КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 29.01.2003
23:58  Новым главой СНГ единогласно избран Л.Кучма
23:08  Дорогой наш духовный Отец, Великий Сапармурат Туркменбаши! Обращение награжденных правоохранителей
19:29  В Кыргызстане создан единый государственный фискальный орган – комитет по доходам
19:11  С середины февраля (дата уточняется) Россия начинает обязательную выдачу миграционных карт
19:05  Казахстан создает межведомственный банк данных на лиц, причастных к наркоторговле
19:00  Туркменбаши повелел. Ашхабад украсит величественный Университетский городок
12:53  Начат "непростой разговор". В Киеве открылась неформальная встреча глав СНГ

12:30  Сотрудник "Голоса Америки" Али Ахмад Джалали назначен новым министром внутренних дел Афганистана
12:26  Известный казахстанский журналист Дуванов осужден на 3,5 года за изнасилование несовершеннолетней
12:22  В Баку прошел очередной саммит организации ТРАСЕКА. Альтернативным транспортным коридорам быть!
12:01  Азиада в Алматы? Казахстан готовится в 2014 году провести зимние Азиатские игры
11:21  М.Койчукулов - Религиозный экстремизм в ЦентрАзии на примере Кыргызстана
11:04  "Время МН" - Арестован глава "Русского депозитного банка" Леус. Не кради миллионы Туркменбаши
10:48  Д. де Трей (Всемирный Банк): Управление водными ресурсами – основная проблема Казахстана
10:42  "Эхо" - Власти Ирана освободили аятоллу-оппозиционера. "Муллократы" идут на уступки
10:33  "Ровная голова" и генерал Чотбаев - братья по крови. В Киргизию прибыли с визитом американские индейцы-ветераны
10:23  М.Эшимканов (лидер Народной партии Киргизии) - Нестабильность в ЦентрАзии провоцируют спецслужбы соседних стран...
10:16  М.Оресман - ЦентрАзия в "Большой Игре". Американские войска останутся здесь надолго
10:07  А.В.Бельказиз (генсек Организации Исламская Конференция) - Ислам против деспотических режимов (интервью)
09:44  Тибетские сепаратисты напомнили о себе. В Китае казнен монах-террорист Дондупа
09:41  Д.Макледер - Узбекистан: 10 лет репрессий и альтернативные политические позиции
09:38  Правда об "экономической агрессии". Инциденты на узбекской границе усиливают напряженность в ЦентрАзии
09:34  Российский "Газпром" выдавливает независимых экспортеров с рынка Содружества. Взгляд из Казахстана
09:26  Лимон терзаний. Стоимость фруктов и закрытие казахстанско-узбекской границы...
09:03  Российская погрангруппа в Таджикистане второй год подряд признана лучшим соединением ФПС РФ
09:00  Акун, ты не прав! Правозащитники Киргизии рассорились из-за референдума
08:55  Кофи Аннан послал специальную миссию ООН. Следить за Киргизским референдумом
08:50  Главное - снизить бедность. Премьер Тасмагамбетов о задачах правительства Казахстана на 2003 год
00:51  "РГ" - Вода как беда. Канал Обь-ЦентрАзия глобально нарушит экосистему Сибири
00:39  Путин и Рахмонов обсуждают наркотрафик. Денег дали, но "ничего не сократилось"
00:37  Свяжемся дорогами. Третье заседание Совета по транспорту ЕврАзЭС расширяет коридор "Север-Юг"
00:16  "Алюминий Казахстана" не удалось продать с 3-й попытки. Нет желающих
00:13  Ховар - Таджикистан и США заключили эксклюзивный договор о борьбе с наркотиками
00:00  Руф Дейблер - Мухаммад Салих и политические преобразования в Узбекистане в 1979-95 годах
Вторник, 28.01.2003
21:34  В Киргизию вернулся Мужской день! 23 февраля вновь объявлен Днем защитника Отечества
21:21  Кабар - В преддверии референдума А.Акаев раздал ордена и звания
17:44  Пакистан заявляет, что сбил индийский самолет-шпион. Индия молчит...
17:37  В Туркмении создан Совет по сельскохозяйственному комплексу. Его возглавил сам Туркменбаши
17:28  Слеза букиниста. Труд А.Акаева "Кыргызская государственность" переведен на узбекский язык
17:23  Саракамыс поехал. В Казахстане продолжается отселение жителей из нефтеносных районов
17:20  КазИнформ - Казахстан собирается интенсивнее экспортировать электроэнергию
15:33  Р.Абдухоликзода - Что скрывает "героиновая завеса"?
12:04  "ВН" - Подарок Туркменбаши. Российские прокуроры обвиняются в выдаче российских граждан
11:37  Если нельзя созвать курултай, то можно пойти по этапу. 3-й Курултай киргизской оппозиции в резолюциях
11:34  Ф.Кулиев - Через Азербайджан США может держать под контролем всю закаспийскую ЦентрАзию
11:29  "Эхо" - Саммит "не про" СНГ. Чтобы избежать срыва встречи, организаторы перенесли ее в Киев
11:03  Ислам.ру - Ценные советы и рекомендации отправляющимся в Хадж (Умру)
10:53  Х.Оразов (лидер движения "Ватан"): Кредо Ниязова - власть. До всего остального ему дела нет (интервью)
10:40  "Камолотчики". Число членов нового узбекского комсомола достигло 4,4 миллиона
10:36  BBC - Хекматияр перешел в наступление на востоке Афгана. Вновь "активные бои"
10:10  "Остановим тиранию Ниязова". К туркменской оппозиции присоединился чемпион по пауэрлифтингу Бутенко
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
М.Эшимканов (лидер Народной партии Киргизии) - Нестабильность в ЦентрАзии провоцируют спецслужбы соседних стран...
10:23 29.01.2003

