"Афганский бутерброд". Вмешательство соседей угрожает гражданской войной 16:42 14.01.2003
Ахмет Рашид
Кабул. Россия вооружает одного военачальника, Иран другого. Саудовская Аравия возобновила финансовую поддержку исламских экстремистов, а некоторые центрально-азиатские республики поддерживают своих этнических союзников. Индия и Пакистан конкурируя друг с другом, тайно поддерживают противостоящие силы. Поле действий – Афганистан. Вмешательство может повлечь возобновление борьбы за власть, которая в начале 1990-х разрушила страну и в конечном счете привела ее под контроль Талибана.
Опасность осознают все. 22 декабря под бдительным присмотром президента Афганистана Хамида Карзая министры иностранных дел, послы и представители ближайших соседей Афганистана – Китая, Ирана, Пакистана, Узбекистана, Туркменистана – подписали Кабульскую Декларацию, в соответствии с которой они обязались больше никогда не вмешиваться в военные дела страны. Официальными наблюдателями были представители таких заинтересованных стран как Россия, Индия и Саудовская Аравия.
Однако обещания оказать поддержку президенту Карзаю и придерживаться принципов невмешательства, наряду с обещаниями помочь в восстановлении разрушенного Афганистана, скрывали куда более прозаичную и нелицеприятную реальность. Единственная причина, по которой была необходима подобная декларация, несмотря на всемогущее присутствие в Афганистане военных сил США, это демонстрация опасений афганских лидеров и остального мира.
"Мы не собираемся оставаться предметом политических игр наших соседей по региону, так как это уже было в 1990-х, - заявил Карзай в своем интервью в президентском дворце до подписания декларации. - Территории Афганистана не может быть использована никакой другой страны против третьей стороны".
В виду опасности раздела Афганистана: решимость и серьезные намерения Карзая оградить страну от внешней дезинтеграции будет не просто реализовать, так как многие из тех соседей, что спонсировали Афганских военачальников в начали 1990-х, продляя тем самым беспорядок и помогая Талибану придти к власти, стремятся воскресить свое былое влияние. Согласно высказываниям западных дипломатов, многие сопредельные государства уверены, что военные силы США свернут свои операции в Афганистане как только начнется война в Ираке. Они считают, что правительство Карзая очень слабое и Афганистан будет поделен вдоль этнических границ, если армия США оставит страну.
Карзай и США опровергают такие предположения полностью, однако многим странам-соседям это не кажется убедительным. Россия поддерживала прежний Северный Альянс в течение 1990-х и продолжает оказывать поддержку генералу Мохамеду Фахиму, некогда влиятельному лидеру Северного Альянса и нынешнему министру обороны в правительстве Карзая. В сентябре российский министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия могла бы предоставить афганской армии военную технику на 100 миллионов американских долларов.
В свете сказанного ясно, что вся помощь будет направлена армии Фахима. Эти силы, сформированные из последней, обучаются США и Францией, так как именно они будут представлять Афганскую Национальную Армию (АНА), планируемую в составе 70,000 солдат, из которых пока обучены только 3000.
США обратились к Москве с просьбой прекратить поставку оружия, но это не возымело успех. Замир Кабулов, занимающийся вопросами Азии в Министерстве иностранных дел, утверждает, что помощь армии Фахима допустима в соответствии со старым договорам обязательств между Россией и Афганистаном.
Пока Вашингтон не проявляет желания форсировать события и давить на Москву, так как нуждается в ее поддержке в случае вторжения армии США в Ирак. "Мы ясно дали понять всем соседям Афганистана, что стране следует позволить развиваться без вмешательства из вне", - говорит Роберт Финн, посол США в Кабуле.
Западные разведывательные службы считают, что российские запчасти и даже танки прибывают в северную часть страны – Кундуз – из Таджикистана и затем транспортируются вниз, в Панджшерскую долину, где Фахим имеет огромные запасы оружия. Фахим отрицает этот факт. "Русские не делали никаких обещаний и пока мы ничего не получали от них", - утверждает он.
