Х.Пеймани - Почему США против российско-иранских атомных проектов 14:12 10.01.2003
Д-р Хуман ПЕЙМАНИ, специалист по международным отношениям и независимый консультант международных организаций в Женеве.
Озабоченность Соединенных Штатов нестабильностью в Центральной Азии заставляет американских политиков задуматься о том, какие цели преследует Иран, развертывая строительство атомных электростанций. Первой причиной для беспокойства является стремление Ирана, который американский президент назвал частью "оси зла", создать собственную атомную энергетику. Второй - помощь, которую оказывает в решении этой задачи Россия, являющаяся как официальным союзником, так и конкурентом США в борьбе за гегемонию в Центральной Азии.
В течение нескольких лет Соединенные Штаты добиваются закрытия иранской атомной программы, утверждая, что она является прикрытием для проектов военного характера. Начиная с 1990-х гг. эти требования оказывают негативное воздействие на российско-американские отношения. С 23 по 27 декабря, в ходе своего пребывания в Тегеране, министр Российской Федерации по атомной энергии Александр Румянцев заявил о ряде разногласий, существующих между Россией и Соединенными Штатами, в частности в отношении Ирана. Этот визит и его итоги иллюстрируют противоречия между стратегическими интересами России и США.
Во время своего визита Румянцев, коснувшись вопроса о расширении ирано-российского сотрудничества в области атомной энергетики, заявил, что Бушерская АЭС будет запущена уже в декабре 2003 г. Министр заявил также о готовности России расширить свое участие в иранской атомной программе. То же самое Румянцев сказал и по возвращении в Москву. Для американцев Бушерский проект является символом роста Ирана и свидетельством его стратегических намерений. В 1970-х гг., когда иранский шах был ключевым союзником США, финансирование строительства двух энергоблоков собиралась взять на себя Германия, однако проект был остановлен после иранской революции 1979 г. В начале 1990-х гг. министерство РФ по атомной энергии предложило построить реактор, мощность которого составляла бы 65 процентов от первоначально запланированной. Во время войны 1980-1988 гг. с Ираком Иран утратил несколько атомных объектов. В то же время после 1979 г. его население выросло в два раза. В этом контексте 800-миллионный Бушерский проект крайне важен для Ирана, а также сулит выгоды истощенной экономике России.
Проект будет выгоден России и после своего завершения, поскольку потребуются поставки топлива и техническое обслуживание реакторов. В случае успеха Иран, вероятно, заключит с Россией еще несколько контрактов. Россия заявляет о своей готовности построить еще шесть реакторов, а Иран планирует довести выработку электроэнергии на своих атомных станциях до 6000 мегаватт в год. В Тегеране Румянцев заявил, что его страна "крайне заинтересована" в иранских проектах. Он высказал это мнение сразу же после того, как Соединенные Штаты заявили о своих подозрениях в отношении иранских ядерных объектов в Араке и Натанзе, якобы используемых в военных целях. Время визита и негативная реакция на критику со стороны американцев позволяют сделать вывод, что Россия не собирается уступать США в этом вопросе.
Визит Румянцева способствовал усилению разногласий между Россией и Соединенными Штатами. Во-первых, Румянцев заявил о необоснованности утверждений американской администрации, что Бушерская АЭС является прикрытием для военных проектов. "Иран использует атомную энергию исключительно в мирных целях", - заявил Румянцев журналистам. Во-вторых, он подчеркнул, что Иран и Россия полностью выполняют свои обязательства как участники Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Провозгласив Иран мирным партнером, министр повторил слова российского министра иностранных дел Игоря Иванова, произнесенные 18 декабря в Токио. "Мы строго придерживаемся всех международных норм в области нераспространения оружия массового уничтожения", - ответил Иванов на вопрос об отношениях с Ираном. Эта фразеология резко расходится с тем, как изображают Иран Соединенные Штаты, а именно как государство, которому нельзя верить.
Разумеется, Россия не заинтересована в прямом противодействии планам американской администрации. Ее подход к отношениям с Ираном вызван экономической необходимостью. Во времена "холодной войны" Советский Союз получал гигантские доходы от продажи вооружений и ядерных технологий невоенного назначения. После 1991 г. Россия практически потеряла доступ к соответствующему международному рынку, на котором она могла бы продавать свои товары и услуги. Из этого следует, что основными покупателями российских вооружений и ядерных технологий остались Иран и несколько других стран, обеспечивающих экспортные поступления, которые Россия получает помимо доходов от продажи нефти и газа. А поскольку цены на нефть и газ могут измениться, Россия будет продолжать отношения с Ираном, имеющие чисто экономическую основу.
Однако за инвестициями в иранскую атомную энергетику стоят и геополитические соображения. Как Иран, так и Россия считают выгодным расширение отношений, основанных на близости взглядов по ряду политических, экономических и военно-стратегических вопросов. Разделяемая обеими странами обеспокоенность американским политическим и военным присутствием в регионе вынуждает их развивать отношения сотрудничества. Эта обеспокоенность и экономическая выгода, получаемая от совместной деятельности, позволяют России преследовать свои цели, не думая о том, получит ли ее политика одобрение со стороны Соединенных Штатов.
|