США: сегодня - Ирак, а завтра - Иран 10:33 08.01.2003
Начиная с 1994 года страны Запада во главе с США подвергают Россию жесточайшему давлению, пытаясь во что бы ни стало минимизировать уровень российско-иранских отношений и придать им чисто формальный характер. Из Вашингтона в адрес Тегерана постоянно звучат мыслимые и немыслимые обвинения. И главное из них заключается в том, что Иран под предлогом строительства АЭС стремится получить доступ к технологиям, необходимым для производства оружия массового поражения.
Как известно, летом 2002 года правительством России был одобрен проект "Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и Ираном на период до 2012 года", который вызвал бурю негодования со стороны США. Интересно то, что принятие данной программы совпало с приездом в Москву министра энергетики США Спенсера Абрахама и заместителя госсекретаря Джона Болтона. Тогда американским переговорщикам удалось остановить предполагаемый бурный рост российско-иранских деловых контактов, но все же по АЭС в Бушере Россия смогла отстоят свои позиции.
И совсем недавно по чудесному стечению обстоятельств, в самый канун визита главы Минатома Александра Румянцева в Иран, газета "Нью-Йорк таймс" известила мир о том, что в Иране обнаружены два ядерных объекта, которые могут быть использованы в военных целях. В статье также сообщалось, что одобренный российским правительством проект "Долгосрочной программы…" уже через неделю в силу своей нелепости самой же Россией был аннулирован.
Несмотря на все попытки вбить клин в сотрудничество Москвы и Тегерана визит совместной делегации Минэкономразвития и Минатома России в Иран состоялся. В ходе переговоров были рассмотрены вопросы подготовки российско-иранского документа о перспективах сотрудничества на десятилетний период, направления взаимодействия двух стран в топливно-энергетическом комплексе, тепловой и атомной энергетике, авиационной промышленности, транспорте и связи. По мнению специалистов, данный визит стал подтверждением намерений Москвы и Тегерана укрепить взаимодействие в торгово-экономической области на длительную перспективу.
Заместитель министра экономического развития России Владимир Карастин подчеркнул, что главная цель визита российской совместной делегации в Иран - подготовка 4-го заседания межправительственной комиссии, которое должно состоится в первом квартале 2003 года. По мнению министра атомной промышленности РФ Александра Румянцева, российская сторона по просьбе Ирана взяла на себя обязательство ускорить работы по строительству АЭС в Бушере. Теперь физический пуск станции стороны запланировали на декабрь 2003 года. Согласно договоренностям Россия в течение 10 лет будет поставлять в Иран ядерное топливо. Примечательно то, что стороны согласились с тем, что облученное ядерное топливо с иранской АЭС будет возвращаться обратно в Россию для последующей его переработки и хранения. И это обстоятельство снимает многие вопросы.
Тем не менее, возникает резонный вопрос, почему Иран так торопиться с вводом АЭС в Бушере? Каковы истинные причины ускорения строительства и сдачи АЭС в Бушере в эксплуатацию на год раньше намеченного срока?
Главный аргумент Тегерана в деле ускорения ввода АЭС в Бушере – это катастрофическая нехватка электроэнергии в стране. В настоящее время суммарная мощность вырабатываемой электроэнергии в Иране составляет около 27 000 МВт. На следующий год планируется увеличить энергетические мощности страны еще на 10 процентов. Однако из-за стремительных темпов развития иранской промышленности потребности страны в электроэнергии на сегодня составляют не менее 47 000 МВт.
Во-вторых, хотя запасы энергоресурсов Ирана огромны, они не бесконечны. Специалистами подсчитано, что если такими темпами Тегеран будет продолжать экспортировать свои энергоресурсы, то через 44 года из нефтеэкспортера превратится в нефтеимпортера, и уже через 99 лет Иран не сможет полностью покрыть свои внутренние потребности за счет собственного газа. Надо отдать должное, прагматичная политика иранских политиков должна позволить Тегерану не опираться исключительно на нефть и газ, а в перспективе довести объем вырабатываемой на АЭС электроэнергии в стране до 20 процентов.
В-третьих, общеизвестно, что атомная электроэнергетика является источником самой дешевой электроэнергии в мире. Все промышленно развитые государства давно уже встали на путь строительства АЭС. В США, например, 24 процента всей электроэнергии в стране вырабатывается на АЭС. В России данный показатель приближается к 14 процентам.
В-четвертых, многие считают, что Тегеран до конца не уверен, что Москва при определенном стечении обстоятельств не поддастся давлению Вашингтона и не заморозит дальнейшее строительство АЭС.
В-пятых, многие в политической элите Ирана полагают, что сами ирано-российские отношения носят также неоднозначный характер. По их мнению, Москва использует Тегеран в качестве разменной карты в своей геополитической игре с Соединенными Штатами, разыгрывая ее, чтобы добиться определенных уступок со стороны Вашингтона. И хотя Москва постоянно заявляет о том, что ее сотрудничество с Тегераном носит долгосрочный и стратегический характер, иранские политики допускают, что в случае, если США предложат России сделку с более выгодными условиями в обмен на прекращение строительства АЭС и иного сотрудничества с Ираном, то Москва может и не устоять. Несомненно, АЭС для Ирана - гораздо больше, чем просто атомная электростанция. Ведь страна, обладающая действующей АЭС, фактически резко повышает свой международный политический и экономический статус.
В–шестых, очевидно, что в последнее время Иран переживает острый политический кризис. Внутриполитическая ситуация в стране обостряется с каждым днем. И досрочная сдача такого суперважного объекта, как АЭС в Бушере, может сильно укрепить позиции нынешнего политического руководства и открыть перед ними новые возможности на предстоящих очередных выборах.
