Леонид Шебаршин - "Надо создавать в СМИ исламское лобби" 06:58 16.01.2003
Леонид Владимирович Шебаршин родился в 1935 году в Москве. В 1958 году окончил Восточный факультет МГИМО, работал в Пакистане, Индии, Иране, Афганистане. В 1989-1991 возглавлял Первое главное управление КГБ СССР, генерал-лейтенант. С сентября 1991 - в отставке, занимается бизнесом.
- Чем Вы объясните появление исламофобии в России?
- Вообще-то исламофобия как явление появилась не сегодня и не в России. Несмотря на заявления Джорджа Буша о том, что Америка борется не с Исламом, а с кучкой фанатиков-террористов, симптомы исламофобии появились в США задолго до событий 11 сентября 2001 года. Нужно отметить, что сразу после трагедии ее виновником был огульно объявлен Ислам, и лишь потом заговорили об аль-Каеде, конкретных персоналиях… Что характерно, отечественные СМИ , определенным образом ангажированные, активно подхватили "исламскую" версию. 12 сентября, когда еще не успели остыть обломки небоскребов-близнецов, одна из российских газет вышла с заголовком "Аллаху акбар! В мире появился новый хозяин". Это наводит на мысль, что это не только истеричная реакция некоторых истеричных наших публицистов. Пожалуй, была подсказка из Вашингтона.
Почему лично меня это беспокоит. Я долгое время жил в странах, населенных мусульманами: 8 лет в Пакистане, 6 лет в Индии, где также много мусульман, 4 года в Иране, многократно побывал и в неспокойном Афганистане. Меня возмущает клеветническая кампания, развернутая вокруг Ислама. Для европейского и американского обывателя придумана страшилка в виде некой организации аль-Каеда, но никто до сих пор толком так и не объяснил, что это за организация такая, ее структура, деятельность. Признаться, я не верю в существование организации, подобной аль-Каеде, чью деятельность столь красочно описывают в духе детективных романов… Невозможно вести деятельность всемирного масштаба, при этом будучи столь наглухо законспирированной.
Подобная организация уже была в истории - Коминтерн, но его деятельность была куда более прозрачной. А здесь создан миф о каком-то великом сатане. Создан миф из Усамы бен Ладена. Абсолютно никаких доказательств о причастности его к известным преступлениям нет. Регулярно появляющиеся интервью с ним резко отдают фальшивкой. Сами американцы, кстати, тоже об этом говорят. Но в данном случае все подчинено интересам пропаганды, один из законов которой со времен нацизма гласит: "Чем больше ложь, тем охотнее в нее верят, и надо ее повторять постоянно". Гитлер, кстати, говорит об этом в своей книге "Майн камф" как о приеме… еврейской буржуазной прессы.
Я считаю, что как гражданин, в меру своих слабых сил, должен противодействовать искажениям образа Ислама и мусульман, попыткам представить в негативном свете миллионы граждан России мусульманского вероисповедания, вбить клин между мусульманами и православными. Мы веками жили вместе на территории нашей великой страны, вместе ее строили.
Сейчас же идет активное разрушение державы, и антиисламская пропаганда работает на продолжение этого процесса. Выдвижение Ислама в качестве мирового пугала, зла, врага, призвано, помимо прочего, отвлечь нас, российских граждан, от реально существующих в России проблем… Это развал нашей экономики, захват ее определенной группой лиц. Православных сталкивают с мусульманами, русских с чеченцами, раздуваются или же измысливаются какие-то негативные эпизоды. С другой стороны, выдвинут лозунг об угрозе русского фашизма, который, по мнению некоторых политологов, даже страшнее немецкого. В целом, следует сказать, что всем сознательным гражданам нашей страны следует противодействовать пропагандистской суете вокруг Ислама, могущей привести к крайне нежелательным для нас последствиям.
