А.Мадумаров (депутат Парламента Киргизии) - Здравствуй, новая Конституция, или прощай демократия? 11:32 15.01.2003
Вчера СМИ опубликовали выступление президента КР А. Акаева по Кыргызскому телевидению 13 января о проведении референдума по новой редакции Конституции, соответствующий Указ главы государства, а также напечатали проект Закона КР "О новой редакции Конституции Кыргызской Республики".
Эта редакция значительно отличается от текста, принятого Конституционным совещанием. Но повлиять на конечный результат работы экспертной группы, назначенной президентом для обработки предложений и изменений, внесенных населением республики в период обсуждения, КОС уже не может. Как говорится, мавр сделал свое дело, и теперь его мнение уже никого не интересует. Главная цель достигнута: в текст Конституции через референдум будут внесены изменения, которые устраивают Аскара Акаева и его ближайшее окружение. И никто уже не проверит, действительно ли 11 тысяч изменений и дополнений в Конституцию КР внесли сами граждане от собственного имени или это подсуетились власти на местах.
Член Конституционного совещания, депутат ЗС Адахан МАДУМАРОВ прокомментировал для наших читателей ситуацию и некоторые положения новой редакции Основного закона.
Корр. - Адахан Кимсанбаевич, как прошло 13 января заседание Конституционного совещания с участием президента?
А.М. - Даже лояльные к президенту члены КОС были глубоко возмущены тем, что фактически главным реформатором Конституции стала экспертная группа с техническими функциями, а не Конституционное совещание. Председатель Конституционного суда Чолпон Баекова возражает против того, что убрали из Основного закона право граждан обращаться в КС. По проекту не имеют такого права и отдельные депутаты Жогорку Кенеша и омбудсмен КР. Запросы в Конституционный суд могут подавать только президент, Жогорку Кенеш, правительство и Центризбирком. Таким образом, исключен очень важный механизм защиты прав граждан, а Конституционный суд становится бутафорским.
Корр. - Как–то на заседании КОС при обсуждении полномочий Жогорку Кенеша президент на одну из реплик с обидой отреагировал: "Совесть имейте! Я и так уже передал парламенту большинство своих полномочий!". Но, кажется, обиделся Аскар Акаевич напрасно?
А.М. - Кто президента обидит, тот долго не проживет. Он как бы передал некоторые полномочия парламенту, но эта потеря с лихвой компенсирована. В новую редакцию Конституции включено абсолютное вето. Если президент в течение одного месяца не подписал принятый парламентом закон и не вернул его со своими возражениями, то закон считается отклоненным. Если же он вернул закон со своими возражениями в ЖК, а депутаты в течение месяца его не рассмотрели, то закон считается принятым с учетом возражений президента. Это значит, что законодательная власть фактически сосредоточится в руках одного человека - президента.
Корр. - Помнится, на заседаниях КОС президент настаивал на том, что однопалатный парламент должен состоять из 90 человек. Удобное, мол, число, и вообще оно для мусульман святое. Теперь, якобы в целях экономии государственных средств, в проекте значится Жогорку Кенеш из 75 депутатов… К тому же выборы будут проводиться по одномандатным территориальным округам. Хотя даже в Таджикистане партии имеют право на 30–процентное представительство в парламенте. А у нас партии получат право на выдвижение своих кандидатов на общих основаниях. Значит, мы в этом вопросе "позади планеты всей"?
А.М. - Значит, теперь нашли еще более святое число - 75. И ни один депутат из 75 не будет избран по партийным спискам. А выборы по такой системе очень удобны: власть на местах сделает в округах все, чтобы прошли ставленники "Белого дома". Президент получит абсолютно зависимый и почти бесправный парламент. Причем отправить его в отставку он сможет элементарно - по результатам референдума; если Жогорку Кенеш трижды не согласится с предложенной кандидатурой премьер–министра; из–за кризиса, вызванного непреодолимыми противоречиями парламента с другими ветвями государственной власти. Если парламент выразит недоверие правительству, то президент сам будет решать, отправить в отставку правительство или распустить парламент. Жогорку Кенешу воспрещается создавать более семи комитетов. Если депутат по неудовлетворительным причинам будет систематически отсутствовать на заседаниях, он лишается мандата…
Корр. - То есть как это? Депутата избирает народ и только народ, электорат может лишить его мандата. И что значит "систематически"? Кто это будет определять?
А.М. - Чолпон Баекова как раз возражает против подобной нормы, считает ее покушением на конституционное право граждан. Это императивное право народа - избирать и лишать мандата своего избранника. Кроме того, депутат не имеет права уклоняться от голосования. Он будет как привязанная корова. Сколько раз за прошедшие годы депутаты в знак протеста покидали зал заседаний. А теперь они имеют шанс лишиться за это мандата. Сейчас исполнительные органы обязаны отвечать на запрос депутата в течение 10 дней, в будущем этот срок растянется до месяца. Значит, фактически исчезает возможность оказать избирателям необходимую помощь или пресечь неправильные действия чиновников. То, что преподносилось как усиление полномочий парламента, на деле оборачивается полным бесправием.
