В.Плоских - Этапы становления кыргызской государственности 06:59 24.01.2003
В.Плоских, академик Национальной академии наук.
Историческая наука Кыргызстана - сравнительно молодая наука, ставшая на ноги лишь в годы советской власти. И ей присущи также все достижения и недостатки советской исторической науки. Только с 20-х годов прошлого столетия начались первые документальные, археологические, этнографические исследования. За годы советской власти подготовлены квалифицированные кадры историков, хотя и отягощенных идеологическим, конъюнктурно-политическим грузом и методологией своей эпохи. Было опубликовано большое количество монографий, книг, сборников документов, научных конференций и статей по исторической тематике, четырежды издавались двух- и четырехтомные истории Кыргызстана.
В то же время в изучении и изложении истории народа были допущены и серьезные искажения. Они были вызваны абсолютизированием одной методологии, чрезмерной идеологизацией и политизацией истории, многие проблемы которой оказались не востребованы практикой и остались "белыми пятнами". Среди них и история кыргызской государственности.
Дело в том, что в течение всего ХХ века аксиомой кыргызской науки (исторической, политической, философской, юридической и др.) считался тезис, что до революции у кыргызов не было государственности. Не было письменности и письменной литературы, которые объявлялись продуктами лишь советской эпохи. Даже упрямо не согласовывавшийся с этим положением факт наличия кыргызского государства на Енисее и то - либо замалчивался, либо считался не имевшим отношения к современному кыргызскому народу.
Никто не хотел (или не мог) выбраться из наезженной колеи официальной догмы. Хотя документальные факты накапливались, вводились в оборот новые, ранее не известные, первоисточники, как письменные, так и археологические.
...Шло время. И не зря говорят, история - упрямая вещь. Со временем все расставит на свои места. Настало такое время и для восстановления подлинной истории кыргызской государственности, истории государства во времени и пространстве.
В связи с этим хочу высказать свою точку зрения на проблему истории кыргызской государственности.
Да, мы вправе говорить и гордиться советской государственностью кыргызского народа, возрождением кыргызской государственности в XX веке.
Но давайте не забывать, научно исследуем и донесем до каждого историю, все этапы более двухтысячелетнего периода со времени первых истоков зарождения, развития, взлета и упадка и до нового возрождения кыргызской национальной государственности.
Именно более двухтысячелетней истории. И отсчет времени должен идти не с IX столетия - периода "кыргызского великодержавия", как эмоционально назвал эту эпоху центральноазиатской истории академик В. В. Бартольд, а со времени первого упоминания в письменных источниках кыргызского владения. А это упоминание относится к 209-201 годам до нашей эры и содержится в китайской летописи "Шинзи".
В 2001 году мы издали фундаментальный труд видного русского востоковеда и этнографа Н. А. Аристова "Усуни и кыргызы или кара-кыргызы". Рукопись, известная лишь узким специалистам, пролежала в архиве Русского географического общества более ста лет и только что дошла до читателя.
Сообщая в специальном разделе сведения о быте древних кыргызов, Н. А. Аристов пишет буквально следующее:
"Древнейшее упоминание о кыргызах и их стране относится к 209-201 гг. до Р.Х., когда в числе северных владений, покоренных шаньюем хуннов Модэ, названо Гэгунь наряду с Динлином.
В 49 году до Р.Х. шаньюй Чжичжи завоевал то же владение под именем Гянь-гунь. Что это название одной и той же страны и народа, которые еще именовались Гюй-ву, Ге-гу, Гагяс, Хагас, Хакансы, узнаем мы из описания этого владения в "Тан-шу", где сказано, что это древнее государство "Гянь-гунь".
Процитируем самый ранний китайский первоисточник "Шицзи" в переводе Н. Я. Бичурина.
"...При Модэ Дом Хуннов чрезвычайно усилился и возвысился... Впоследствии на севере они покорили владения Хуньюй, Кюеше, Динлин, Гэгунь и Цайли".
Все ученые - от Бартольда и до современных историков, не опровергая, только комментируют этот факт, акцентируя внимание на древнейшем упоминании этнонима "кыргыз", упуская из виду сопутствующий термин "владение", или "страна".
Прошедшая в августе 2001 г. в Кыргызско-Турецком университете "Манас" международная конференция ученых-специалистов Кыргызстана, России, Турции, Китая и других стран, посвященная 2200-летию этнонима "кыргыз", пришла к заключению, что при устойчивости этнонима "кыргыз" этнос, который имел этот этноним в качестве самоназвания, находился в постоянном развитии, в непрерывном обновлении в результате сложных этнополитических процессов, протекавших в южной Сибири и Центральной Азии в течение двух с лишним тысячелетий.