- Леонид Владимирович, а как все-таки Вы как специалист оцениваете возникновение аль-Каеды и личность бен Ладена. Это самопроизвольно возникшая организация или же за ее созданием стоит определенный замысел?
- Некоторое время назад в газете "Коммерсант" был опубликован очень толковый материал, который, однако, в дальнейшем не получил развития ни в одном из ведущих изданий. Слово аль-Каеда по арабски означает "база". Это было условное название базы данных ЦРУ о всех иностранцах, сражавшихся в Афганистане против коммунистического правительства в Кабуле и советских войск, то есть список агентуры, преимущественно американской. В дальнейшем "база" по разным причинам вышла из-под контроля американцев.
Усама бен Ладен в свое время также участвовал в борьбе против советских войск и афганского правительства, однако делал он это из Пешавара в Пакистане, где работал на ЦРУ.
Утратили ли американские спецслужбы за ним контроль впоследствии или нет, я не знаю, но раскручивание демонического образа Бен Ладена началось задолго до черного сентября. Причем это делалось в очень американском стиле. Американскому обывателю всегда нужно персонификация - и вселенское зло получило лицо бен Ладена. Раньше это были коммунисты, позднее - Каддафи, затем имам Хомейни, теперь бен Ладен.
Из той информации, которая до меня доходит, невозможно сделать вывод даже о том, существует ли в реальности бен Ладен. Но вот такой момент: генерал Мушарраф, пакистанский президент, лояльный к Соединенным Штатам, заявляет, что человек, скрывающийся где-то в афганских пещерах, просто не мог организовать акции, подобные нью-йоркским взрывам.
Но в сухом остатке - "создана" всемирная исламская организация, олицетворяющая мировое зло, представляющая собою "угрозу" цивилизации. США при этом выставляются как защитники этой самой цивилизации и демократии, развязываемые ими войны против Афганистана, Ирака деликатно именуются антитеррористическими операциями…
- Из всего этого можно сделать вывод, что американцы просто сводят счеты со своими бывшими агентами?
- C кем они сводят счеты и сводят ли вообще - это очень большой вопрос. Но то, что США активно реализуют свои геостратегические интересы, - очевидно. И делается это на крови и слезах простых граждан Афганистана, Ирака… Что, кроме разрушения, принесла Афганистану так называемая антитеррористическая операция?
Сегодня это совершенно разоренная страна, в которой гражданская война не прекратилась, а продолжается и даже усилилась. Но зато американцы сегодня есть в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, в Афганистане. Вот это серьезное достижение и на долгую перспективу. Район этот нефтеносный, только сейчас по ряду причин этот момент особенно не акцентируется. Да, в Афганистане были талибы, была аль-Каеда, но все это только удобный предлог. То же самое сегодня в Ираке. Не доказаны по существу ни поддержка режимом Саддама террористов, ни наличие у Ирака оружия массового поражения, но в этой стране находятся огромные запасы нефти, что и является главным для американской политики. Все разговоры о свободе, демократии, общечеловеческих ценностях и защите цивилизации - не более чем словесная шелуха, призванная прикрыть конкретные экономические интересы и цели Вашингтона.
Образ нового врага в мусульманском тюрбане появился не случайно. Бывший президент США Ричард Никсон в одной из своих книг писал, что в качестве главного врага США на смену коммунизму приходит "исламский фундаментализм".
- Ну а какую роль играет международный фактор в событиях в Чечне?
- Я думаю, что внешнее воздействие на события в Чечне было и продолжается. В значительной мере это делается через турецких агентов. Но вот что интересно. В 1999 году один из самых известных "доброжелателей" Роccии в США Збигнев Бжезинский заявил, что в интересах США не допустить, чтобы Россия добилась своих целей на Северном Кавказе. А что означает "цели России на Северном Кавказе"? Это прежде всего сохранение территориальной целостности Российское Федерации. Мы, я полагаю, очень скоро увидим, в какой форме будут проявляться эти самые "американские интересы", прежде всего в отношении прикаспийского региона.