Корр. - Но депутатам вернут неприкосновенность. Это можно рассматривать как "бартер" за неприкосновенность экс–президента?
А.М. - В соответствии со статьей 53 экс–президент обладает неприкосновенностью, причем абсолютной. Этот статус распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему архивы, имущество, багаж и на его переписку…
Корр. - Значит, всю нашу историю за все годы пребывания президента у власти можно будет сложить в архив экс–президента - любые документы, в том числе и содержащие компромат, и к ним никто никогда не получит доступа? Большое удобство, не так ли?
А.М. - Это будет белое пятно в истории Кыргызстана. Причем если депутат будет задержан во время совершения преступления, он теряет статус неприкосновенности. А экс–президент никогда и ни при каких условиях не теряет: "Он не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий президента Кыргызской Республики, а также задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу либо личному досмотру". То есть он ни за что не отвечает. Априори безгрешен, как ангел, и народ должен лелеять его до конца дней. Причем сам экс–президент, его супруга, несовершеннолетние дети и лица, находящиеся на его иждивении, будут содержаться за счет бюджета.
Корр. - Удивительно! За амурные грешки Билл Клинтон держал ответ перед всей Америкой - задолго до своего экс–президентства. А у нас президент загодя обеспечивает себе стопроцентную индульгенцию не только за свои действия, но и за бездействие. Вам это не кажется аморальным?
А.М. - Вот такая у нас интересная демократия - демократия по–акаевски. Вы посмотрите, какие полномочия добавлены президенту в обход Конституционного совещания. В новой редакции значится: "Образует и упраздняет исполнительные органы, не входящие в состав правительства" - пункт 10 статьи 46. То есть может создавать любые структуры при президенте КР. Пункт 11 той же статьи: "По консультации с премьер–министром Кыргызской Республики утверждает единую систему подготовки и подбора кадров для органов, содержащихся за счет государственного бюджета, финансирования государственных органов и оплаты труда государственных служащих". Мы на Конституционном совещании говорили, что президент не должен назначать и снимать президентов государственных акционерных обществ и концернов, редакторов "Кыргыз туусу" и "Слова Кыргызстана" или президента КТР. Это не делает чести главе государства. Но именно такое право подтверждает последний пункт.
Корр. - Президент в своем выступлении утверждает, что "вся новая редакция Конституции как бы пронизана идеей примата прав человека". Можно понять это именно так: как бы пронизана, а на самом деле не пронизана.
Из Конституции в ее новой редакции исключено право на СВОБОДУ ПЕЧАТИ, передачи и распространения информации, на свободное РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЫСЛЕЙ, ИДЕЙ И МНЕНИЙ. Оставлено лишь право "на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений" и право "свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом". Один из основополагающих принципов демократии - принцип свободы печати ВЫБРОШЕН из Основного закона демократического государства. Хотя сохранен постулат "средства массовой информации свободны". Зато "Не допускается сбор, хранение использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом". Суды же у нас сочтут конфиденциальной любую информацию о лице из высшего эшелона власти, будь это вор, растратчик или коррупционер. Вам не кажется, что с такой Конституцией Кыргызстан с сокрушительной скоростью покатится вниз по лестнице, ведущей вверх?
А.М. - Так оно и есть. Кстати, второй абзац 12 пункта статьи 16 внесен в текст исключительно ради газеты "Моя столица": "Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону". Вас ведь сейчас беспочвенно обвиняют именно в этом - из–за того, что газета осмелилась порассуждать на тему достоверности некоей исторической даты.
Корр. - А как вам нравится второй вопрос, выносимый на референдум, - о том, должен ли Аскар Акаев оставаться президентом до декабря 2005 года? Ведь если на референдуме будет принята новая редакция Конституции Кыргызской Республики, ответ на второй вопрос может быть даже отрицательным, и президенту это нисколько не повредит?
А.М. - Да, конечно, второй вопрос внесен как бы для международной общественности, чтобы продемонстрировать уважение президентом мнения народа. Но если смотреть глубже, это просто страховочный вариант. Потому что если народ проголосует в целом за внесение опубликованных 14 января поправок в Конституцию, то тем самым уже одобрит пребывание на посту Аскара Акаева до конца нынешнего президентского срока. Ведь согласно разделу III главы VIII президент КР сохраняет свои полномочия до окончания срока, на который он был избран.
Корр. - Члены Конституционного совещания от оппозиции и депутаты оппозиционных фракций собираются что–либо предпринять?
А.М. - Две фракции - "Коммунисты Кыргызстана" и "Кыргызстан" - обсудят проект Закона "О новой редакции Конституции КР" и выскажут свое отношение к нему. Нельзя допустить, чтобы на референдум был вынесен этот вариант.
Корр. - А если все–таки именно эту редакцию и вынесут (что вполне вероятно)?
А.М. - На этот раз уже нельзя будет обвинять во всем депутатов или журналистов и оправдываться тем, что люди чего–то не знали, не поняли или что власть заставила их проголосовать так, как ей угодно. Историческая ответственность лежит на народе Кыргызстана. Как он решит, так и будет.
Рина ПРИЖИВОЙТ
|