М.Эшимканов:"Иногда поджигатели уверены, что несут перед народом факел".

Персону лидера Народной партии, учредителя популярной газеты на кыргызском языке "Агым" - последовательницы "Асабы", и просто журналиста Мелиса Эшимканова представлять читателю не надо - он хорошо известен. Не скрывающий своих многолетних прооппозиционных взглядов на текущие события, весьма жестко критикующий практически все предпринимаемые официальной властью шаги, Эшимканов многих огорошил, когда выступил со страниц "Вечерки" в прошлом году, заявив о несогласии с действиями соратников, которые, как и он сам тогда, являются жесткими оппонентами действующего Президента. За искренним своей горечью и болью монологом последовала незамедлительная реакция. Эшимканова обвинили в продажности, заигрывании с "Белым домом", зарабатывании политических очков. Ответом была дипломатическая тишина...Сегодня Мелис Эшимканов отвечает на вопросы "Вечерки".

Корр. - Мелис, что–то тебя не видно, не слышно. Проехался в составе официальной делегации по Малайзии, США и исчез до поры до времени. В Конституционном совещании появился, однако ничего не слышно: ни мнений, ни комментариев. На тебя, человека достаточно политически активного, это не похоже...

М.Э. - Вообще–то я никуда не исчезал. Просто я не стал, как говорится, идти в одной упряжке ни с правыми, ни с левыми. Я наблюдал, следил за ситуацией, разворачивающейся в стране.

Корр.- Еще прошлой весной ты активно поддерживал так называемую радикальную оппозицию. Когда ты стал сторонним наблюдателем? И, главное, почему?

М.Э. - Дело вот в чем. Состоявшийся в апреле народный курултай, прошедший после трагических аксыйских событий в какой–то необъяснимой фанатичной истерике, выразил резкий протест против существующей власти. Не разобравшись до конца, не дожидаясь результатов работы госкомиссии по выяснению причин происшедшего 17 марта, окончания расследования и вердикта суда, оппозиция обвинила во всем Аскара Акаева. Я не мог это принять и понять. Объясню, почему.