Афганские власти также заявляют, что Россия располагает документами, касающимися единственной геологической разведки нефтегазовых ресурсов страны, произведенной в 1970 году. "Мы просили Россию вернуть эти документы", - говорит Юма Мохаммед Мохаммеди, министр ресурсов. Утверждают, что российские нефтегазовые компании ведут переговоры с северо-афганским генералом Рашидом Дустумом о возобновлении поставок афганского газа в Центральную Азию. США заявляют, что будут проводить новую геологическую разведку.
Даже если Карзай сможет разобраться с этими вопросами, это не решит его проблем. Афганские официальные лица считают, что Иранская революционная гвардия продолжает обеспечивать наличными и военной поддержкой Измаила Кана, западного военачальника в Герате. Состоятельные саудовские арабы, очевидно, возобновили денежную помощь остаткам талибов в Пакистане. Не дожидаясь других, президент Узбекистана Ислам Каримов предоставил своих телохранителей Дустуму, противнику Фахима, для обеспечения безопасности.
Тем временем Индия и Пакистан используют Афганистан как поле боя для своего продолжающегося конфликта. Новый Дели обещал поставить военный транспорт и начать обучение афганской армии. Обеспечивая гражданскими самолетами, автобусами, медицинским оборудованием, Индия очень быстро достигла широкого присутствия в стране.
Индия помогает развивать новый экспортный маршрут для не имеющего выходов к морю Афганистана, минуя Пакистан. Индия открыла консульства на севере – в Мазари-Шарифе, на западе – в Герате, в Кандагаре и Джелалабаде близ пакистанской границы. "Индия видит Афганистан средством разрушения западных границ Пакистана, и он не оставляет эти действия без ответа", говорит Европейский посол в Кабуле.
"Я получил заверения индийских властей, что эти консульства открыты только для торговли и другой дипломатической деятельности", - подтверждает Карзай. – Мы не позволим ни Индии, ни Пакистану использовать Афганистан в своем борьбе друг против друга".
Источники сообщают, что Пакистан поддерживает США только внешне, в то же время позволяя талибским боевикам вести военные действия. К тому же, активность Индии страшно надоела Пакистану. Разъяренный Президент Пакистана Первез Мушарраф поступил вспыльчиво, позвонив Карзаю с жалобами на открытие новых консульств Индии в Афганистане.
Пакистан поддерживает Карзая публично и продолжает выдавать США членов Аль Кайеды. Однако, согласно заявлениям западных политиков и афганских лидеров, разведслужбы Пакистана также дают убежище лидерам Талибана, некоторые из которых живут в Пакистане открыто, не скрываясь, а также разрешают им проникают на территорию Афганистана для организации ракетных обстрелов баз США.
Умеренные пуштунские лидеры в Пешаваре утверждают, что спецслужбы разжигают пуштунский радикализм – идеологию, которая привела к возникновению Талибана.
Пакистан хочет свое влияние на юге Афганистана среди этнических пуштунов, а также противостоять влиянию Индии в Кабуле.
Вышедшие в отставку пакистанские военные чины заявляют, что армия играет две роли в афганском конфликте в таких пограничных городах как Пешавар и Кветта. Согласно этим источникам, один высокопоставленный чиновник из разведслужбы вместе с другими работает с США в Пакистане над захватом членов Аль Кайеды, в то же время другой высокопоставленный чиновник отдельно оказывает помощь по защите Талибана.
Американские военачальники в Афганистане думают, что 90% атак, с которыми они сталкиваются, осуществляют группировки, основанные в Пакистане. "Я считаю, что вопросы безопасности в восточном Афганистане останутся проблемой еще какое-то время", сказал генерал Ричард Майерс, председатель Объединенного комитета начальников штабов США в Баграме в адрес военных 21 декабря. Майерс считает, что предотвратить просачивание через границу можно только увеличив количество военных отрядов на ней.
Более сильное афганское центральные правительство может прийти к власти только весной. Это время, когда планируется получение крупномасштабных международных денежных вливаний, направляемых на создание сильной афганской армии, строительных проектов основной инфраструктуры и ее дальнейшего развития – дорог, энергетики. Постепенное экономическое развитие могло бы подорвать влияние военачальников и тех, кто оказывает им поддержку из-за границы, и усилить позиции Карзая.
|