Номад - Узбекская мафия против Казахстана. Часть 3-я. С чего начинается Родина? С TWG! 00:21 09.01.2003
Узбекская мафия против Казахстана. Глава 3. "Имя им - миллион…": Братья Черные, Сосковец, Кажегельдин, Дерипаска и Махмудов
В.КОТЛОВ, А.ГРИГОРЬЕВ, Б.СУЛТАНОВ
Продолжение. Начало см. главы 1, 2
Вообще-то, распространенная в СМИ байка о ТВГ как детище братьев Черных требует уточнения. На самом деле еще в середине 1970-х годов некие братья (опять братья) Дэвид и Саймон Рубены основали в Лондоне компанию TWM - "Trans World Minerals". Начинала компания с весьма скромных операций по продаже советского металла на Лондонской бирже металлов (London Metal Exchange). Постепенно объем поставок и оборот рос и к рубежу 1980/90 годов фирма, без всякой помощи и участия Черных, вышла на весьма солидный показатель - 1 млрд. долларов. Именно распад единого союза и воцарившаяся вслед за этим экономическая анархия заставили Рубенов, не желающих отказываться от знакомого и прибыльного бизнеса, искать новых партнеров в СНГ, которые могли бы гарантированно и ответственно решать массу проблем. Когда и при каких обстоятельствах произошла историческая встреча четырех братьев - Рубенов и Черных, история умалчивает, но произошло это, вероятнее всего, в конце 1991 или начале 1992 года. У Рубенов была определенная репутация на бирже и налаженные связи с потенциальными покупателями, у Черных - разноуровневые контакты в СНГ с производителями и "нужными людьми".
Было заключено соглашение о партнерстве, Черные стали совладельцами новоучрежденной "Trans World Group" и официальными представителями фирмы в СНГ.
В качестве "младшего партнера" братьев Черных по России и был подключен к проекту Искандер Махмудов. "Махмудов участвовал в строительстве империи практически с самого начала: он был одним из архитекторов ТВГ", "энергичный узбек", - пишет российский журнал "Эксперт" (М.Богатых, Т.Гурова, Т.Оганесян, Д.Сиваков. "Алюминиевая кость"//Эксперт, №14, 10 апреля 2000).
Но был у братьев Черных и собственный бизнес помимо ТВГ. В начале 1990-х Лев и Михаил, уже без Рубенов, регистрируют в Монако компанию с непонятным названием - "Trans-CIS Commodities" (ТСС). Экс-министр внутренних дел России А.Куликов, еще находясь в министерском кресле и опираясь на данные многомесячного расследования, публично указывал, - "братья Черные, через свою фирму Trans-CIS Commodities отмывали деньги, похищенные по фальшивым авизовкам" (А.Беккер. "Милицейский наезд на "металлическую приватизацию"//"Итоги", 4 марта 1997).
Общая сумма "чеченских авизо", благополучно выпущенных Гайдаром, оценивается в 4 трлн. неденоминированных рублей. Сколько из них "освоила" ТСС - никому неизвестно. Вице-президентом и генеральным представителем Trans-CISа по СНГ был назначен Владимир Лисин, в конце 1980-х заместитель генерального директора Карагадинского металлургического комбината при гендиректоре Олеге Сосковце. Его первым помощником - Искандер Махмудов.
"Авизовские" дела так никогда и не будет расследованы и понятно почему.
По недавно публично обнародованным в Думе депутатом С.Шашуриным данным, нынешний секретарь Совбеза Рушайло лично отправлял самолеты с нелегально вывозимым из России золотом и серебром, оприходованным под "пустые" деньги чеченских авизовок.
Скопив первоначальный капитал "предприниматели" быстро сообразили, что от откровенного криминала надо уходить в более светлые виды бизнеса. Накопленные от авизовских афер деньги бросались на покупку акций одного из самых прибыльных тогда - алюминиевого сектора.
По данным "отца либеральных реформ" в России Егора Гайдара внутренняя цена ряда сырьевых продуктов в России составляла в то благословенное время 3% от мировой. Таким образом, вся схема "легального бизнеса" заключала в себя нехитрую последовательность операций: 1) найти завод, где есть сырье и договориться с директором о продаже по внутрироссийским ценам; 2) получить от правительственных чиновников лицензию на вывоз данного сырья за рубеж. Естественно, при помощи взяток; 3) купить сырье в России за 3 доллара и тут же продать за границу за 100 (условно), за вычетом взяток, транспортных и прочих расходов, чистой прибыли выходило порядка 70-80 долларов на один вложенный бакс.