18 марта, узнав о происшедшем в Аксы, мы с Адахамом Мадумаровым поехали в корпункт радио "Азаттык", где нам дали прослушать запись.
Мы по–разному с Адахамом отреагировали на услышанное. Он завелся: это война, Акаев довел до этого, все кончено... У меня же была другая реакция. Я шел домой поздней ночью, накрапывал дождь, мысли и думы о погибших не выходили из головы. И вдруг во мне что–то перевернулось: да ведь мы все, все - и исполнительная власть, и некоторые господа из президентского окружения, и, в первую очередь, радикальная оппозиция - ведем страну в тупик. Всю ночь не спал. Свой взгляд я высказал на страницах вашей газеты. Меня, к сожалению, не поняли и не захотели услышать мои друзья, коллеги...

Корр. - Трудно понять. Ведь ты приблизился к Президенту, стал с ним встречаться, бросил любимую оппозицию. Предатель, да и только, что еще могли сказать твои вчерашние сотоварищи?

М.Э. - Я и сейчас убежден, что поступаю правильно. Конфронтация никогда не доводила до добра. Именно поэтому я просил Аскара Акаевича пойти на переговоры с оппозицией. И мы встречались в узком кругу. И долго говорили. Откровенно, начистоту. Мадумаров страшные обвинения высказывал Президенту, горькие слова звучали из его уст. Я был поражен, как Акаев достойно и мудро вел этот диалог. А какие острые вопросы ставил Текебаев или представитель партии "Ар–Намыс"? Но мы же достигли главного. Оппозиция приняла участие в работе "круглого стола". У меня появилась надежда на то, что будет положен конец распрям и начнется совместная работа. Порой казалось, что она началась. Взять ту же совместную деятельность всех сторон в Конституционном совещании. Президент выслушал всех - Абсамата Масалиева, Исмаила Исакова, того же Мадумарова, Ишенбая Кадырбекова, короче говоря, всех тех, кто открытым текстом его критиковал, требовал отставки. Лично я не могу представить ни Владимира Путина, ни Нурсултана Назарбаева, ни Ислама Каримова, ни даже Джорджа Буша в этой ситуации на месте Аскара Акаева. Он смог перебороть в себе объяснимые по–человечески, может быть, обиды на критику, сесть за один стол и попытался найти компромисс.

Более того, все шло нормально - планомерная продуктивная работа всех членов Конституционного совещания. И мне непонятно, откуда прооппозиционная пресса взяла какое–то лукавство, какую–то хитрость со стороны Акаева. Я работал в Конституционном совещании, поверьте, ничего подобного не было. И создание экспертной группы для подготовки окончательного текста Конституции - тоже вполне логичное решение.
Последние поправки, внесенные ею, об исключении из новой редакции абсолютного президентского вето и восстановлении права обращения в Конституционный суд граждан и омбудсмена разве не подтверждают желание Акаева найти этот самый консенсус? Для меня стало более чем очевидным: этот человек живет своей страной, ее проблемами и чаяниями. Не надо меня обвинять в подхалимстве, я это вижу. Сколько бы Президента ни критиковали, сколько бы грязи ни лили, он пытается и делает все возможное для своего народа.

Корр. - И все–таки я не могу понять, извини, такой резкий отход от собственных убеждений еще вчера одного из самых непримиримых, наиболее активного члена радикальной оппозиции. Чего–то ты не договариваешь, Мелис?

М.Э. - Знаешь, приходит откровение. Или открываются глаза. Тебе знакомо это чувство? Я прозрел. Я увидел, как многие оппозиционеры показали свое истинное лицо, сняв маски. Цель у них одна - найти еще и еще, повод за поводом, чтобы раскачать лодку.

Меня тоже что–то не устраивает, я тоже с чем–то не согласен. Например, я против лишения политических партий права участвовать в парламентских выборах по партийным спискам. Убежден, что настало время, когда через партсистему надо воспитать новую плеяду молодых толковых политиков и общественных лидеров. И Президенту сказал свое мнение. Он счел это преждевременным. Значит, мне надо выходить на баррикады? С другой стороны, никто не лишает права партийцев участвовать в выборах, просто критерии будут более жесткими.

Я не могу поддерживать тех, кто сегодня искусственно раздувает ажиотаж об авторитарной Конституции. Ну разве не расширены полномочия Жогорку Кенеша, которому отдали принципиально важные функции - утверждение всех министров, членов Счетной палаты, судей всех категорий. А право выражать недоверие правительству? То есть плюсов много.