Ученые с этим согласны. Но, говоря о 2200-летии этнонима "кыргыз", почему-то оставляют в тени упоминаемый в этом же источнике рядом термин "владение", или "страна", что является синонимом слова "государство". В течение двух с лишним тысяч лет развивался, трансформировался этнос. Соответственно трансформировалась и государственность кыргызского народа, прошедшая несколько этапов своего развития. Детальное исследование этого сложного и длительного процесса - предстоящая задача историков. И наши ученые уже серьезно продвинулись в разрешении проблемы истории кыргызской национальной государственности, хотя многое еще остается неясным, противоречивым и дискуссионным.
Где находилось первое кыргызское государство - то ли в Западной Монголии, то ли в верховьях Енисея, или на Северо-Восточном Тянь-Шане, или на территории Джунгарии, то есть у границ современного Кыргызстана, - ученые все еще дискутируют.
Итак, вывод: первый этап - истоки государственности кыргызского народа - уводит нас в III-I вв. до н. э.
Процесс образования государственности в Центральной Азии не был моноцентричным и не ограничивался только державой хуннов. Параллельно протекали процессы государственного генезиса и у других соседних народов, которые сумели организовать свои отнюдь не эфемерные государственные образования, раз они стали известны в далеком Китае и вошли в его официальные исторические сочинения.
Несомненно также другое: находясь в III-I вв. до н. э. рядом или в составе могущественной хуннской империи, представлявшей кочевую цивилизацию Центральной Азии, кыргызы, как и другие народы, восприняли уроки политического управления и государственной власти хуннов при создании собственных государств.
Следующие шаги кыргызской государственности также связаны с империей гуннов и относятся к I веку до н. э.
В 99 г. до н. э. войска китайского императора под предводительством талантливого полководца Ли Лина вторглись во владения хуннов. Хуннский шаньюй Цзуйдихэу заманил китайские войска в засаду и разгромил их. Ли Лин попал в плен, но вместо того чтобы казнить пленного, шаньюй, оценивший храбрость и ратное мастерство Ли Лина, оказал ему почести, женил на одной из своих дочерей и назначил правителем "Владения кыргыз".
Ли Лин и его потомки правили кыргызским владением в течение нескольких поколений, сначала как зависимого от верховного шаньюна, а с 56 г. до н. э., когда восставшие динлины и кыргызы добились политической независимости, как самостоятельным государством. Таким образом, к этому времени - середине I в. до н. э. - кыргызы обладали собственным опытом правления государством, усвоили опыт хуннской империи и овладели через Ли Лина китайским опытом военного и административного управления территориями. Так были освоены основополагающие принципы государственности.
Правда, вскоре войско хуннов снова покорило строптивых соседей, которые в китайских источниках называются "царствами". В 49 г. до н. э. шаньюй Чжичжи, разбив усуней, также "покорил три царства", среди которых владение цзяньгуней (Бань Гу "История династии ранней Хань" в I в. до н.э.).
В Гянь-гуне Чжичжи "утвердил свое местопребывание", то есть сделал ставку.
Приведенные свидетельства, как нам представляется, убедительно говорят, что истоки кыргызской государственности берут свое начало в III-I вв. до н.э.
* * *
Надо отметить, что непосредственно в это же время - вторая половина первого тысячелетия до н.э., - на территории современного Кыргызстана существовало два государства.
Одно - Усунь со столицей в г. Чигу, что на берегу Иссык-Куля (ныне под водой в акватории Тюпского залива). Второе - Давань в восточной части Ферганской долины. Но о них достаточно подробно написано в историях по Центральной Азии. Чего не скажешь, к сожалению, о первых кыргызских государствах.
Второй этап: Государство енисейских кыргызов (VI-VIII вв. н.э.) уже более полно освещено источниками.
Здесь мы вправе говорить, что кыргызы стояли у самых истоков общетюркской государственности. Этот важный факт - несомненная историческая заслуга кыргызов как одного из самых древних носителей государственной идеи среди народов тюркского корня.
Третий этап: Кыргызское великодержавие (IX в.)
Этот этап великодержавия достаточно полно освещен в источниках и литературе и не вызывает противоречий.
Четвертый этап: государства на Тянь-Шане в XIII-XVI вв.
После завоеваний Чингисхана Тянь-Шань вошел в улус его второго сына Чагатая. С этого времени и позже государствами на Тянь-Шане правили чингизиды.
В 1269 г. курултай монгольских князей, собравшихся на Таласе, объявил о полной независимости нового государства, во главе которого стал потомок Чингисхана Хайду. Государство территориально охватывало большую часть Средней Азии. Его ставка находилась на Тянь-Шане, что дало основание некоторым историкам называть государство кыргызским.
После смерти Хайду (1301-1302 г.) междоусобная борьба претендентов привела к развалу государства на две части. На Тянь-Шане возникло государство Моголистан, на западе, в Мавераннахре - государство Тимура. Между ними шли длительные войны с переменным успехом.
