Взрывоопасный законопроект. Казахстанские законодатели подводят "мину" под Каспийские нефтяные компании 12:32 16.01.2003
Взрывоопасный законопроект
Алексей БАНЦИКИН
Налоговое законодательство в отношении нефтяных компаний, осваивающих шельф Каспия, может быть изменено. Такое заявление было сделано вчера на пленарном заседании мажилиса парламента министром финансов Зейнуллой Какимжановым.
Обсуждение законопроекта "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" велось без перекуров. Дискуссия была столь жаркой, что порой казалось: достаточно только одной искры, чтобы последовал взрыв. Несмотря на то, что представленный проект закона был, по признанию министра, направлен на развитие "косвенных, не прямых методов государственного регулирования с целью недопущения всплесков цен на рынке ГСМ", в стане народных избранников нашлись и его критики.
Так получилось с нормой, обязывающей отечественные нефтеперерабатывающие предприятия принимать на переработку "давальческое" сырье от третьих лиц. Согласно обоснованию разработчиков, норма направлена на достижение минимальных объемов загрузки НПЗ в случае, если основные поставщики - крупные компании - будут испытывать дефицит сырой нефти. Это поможет насытить рынок нефтепродуктами. Кроме того, с ее введением ссылки нефтепереработчиков на недостаточность загрузки будут отвергаться как безосновательные. Однако именно этот пункт встретил ожесточенное неприятие депутата Татьяны Квятковской, считающей, что правительство таким образом навязывает хозяйствующим субъектам неприемлемые условия.
- Участников конкуренции, а ведь нефтеперерабатывающие заводы тоже торгуют ГСМ, мы без каких-либо оговорок обязываем переработать сырье своего конкурента, - поясняет депутат. - Мы записываем, что сделка должна осуществляться на основе типового договора. А ведь это неправильно. Во-первых, потому, что с ведром нефти или даже с железнодорожной цистерной на завод обратиться нельзя. Во-вторых, это повлияет на условия хранения и массу других технических условий, которые у производителя связаны с его инвестициями, его затратами и прибылью.
Депутат предложила установить материальную ответственность должностных лиц в том случае, если их экономические просчеты при определении запрета на вывоз нефтепродуктов приведут к финансовым потерям предприятий. Требование это она подтвердила примером: минувшим летом ШНОС понес значительные убытки из-за того, что правительство установило запрет на экспорт летнего мазута.
Поправки депутата не были приняты коллегами. Зато депутаты с одобрением восприняли норму о запрете на розничную торговлю бензином "с присадками", отравляющим воздух.
Отвечая на вопросы депутатов, касающиеся нефтяных проблем страны, министр финансов довольно сдержанно упомянул о возможности введения мер, ограничивающих экспорт сырья. Он заверил, что в новых контрактах, заключаемых с инвесторами, будут предусмотрены их обязательства по насыщению внутреннего рынка страны. Кроме того, в Минфине прорабатывается возможность введения единой налоговой ставки в зависимости от объема добычи нефти, которая должна прийти на смену роялти и прочим платежам. По окончании заседания министр объяснил журналистам, что в этом отношении интересен аналогичный опыт Норвегии.
№8 (15168) от 16 января 2003
|