Корр. - Ты лидер Народной партии. Во время очередных парламентских выборов сможешь на деле апробировать нововведения.

М.Э. - Без сомнения. Конечно, я предполагаю, что будет ожесточенная борьба в округах, учитывая нашу культуру, ментальность, трайбализм или практику подкупа избирателей. Возможно, мое несогласие с лишением партий права баллотироваться в ЖК на самом деле есть боязнь за последствия борьбы в одномандатных округах. Как бы опять не получили "горячие точки", особенно на юге.

Что касается Народной партии, мною возглавляемой, то уверен: нам обеспечено минимум десять мест в будущем парламенте. Нас знают, мы работаем. К сожалению, таковых единицы. Остальные партии, у меня такое впечатление, словно любимые игрушки в руках их лидеров. Так, для развлечения или наподобие хобби.

Корр.- Может, оппозиция тоже развлекается? Надо же найти область применения для своих завышенных притязаний.

М.Э. - Не знаю. Не пойму, откуда весь этот шум–крик после окончания работы Конституционного совещания.

Корр.- Но мы же только что говорили о причинах недовольства тех же лидеров партий.

М.Э. - Если ты действительно личность авторитетная, пользующаяся популярностью в народе, любима им, какая разница, как баллотироваться в ЖК?

Корр. - Значит, развлекаются?

М.Э. - Осенью мне на глаза попались статьи директора российского института стран СНГ Константина Затулина, который считает, что в нестабильности, которая ощущается в Центральной Азии, больше заинтересованы спецслужбы сопредельных республик, своих же соседей, претендующих на роль лидера в регионе. Теперь, анализируя происходящее и в Аксы, и после работы Конституционного совещания, и действия самой оппозиции, я склоняюсь все больше к тому выводу, что есть эти самые третьи силы, извне, коим на руку дестабилизация у нас в стране.

Корр. - Чтобы руками нашей отечественной оппозиции привести к власти своего человека?

М.Э. - Не иронизируй. Очевидность именно такова. Соседи весьма ревностно следят за позитивными изменениями, происходящими в Кыргызстане, несмотря на трудности. Это и международный авторитет, и размещение Коалиционных антитеррористических сил в аэропорту "Манас", и военное присутствие российских ВВС. Все те достижения, которые реализованы благодаря политической дальнозоркости действующего Президента. И еще немаловажная деталь.

После того как Аскар Акаев официально и неоднократно заявил о том, что не будет участвовать в президентских выборах 2005 года, очень многие чиновники исполнительной власти активизировались. И они, и оппозиция думают теперь только об одном: с кем объединяться, на кого делать ставку и как не прогадать. Да, Бекназаров об этом открыто говорит, Мадумаров - тоже. Однако опаснее те, кто пока молчит, но делает за спиной Президента все, чтобы сохранялась эта неспокойная обстановка в Кыргызстане.
В "Агыме" мы опубликовали информацию о том, что оппозиция якобы получила 150 тысяч долларов. Откуда такие деньги? У Текебаева, у других наших оппозиционеров нет финансов. Значит, эти средства пришли извне? От конкретных третьих лиц, стремящихся расшатать общество руками этой же оппозиции с одной лишь целью, о которой я уже говорил.

Мне жаль, что мои друзья из оппозиционного лагеря этого не понимают. Они твердят о высокопарном, не осознавая, что являются просто–напросто марионетками в чужой игре. Это трагедия. Наша общая. Знаешь, как Станислав Ежи Лец говорил: "Иногда поджигатели убеждены, что несут перед народом факел". Вот и с нашей оппозицией так получается. Нет у нее ни сил, ни желания немножко приподняться над собственными амбициями и посмотреть на происходящее трезвым взглядом.

Да, можно говорить о Президенте что угодно и критиковать. Но он же на самом деле предпринимает реальные, конкретные шаги в интересах народа. Почему не поддержать именно благое?

Меня раздражает предпринятая оппозицией тактика, эти бесконечные вопли, заявления. Ведь сейчас созданный ими штаб серьезно рассматривает вопрос о срыве референдума, особенно на юге республики.