- А недавний теракт в театральном центре в Москве? Какова, на Ваш взгляд, его подоплека?
- Безусловно, здесь прослеживается чужая рука… Можно сказать, что в театральном центре на Дубровке была заложена мина под президента Путина, под всю российскую власть. И взорвись эта бомба - последствия могли бы быть самыми печальными. И выход, найденный в этой ситуации, к величайшему сожалению с большими человеческими жертвами, был единственной возможностью спасти ситуацию.
Конечно, многие вопросы ставит это трагическое происшествие. Это не было налетом бандитской вольницы как, скажем, в городах Дагестана. Здесь налицо трезвый расчет, жесткая дисциплина. Вряд ли это организовать одному только полуграмотному Мовсару Бараеву было под силу. Сейчас все это только на уровне догадок и предположений. Но ведь остались живые свидетели. Пройдет некоторое время, и мы, в конце концов, узнаем всю правду.
- Сейчас много говорят о неспособности самих мусульман отстаивать интересы собственной конфессии, своего религиозного выбора по сравнению, скажем, с представителями РПЦ. Соответствуют ли истине подобные суждения?
- Лет десять назад это действительно бросалось в глаза. Сегодня мусульманское сообщество в лице того же муфтия Равиля Гайнутдина, возглавляющего Совет муфтиев России, и его ближайших помощников (назову лишь тех, с кем знаком лично - Фарида Асадуллина и Али Полосина) действует, как мне кажется, грамотно и вполне убедительно. Ведется большая работа по ознакомлению россиян с тем, что из себя представляет Ислам, история и культура мусульманских народов, живущих бок о бок с русскими, украинцами или белорусами. Празднование 1400-летия распространения Ислама в России, прямые трансляции мусульманских религиозных праздников дают очень много как в познавательном плане, так и для понимания того, что мы многонациональная и многоконфессиональная страна.
- Как по-Вашему, нужна ли определенная позиция государства по мусульманскому вопросу? И еще, необходим ли в сегодняшней ситуации государственный орган, занимающийся взаимодействием с религиозными объединениями?
- В сегодняшней ситуации прямое вмешательство государства в религиозную жизнь невозможно. Но в тоже время власти необходимо постоянно отслеживать ситуацию, вести консультации с представителями различных религий по животрепещущим вопросам. Следует активнее использовать возможности межрелигиозного диалога, в котором государству отводилась бы роль модератора. И орган государственный в значительной степени необходим. Только не распорядительное министерство, а структура, занимающаяся прежде всего информационно-аналитической работой. Но сегодня сложно предположить, кто может компетентно повести это направление. Да и то, как сегодня руководят духовной жизнью общества в форме СМИ и культуры господа Швыдкой и Лесин, не настраивает на оптимистический лад.
Кстати, нужно вспомнить, что сегодня существует и четвертая власть - пресса, которая в большой степени формирует мнения общественности и политиков. Недавняя нашумевшая статья Олега Осетинского в "Известиях" - красноречивая демонстрация пропагандистских возможностей печатного слова. Известно, что сегодня большинство СМИ находятся под контролем кругов отнюдь не происламской и не пророссийской ориентации. А ведь все мы знаем, что не последнюю роль в развале Советского Союза сыграли, например, радиостанции "Свобода" и "Свободная Европа". Ныне подобную же операцию пытаются провернуть и с Россией.
Но это означает, что надо создавать в СМИ и своего рода исламское лобби. Нужно проводить пресс-конференции, выискивать журналистов или просто активно выступающих в печати людей, настроенных резко отрицательно по отношению к разжиганию национально-религиозной вражды и нетерпимости, привлекать их к активной работе. И мне кажется, что вашей общероссийской, независимой мусульманской газете с достаточно большим для подобных изданий тиражом, что называется, флаг в руки.
Беседовал Али Вячеслав Полосин. "Все об Исламе", №1, 2003
|