Ежегодный объем продаж российского алюминия за рубеж в середине 1990-х годов составлял, по самым примерным оценкам, 3 млрд. долларов. И это при том, что массированный вброс российской продукции на мировой рынок привел к концу 1992 года к обвалу рынка алюминия, когда цена опустилась до исторического минимума 1.300 долларов за одну тонну, но потом ситуация стабилизировалась и цена подросла.
Сами Рубены, Черные, Махмудов, Дерипаска и считанное на пальцах число ближайших соратников имели прибыль до 500 долларов за тонну алюминия, которая продавалась на мировом рынке примерно за 1500. Если учесть, что один Саянский завод, на 100% подконтрольный "группе" в одном 1999 году выпустил 386,4 тыс. тонн алюминия, можно прикинуть прибыль. Как добавлял дальше ехидный писатель Э.Лимонов, - "Удовольствие пустить слюну - оставляю вам. Считайте…". Ходят легенды, что совладелец Красноярского завода боксер Быков одно время в 1998 году за один день зарабатывал по миллиону долларов!
За такой куш стоило побороться.
Откуда появился первоначальный капитал? Часть ответа уже дана выше - операции с фальшивыми банковскими авизо, второй источник капитала - черные кассы ташкентских цеховиков, каковыми, собственно, и являлись сами братья Черные. Третий источник - бандитские "общаки" различных криминальных "крыш", под которыми работали те же цеховики и с которыми имелись налаженные и взаимовыгодные контакты еще с позднесоветских кооперативных времен.
В 1993 году оставшийся на госслужбе и сделавший феерическую карьеру Сосковец (в 1992-96 гг., уникальный случай - последовательно был 1-м вице-премьером правительств двух разных государств, Казахстана и России - и это не считая поста министра металлургии СССР) и его единственный сын Алексей (1973 года рождения) уже снимают с своих личных карточек American Express десятки и сотни тысяч долларов, щедро начисленные туда Черными, собственно, и сами карточки были "выданы" на карманные расходы от щедрот ТСС. В апреле 1993 года Сосковец усаживается в кресло первого вице-премьера российского правительства и преференции для ТСС начинают сыпаться как из рога изобилия - льготные тарифы, толлинг, освобождение от налогов и т.п. и т.д.
Именно благодаря умело налаженным контактам с высшей российской бюрократией удалось в начале 1990-х разгромить и похоронить государственный холдинг "Алюминий", добиться введения "специальных" тарифов на электроэнергию, выиграть знаменитые чековые приватизационные аукционы и решить массу сопутствующих проблем. Собственно, без Олега Сосковца в качестве всесильного первого вице-премьера не было бы и знаменитого толлинга. Казахстанская газета "Караван" прямо указывает - "крестный отец" братьев Черных - Олег Сосковец "Караван", №77, 26 ноября 1999, с.11).
Бизнес TWG, TCC и многочисленной когорты других аффилированных "братьям" компаний всю первую половину 1990-х годов развивается успешно и динамично: скупаются пакеты все новых предприятий, флагманов советской индустрии, ТВГ стремительно выбивается в число одной из самых крупных и капитало-насыщенных компаний постсоветского пространства, начинается экспансия фирмы в соседние с Россией страны, прежде всего в Казахстан.
Роль местного "Сосковца" в 1994-1997 гг. блестяще сыграл тогдашний премьер Акежан Кажегельдин: TWG без тендеров и по дешевке получила в управление, а затем и приватизировала Соколовско-Сарбайский ГОК, Павлодарский алюминиевый завод и корпорацию "Казхром" (Донской ГОК, Ермаковский (Аксуский) и Актюбинский заводы ферросплавов).
"Общая схема действий ТВГ на подконтрольных ей казахстанских предприятиях была до смешного простой. Готовая продукция реализовывалась дочерними предприятиями TWG с отсрочкой платежей. В результате промышленные гиганты, лишенные своей продукции и денег, кредитовались собственным банком TWG на кабальных условиях, без всяких перспектив расплатиться с кредитом. Фактически предприятия попадали в экономическую зависимость от TWG и заранее обрекались на банкротство". (А.Таланов "Лев Черной - в черном списке ТВГ"//Экспресс-К, 14 января 2000).