К тому же заметное негативное влияние на стабильность и предсказуемость российско-иранских отношений в 2002 году оказали и следующие события.
Первое. США, добившись впечатляющих геополитических успехов в Афганистане и в странах Центральной Азии, приступили к дальнейшему укреплению своего положения в качестве единственной суперсилы в условиях складывающегося монополярного мира. Этим во многом объясняется тот факт, что в начале 2002 года США, по своему разумению, включили Иран в число так называемых стран "оси зла". Данная позиция США моментально отразилась на состоянии российско-иранских отношений. Именно в тот период российская сторона стала раз за разом переносить дату визита министра иностранных дел Ирана в Россию.
Второе. После того, как на ашхабадском саммите не удалось договориться по вопросу о статусе Каспия, Россия на следующий день объявила о проведении на Каспии в срочном порядке широкомасштабных военных учений. Хотя Иран официально и не выразил своего негативного отношения к этим учениям, но, тем не менее, в иранской прессе была развернута мощнейшая дискуссия вокруг основных мотивов проведения учений, одним из которых, по признанию иранских аналитиков, явилась их антииранская направленность.
Третье. Россия в 2002 году подписала, сначала с Казахстаном – в мае, а затем с Азербайджаном – в сентябре, двусторонние соглашения по разделу Каспия. Это еще более ухудшило отношение иранского общественного мнения к политике России и вызвало серьезную озабоченность у ведущих политиков Ирана. Именно из-за этого внешнеполитическое ведомство Ирана подверглось резкой критике со стороны депутатов меджлиса. Тем не менее, официальному Ирану все это время удавалось сдерживать свои эмоции во многом исключительно ради сохранения сотрудничества с Россией в военно-технической сфере и, особенно, в области ядерной энергетики.
Четвертое. Одним из факторов беспокойства для политической элиты Ирана были имевшие место за последнее десятилетие ошибки и просчеты России во внешней политике, которые привели к фактической утрате ею многих своих политических позиций на мировой арене. Ярким подтверждением этого являются набирающий обороты процесс расширения НАТО на Восток, укрепление позиций НАТО на Кавказе и в странах Центральной Азии, усилившееся американское присутствие в регионах традиционного стратегического влияния России.
Пятое. Наблюдаемое заметное охлаждение в российско-таджикских отношениях может также серьезно ограничить степень геополитической свободы России в Центральной Азии. Более того, ослабление российско-таджикского взаимопонимания на фоне усиления роли США в данном регионе вполне может стать причиной открытого проявления тенденции на сближение Таджикистана с США и странами ЕС.
Шестое. Благодаря массированной пропагандистской кампании США в последнее время очень удачно и целенаправленно использовали фактор "оси зла" в своих интересах, суть которых состоит в окончательном установлении сплошной зоны американского влияния на обширном пространстве от Средиземного моря до Центральной Азии. В сознании мирового сообщества "факты", подобные утверждениям об "обнаружении секретных ядерных объектов в Иране", только подтверждают объективность и даже своевременность включения всех этих стран в "ось зла". Насколько они правдивы и соответствуют действительности - это уже вопрос другой.
Все это напрямую касается Ирана, поскольку любое усиление присутствия США на Кавказе, в Афганистане, в Центральной Азии, в Ираке и в зоне Персидского залива Иран рассматривает как серьезный ущерб своим геостратегическим интересам.
Установив свое полное господство в Афганистане, резко усилив свое присутствие в Центральной Азии, находясь в шаге от достижения своих целей в Ираке, полностью нейтрализовав Северную Корею, очередной целью Вашингтона на ближайшую перспективу вполне может стать смена политического режима в Иране. Закрепление США в этой стране означало бы для американцев возможность установления монопольного контроля над всеми главными маршрутами транспортировки энергоносителей из района Персидского залива и Аравийского моря.
Многие аналитики считают, что 2003-й год станет решающим годом в смысле геополитического передела мира. Результаты данного передела на длительный период определят расстановку сил на международной арене. В этих условиях России будет очень трудно сохранять свои позиции в отстаивании своих геополитических интересов. "Шахматная" геополитическая партия, в которой Россия последние 10-12 лет постоянно занимала оборонительные позиции, движется к своей завершающей стадии. У Москвы остается все меньше времени для принятия взвешенных и хорошо обдуманных ходов. Хотя очевидно, что еще не все потеряно.
Внешняя политика России нуждается в серьезнейшей коррекции в сторону ее диверсификации к исторически дружественным государствам и стратегически важным для России регионам. Слепая и однобокая поддержка правящих режимов, игнорирование негативных явлений в этих странах, а также неспособность или нежелание России в полный голос заявить о своей озабоченности по поводу нарушений прав человека, дискриминации национальных меньшинств и т.д. в тех же странах, рано или поздно приведет к окончательной утере Россией своих позиций, а заодно и своих потенциальных союзников.
США, в отличие от России, хотя и придерживаются в своей внешней политике политики "двойных стандартов", но ради достижения своих интересов проводят предельно последовательную политику. Для выполнения обязательств перед союзниками они прилагают максимум усилий, направляя на их достижение все имеющиеся силы и средства. По возможности, США стараются их не предавать, однако в зависимости от складывающейся политической ситуации американское правительство либо Конгресс не стесняются регулярно поднимать вопрос о нарушении прав человека даже в дружественных Америке странах. И до сих пор такая политика приносила только положительные геополитические результаты.
|