Моголистанский период характеризуется тем, что в его границах в основном сформировалась кыргызская народность в конце XV - нач. XVI вв. В начале XVI в. во главе кыргызских родоплеменных объединений Моголистана становится Мухаммед-кыргыз, ставка которого находилась на берегу Иссык-Куля, в местности Барсхан.
Всю жизнь он посвятил борьбе за независимость своего народа и создание независимого кыргызского государства. В этой борьбе он ориентировался на союз с казахским ханством.
При Мухаммеде кыргызы вновь после долгого времени выступили как самостоятельное, хотя и хрупкое государственное объединение. Мухаммед, как писал его современник, историк Мирза Хайдар, "собрал всех кыргызов" и вопреки желаниям моголов стал проводить самостоятельную политику.
Но это продолжалось недолго. Вскоре завоевательные походы Джунгарского и Кокандского ханств почти на четыре столетия лишили кыргызский народ возможности создать свое государство. Но идея продолжала жить.
Были ли в дальнейшем попытки восстановления кыргызской государственности? Да. Но они не увенчались успехом.
В середине XIX в. такую попытку предпринимал визирь Кокандского ханства правитель Алая, муж Курманджан-датки - Алымбек-датка, но был убит по приказу хана. На белом войлоке подняли и объявили кыргызским ханом верховного сарыбагышского манапа - Ормон-хана. Но его не признали другие правители родов и племен, и государство возродить не удалось. Но так ли уж была утопична идея возрождения кыргызской государственности в новое время?
Вот один малоизвестный факт: в 1909 г. в Германии публикуется книга профессора Мартина Гартмана о Туркестане. И он высказывает гипотезу (не столь уж фантастическую, по его собственным словам) о возможности создания самостоятельного кыргызского государства на российско-китайской границе. Он, в частности, пишет, что появись среди кыргызов смелый вождь, он сумел бы создать - цитирую: "Образование самостоятельного Кыргызстана, то есть объединения русских и китайских кыргызов в одно государство".
И далее цитата из книги: "Образуется ли на границе Востока и Запада Азии самостоятельный Кыргызстан или нет, но, безусловно, граница России и Китая является важным звеном цепи, которая будет в недалеком будущем протянута через весь материк".
И мы свидетели - это произошло в ХХ в.
Пятый этап: возрождение кыргызского государства в ХХ веке.
Сначала с ограниченным суверенитетом с 1924 г. Затем -полная независимость Кыргызской Республики с 1991 г.
* * *
Прошедшие юбилеи - 1000-летие эпоса "Манас", 3000-летие Оша, конференции по древней и средневековой истории Кыргызстана и проблемам методологии истории Центральной Азии, конференция по 2200-летию этнонима "кыргыз" показали:
во-первых, что богатая и самобытная история кыргызского народа и государственности, истоки которых ведут в глубь веков (с III в. до н.э.), еще мало исследована и неизвестна широким слоям населения;
во-вторых, что существуют многочисленные письменные источники, известные узкому кругу специалистов, но не введенные в научный оборот;
в-третьих, что наступили методологический вакуум и дискуссионный хаос в оценке многих событий кыргызской истории;
в-четвертых, настало время нового объективно-качественного исследования государственной истории Кыргызстана в контексте всемирной истории и, в частности, истории Центральной Азии.
Новое осмысление истории, новая методология и методика истории должны основываться на введении в научный оборот новых, а также забытых и неопубликованных первоисточников.
Советской исторической наукой накоплен большой пласт первоисточников по истории кыргызов, в том числе переведенных с других языков, которые в силу разных причин не были изданы и хранятся либо в рукописных фондах научных учреждений, либо имеются на руках у отдельных исследователей.
Сейчас появилась возможность впервые опубликовать или переиздать письменные первоисточники в переводах с древнекитайского, древнетюркского, арабского, персидского, уйгурского и других языков.
В научном плане эта проблема вполне решаема.
И первым шагом в этом направлении может явиться монографическое издание материалов нашей конференции с введением в научный оборот новых первоисточников.
И, наконец, последнее.
Рассматривая исторически процесс и этапы становления кыргызской государственности, следует определить и функциональные признаки государства в его историческом восприятии. Ибо государство ХХ века совсем не то, что первые государства первобытных времен и древнекочевых цивилизаций.
Какие составляющие признаки государственности можно выделить при определении государства?
Государство - это политическая организация общества с определенной формой правления, которому присущи: 1) наличие этноса; 2) определенная территория; 3) власть главы государства, элита, армия, дипломатия; 4) свой менталитет народа; 5) общность культуры и идеологии. 6) общность языка.
Задача обществоведов - в комплексном исследовании проблемы.
История кыргызской государственности - это исследование политического наследия народа во времени и пространстве. 2003 год должен стать кульминационным в этом плане. Все условия и возможности для этого имеются. Нужны только наше общие желание и энтузиазм.
|