Беда подкралась с той стороны, откуда ее никак не ждали. В конце 1996-начале 1997 годов братья ссорятся, причем ссорятся крупно, громко, по слухам - вплоть до "заказа" друг друга киллерам.
В результате в 1997 году Михаил расходится с Львом и Давидом (менее известным братом, проживающим в США), отпочковывая от них свой бизнес. После чего финансирует избирательную кампанию А.Лебедя и либеральные проекты Е.Гайдара и А.Чубайса. Лев отошел в союзники к Б.Березовскому, и, по слухам "занял" ему денег на покупку газеты "Коммерсант" и телеканала "НТВ". Искандер Махмудов, тем временем, проворачивает аналогичную операцию по "покупке" очередных выборов для свердловского губернатора Росселя.
Есть данные, что Махмудов и Ко в то время серьезно рассматривали проект развития известной росселевской идеи о создании внутри России "Уральской автономной республики". Действительно, зачем нужно "кормить" московских министров и вообще с кем-то делиться, когда итак на региональном уровне все куплено, тем более что Россия второго срока ельцинского правления являлась довольно аморфным образованием. Были проведены соответствующие консультации и налажены определенные контакты с соседними национальными республиками, прежде всего Татарией и Башкирией, нанята команда высокопрофессиональных юристов, которые оперативно проработали правовые вопросы провозглашения нового государственного образования, подготовлены соответствующие юридические обоснования, однако новым реформаторам России элементарно не хватило времени. В 1997-99 годы основное внимание группы было приковано к "перевариванию" захваченных алюминиевых заводов и расширению своей "империи" вширь, много сил и внимания отняла отчаянная война сначала с "командой" Юрия Колпакова, а затем с Анатолием Быковым за КрАЗ, а потом неожиданно обозначился конфликт с Джалолом Хайдаровым.
Но, по порядку.
Почему поссорились Черные братья? История покрыта мраком. Наверное все-таки банально из-за денег и влияния, точнее непропорционального, по мнению одного, раздела этих сфер влияния/денег.
Да и сами братья, по жизни, очень разные люди.
Михаил - спортсмен, боксер, сибарит, любитель бильярда и друг Тарпищева, отвечал в бизнесе за безопасность и внешние связи, Лев - инвалид детства (полиомиелит), теневой мозговой центр, координатор и стратег.
Правдоподобной выглядит версия, что братьев рассорили, и рассорили их вчерашние верные друзья и младшие партнеры, которые очень хотели большей самостоятельности в делах и деньгах. Фактически, на управленцев ТВГ в те годы деньги буквально сыпались в невиданном количестве.
Достаточно информированный журналист Глеб Пьяных полагает, что именно Дерипаска был инициатором разрыва братьев Черных - "именно он их поссорил. Он успешно играл на самолюбии Михаила Черного, убеждая его, что тот вполне способен жить своей головой, а не братовой. Михаил поверил… кончилось все разделом имущества, как этого и хотел Дерипаска" (Г.Пьяных. "Весна олигарха"//Коммерсант-власть, 19 октября 1999).
В 1998 Дерипаска успешно провел дополнительную эмиссию акций САЗа, "размыв" долю ТВГ Льва Черного с 37 до 15%, а потом и вовсе прибрал завод к своим рукам. Так что раскол команды ему оказался явно выгоден.
18 декабря 1997 Олег Дерипаска и Владимир Лисин публично заявляют о создании концерна "Союз-металл-ресурс", куда наряду с другими предприятиями группы вошло и управляемое Махмудовым АО "Уралэлектромедь". Тем самым была поставлена точка в недолгом, но славном, доминировании компании "TWG" в российской металлургической отрасли. При этом основными победителями "старого" ТВГ Льва Черного были - его же младший брат и партнер Михаил Черной и перешедшие на его сторону топ-менеджеры и младшие партнеры. Новое объединение, правда, просуществовало совсем недолго, вскоре "восстал" совладелец КрАЗа Анатолий Быков, за ним последовали - Виктор Рашников (Магнитогорский металлургический комбинат) и ряд других акционеров. Просто денег оказалось столь много, что делиться по братски уже никак не получалось.
Льва Черного предали все, в 1999 году с разоблачениями выступила даже доселе верная супруга. В январе 2000 г. даже братья Рубены распространили в российских СМИ (см. "Комсомольская правда", 20.01.2000) пресс-релиз, в котором от лица "старой" TWG отмежевались от своего партнера.
