Чья ракета страшнее. Индия и Пакистан пугают атомной войной 03:30 10.01.2003
Непродолжительный спад напряженности в отношениях между Исламабадом и Дели завершился. Разрядка началась в октябре, после отвода от границы огромных военных группировок обеих стран, уже изготовившихся к удару. И вот сегодня стороны вновь бряцают оружием и обмениваются угрозами.
Вчера Индия провела испытания баллистической ракеты Agni-I. Днем ранее пакистанский лидер Мушарраф присутствовал на торжественной церемонии официального принятия новой ракеты среднего радиуса действия Hatf-V Ghauri. Технические параметры обеих ракет указывают, что их главным предназначением является превращение территории нелюбимого соседа в ядерную пустыню.
Призывы Канады (выполняющей функцию посредника в урегулировании между Индией и Пакистаном) не проводить испытания не были приняты во внимание. Министр обороны Индии Джордж Фернандес лично приехал на полигон на восточном побережье страны, чтобы понаблюдать за полетом Agni-I над Бенгальским заливом. Эта одноступенчатая твердотопливная ракета, способная доставить боеголовку весом до 1 т на расстояние до 800 км, отличается небольшими размерами и высокой мобильностью. Эксперты отмечают, что новая ракета заполняет разрыв между тактической ракетой Prithvi-II (дальность 250 км) и стратегической Agni-II, способной поражать цели на удалении более 2 тыс. км и предназначенной для устрашения Китая. Как сообщает индийское агентство PTI, запуск поможет опробовать важнейшие технологии новой ракеты, прежде всего системы управления и телеметрии.
Пакистан заявил, что индийское ракетное испытание не было неожиданностью. Министр информации Пакистана Рашид Ахмед добавил, что запуск является "частью политики Индии по навязыванию в регионе своей гегемонии". Однако в среду в Исследовательском центре имени А.К. Хана близ Исламабада прошла не менее воинственная церемония передачи в войска первых экземпляров новой ракеты Hatf-V Ghauri. По оценкам экспертов, эта ракета обладает дальностью полета 1,3-1,5 тыс. км. Это дает возможность нанести ядерный удар по любой точке на территории Индии. Президент Мушарраф заявил, что ракеты нужны Пакистану для того, чтобы отразить возможную агрессию и защитить свой суверенитет.
Зарубежные аналитики давно обратили внимание, что пакистанская новинка очень похожа на северокорейскую ракету Nodong. Нынешний скандал вокруг ядерной программы КНДР заставил экспертов вспомнить, что Исследовательский центр имени А.К. Хана занимается не только ракетными разработками, но и технологиями обогащения урана. В американских газетах появилась версия о "бартере изгоев" - Исламабад якобы "обменял" свои ядерные ноу-хау на северокорейские ракетные технологии. Пакистанские власти с гневом отвергли эту версию как злонамеренную и необоснованную пропаганду.
Хотя индийские и пакистанские руководители называют свои ядерные арсеналы средством сдерживания (авторитетный справочник Jane"s Strategic Weapons System считает, что у Дели есть 100-150 боеголовок, у Пакистана - от 25 до 50), в последние недели стороны обменялись серией зловещих заявлений. Накануне Нового года президент Мушарраф поведал на собрании ветеранов ВВС, что предотвратил вооруженный конфликт вокруг Кашмира, лично предупредив Индию, чтобы та не ждала от Пакистана "обычной войны". В Дели это было понято как намек на ядерный удар. Позднее Мушарраф пояснил, что имел в виду решимость 150 тыс. отставных пакистанских военных, проживающих в Кашмире, подняться на бой в случае нападения Индии.
Но это не остановило гонку словесных угроз. На днях Джордж Фернандес пожелал продемонстрировать общественности, что пакистанские угрозы ему нипочем. Он заявил, что Индия сможет пережить парочку ядерных ударов. "Но когда мы ответим, от Пакистана ничего не останется", - добавил он. Министр Рашид Ахмед сказал в ответ, что эти слова отражают принятую Индией "фашистскую политику удержания своего расового превосходства". Чтобы не выглядеть проигравшим в словесной баталии, Пакистан пообещал преподать Индии "незабываемый урок", если по его территории будет нанесен ядерный удар.
Александр ЛОМАНОВ
|