оппозиции и спросила, готовы ли они объединиться ради демократии в Туркменистане. Мы сказали "да", а ответ Шихмурадова и на этот раз был негативным и даже саркастичным. Он обещал приехать в скором времени в Ашхабад и встретиться с нами за "круглым столом" там.
Второй факт. Группировка Б. Шихмурадова открыто заявляла о том, что, взяв власть в свои руки, будет в течение 1,5 – 2 лет укреплять ее и затем объявит "демократические" выборы. По доходившим до нас сведениям, уже было "сформировано" новое руководство Туркменистана, министерские портфели распределены.
Третий факт. По заявлениям туркменских официальных лиц, смена власти в Туркменистане готовилась с участием третьих стран. О намечаемом перевороте, по крайней мере, знали в Азербайджане и Узбекистане. О том, насколько в этот процесс были втянуты руководители названных государств, нам судить трудно, но нет сомнения в том, что они ждали перемен в Туркменистане. Косвенным свидетельством этого являются неоднократные похвалы Шихмурадова в адрес Алиева и Каримова, "стремящихся к сотрудничеству и добрососедству с Туркменистаном" и обвинения в адрес Ниязова, постоянно конфликтующего с ними. В этой связи небезынтересно будет вспомнить высказывание Каримова в 1994 году о необходимости подыскать замену Ниязову.
Номенклатурная оппозиция не верила в возможность поднять народ на борьбу за демократию, свободу слова и права человека в Туркменистане. Мы же в отличие от них считаем, что каким бы пассивным и безразличным ни был народ сегодня к собственной судьбе в силу разных причин, мы обязаны подключить его к процессу участия во власти, в государственном строительстве. Если мы этого не сделаем, то появится следующий Ниязов. Мы должны предотвратить появления второго Ниязова на политической арене. Для этого мы предлагали объединить наши силы и направить их на борьбу за смещение Ниязова с поста руководителя страны, за скорейшее проведение альтернативных демократических выборов в Туркменистане. На наше конкретное предложение объединиться, легально ехать в Туркменистан и вести борьбу против Ниязова внутри страны господин Шихмурадов заявил, что "этого нельзя делать, ибо нас перестреляют как куропаток". Мы ответили ему, что туркменские власти не смогут расправиться с нами, если мы поедем в Туркменистан, заручившись поддержкой международных организаций, международной демократической общественности и влиятельных демократических государств.
Как выясняется сейчас, причина отказа Шихмурадова от нашего предложения заключалась не в боязни, что нас "перестреляют как куропаток", а в том, чтобы добиться смены власти в Туркменистане своими силами, чтобы не делиться властью ни с кем и не допустить народ к управлению государством, как того добивается Объединенная Демократическая Оппозиция Туркменистана. На лицемерие и лукавство Шихмурадова в этом вопросе указывает то, что, несмотря на опасность "быть подстреленным как куропатка", он все же поехал в Туркменистан.
Шихмурадов и его сторонники могли сыграть положительную роль в спасении нашего народа от ниязовского деспотизма. Но они не захотели этого. Их задача заключалась в захвате власти, отнятии награбленных богатств у Ниязова и присвоении их себе. Если бы планы группировки Шихмурадова увенчались успехом, народ долго бы не увидел ни демократии, ни свободы.
Будь Шихмурадов и его люди истинными, убежденными борцами за демократию, они бы не стали на следующий день после ареста выступать с покаянными речами и просить прощения у Ниязова ради спасения собственной жизни.
Номенклатурная оппозиция проиграла первую крупную схватку, возможно, это означает завершение ее активной борьбы за власть, но демократическая оппозиция режиму Ниязова живет и с каждым днем набирает силу.
|