В феврале 2000 года измученный борьбой и обвинениями Лев Черной и его часть ТВГ объявили о продаже своих пакетов акций Братского и Красноярского алюминиевых заводов, а также Ачинского глиноземного комбината акционерам "Сибнефти", т.е. Р.Абрамовичу.
Одновременно Живило - другой объект нападок Дерипаски-Михаила Черного-Махмудова - "продал" акции Новокузнецкого алюминиевого завода "ЛогоВАЗу" Б.Березовского.
Еще раньше, в конце 1997 году, от ТВГ Льва Черного отпочковались Саянский алюминиевый и Новолипецкий металлургический комбинаты.
Одновременно закончилась и "казахстанская эпопея": после бегства обвиненного в коррупции премьер-министра Кажегельдина в Швейцарию "на лечение", ряд бывших топ-менеджеров TWG в союзе с новым правительством лишил TWG контроля над ее заводами.
При Кажегельдине TWG создала систему специальных мер по наращиванию финансовой зависимости управляемых предприятий от ее банковских, трейдерских и снабженческих структур. Практически изымались собственные оборотные средства компании, которые возвращались в виде кредитов. В результате погашения выданных кредитов и процентов по ним, компании фактически оказались на грани банкротства (при росте производства) и к середине ноября 1997 года остались практически без запасов сырья, материалов, остатков готовой продукции и денег, после чего TWG отошла от реального управления…
На Новолипецк сел сам Лисин, а в Саянах, как уже было сказано, решено было посадить хорошо себя зарекомендовавшего Дерипаску. В выборе последнего не последнюю роль сыграла именно позиция И.Махмудова, который мало того, что сдружился с молодым, но очень предприимчивым администратором, но и был совладельцем и членом правления аффилированного комбинату банка "Саяны". Если выражаться более точным языком - Махмудов был "смотрящим" от команды Михаила Черного за расчетами и банковскими проводками (белыми и черными) Саянского завода. Его задача была следить и контролировать менеджера Дерипаску, и на этой почве они как-то быстро и взаимовыгодно сдружились.
Молодой, если не сказать юный, 1970 года рождения, выпускник физфака МГУ (1993 года, диплом с отличием) Олег Дерипаска зарегистрировал небольшую фирмочку "Алюминпродукт" и занимался мелкооптовыми операциями с "летучим металлом". К этому времени, 1993-94 годы и относится знакомство с Дерипаской братьев Черных и Махмудова. Предприимчивый и расторопный юноша им очень приглянулся. Людей было мало, люди были нужны. Дерипаску сначала наняли как обычного топ-менеджера, затем позволили его "Алюминпродукту" прикупить по специальной цене часть акций управляемого им Саянского комбината. Изначально в "Алюминпродукте" основными акционерами были: некий Джозеф Карам - управляет швейцарскими и германскими компаниями Михаила Черного, формально - владелец фирмы Alpro, а также - мать Олега Дерипаски, жена Михаила Черного и дядя Искандера Махмудова. Ныне личное состояние 32-летнего бизнесмена, владельца "Русала" и "Базисного элемента", оценивается в сумму порядка 1-1,4 млрд. долларов США. Надо полагать скромный и незаметный Искандер Махмудов располагает средствами ненамного уступающими своему протеже и постоянному бизнес-партнеру.
Для лучшей привязки к интересам Кремля Дерипаска, наступив на горло собственной сексуальной песне экстренно женится (февраль 2001 года) на страшноватенькой дочери бессменного спичрайтера Б.Ельцина (а в 1997-1998 гг. главы его администрации) Валентина Юмашева, а в довесок приличный пакет акций Саянского комбината уступается по сходной цене Анатолию Чубайсу.
Вскоре Полина Юмашева-Дерипаска, благодаря браку ее родителя Валентина Юмашева на Татьяне Ельциной-Дьяченко, оказалась как бы приемной внучкой дедушки Ельцина, а родив сына - продолжила семейную династию Ельциных-Юмашевых-Дьяченко-Дерипасок.
Дерипаске больше не придется в поисках вечной любви увиваться за еще более страхолюдной дочерью Березовского наркоманкой Лизой и, тем более, тупя глазки выдавать себя за племянника (вариант - внебрачного сына) Олега Сосковца.
(продолжение следует)
|