Корр. - Характерная деталь. После того как экспертная группа по инициативе Президента избавила Конституцию от абсолютного вето и вернула гражданам право обращения в Конституционный суд, заодно предоставив его и омбудсмену, ни одна газета, поддерживающая оппозицию, не сообщила об этом читателю. Разве это не умышленный саботаж?

М.Э. - Совершенно верно. Я тебе больше скажу. Побывав в штабе оппозиции, куда был приглашен, - не говорю о том, что меня называли предателем и продажным, - узнал, что там и не скрывают своих целей бойкотировать референдум. Не скрывают и того, что с этой идеей пошли в народ. Ради Бога! Если есть авторитет, весомые контраргументы, пожалуйста, убеждайте общество, но не искажая самой сути предложенных изменений. Более того, ведь Президент вынес вторым вопросом на всенародное голосование свою собственную судьбу. Разве это не честный и смелый шаг?! А что оппозиция? Она собирается устраивать митинги и пикеты на участках голосования. Она агитирует электорат брать бюллетени и уносить их домой... Так не ведется политическая борьба. Это просто не- этично и безнравственно...

Когда идейная борьба превращается в тупое, упрямое невосприятие очевидного, это вызывает только негодование. Кто–то сказал: "Не умеете побеждать, умейте дружить с победителями".

Корр. - Если смотреть на действия оппозиции как на "разъяснительную" работу среди населения, то уместен вопрос: почему бездействует исполнительная власть? Ты же знаешь, сколько сейчас звонков поступает в редакции, сколько писем приходит. Люди спрашивают о референдуме, Конституции. Кто им должен обеспечить ликбез?

М.Э. - Вот ты сама и ответила на вопрос. Но коли мы задели команду Президента, хочу высказаться на сей счет. Некоторое бездействие сподвижников главы государства - губернаторов, акимов и иных - вызывает, мягко говоря, недоумение. Все время удар на себя принимает Президент.

Я не видел и не слышал ни одного человека команды, который бы публично поддержал Акаева. Я не видел ни одного губернатора, который бы собрал людей и разговаривал с народом на их языке - ответил бы на все вопросы о Конституции, реформах, об оппозиции. Или бы пригласил тех же радикалов и в честной полемике, в присутствии многотысячного собрания провел бы дебаты.

Именно поэтому получается, что уязвимое место Президента - это его окружение, а он сам возлагает на себя весь груз ответственности и удары принимает сам. Зачем такая команда, отсиживающаяся за его спиной? Значит, не способны. Или выжидают?

Корр. - Что ты можешь сказать читателям в преддверии референдума?

М.Э. - Оппозиция - это на самом деле кучка людей, хитрых, умных, тонких, наивных, разных. Но не такие уж они популярные в народе, как утверждают. Иногда я ставлю себя на место Президента и, знаете, не очень одобряю его некоторую лояльность, когда он идет, может, в силу каких–то обстоятельств, на уступки. Надо действовать в рамках закона. И с оппозицией разговаривать тоже по закону.

Корр.- Это ты о чем?

М.Э. - Хорошо. Буду откровенным. Я стопроцентно знаю, что среди тех, кто сейчас возглавляет оппозицию, есть и тот - готовивший покушение на Президента. Мне стыдно, что я поддерживал этого человека, зная и о том, что он украл 10 тысяч долларов, видел и читал все материалы следствия. Потом мы все это так раздули, сделали его узником совести... Думаю, что как настоящий мужчина, просто соблюдая элементарный этикет, он не должен себя так вести, тем более по отношению к Президенту, который его амнистировал, несмотря на то, что его, Аскара Акаева, собирались убить. Самое страшное - мы сами сделали из него героя, поставив его рядом с Нельсоном Манделой. Это обман. Это блеф. Вот почему я ушел от такой оппозиции. Кто в ней? Господин Исаков. При Акаеве он стал генералом, первым заместителем министра обороны. Что меня добило? Он, будучи замминистра, держал в руках все документы по Узен–Куушу, готовил их, курировал этот вопрос и молчал! Потом, уйдя в парламент, в оппозицию, вдруг возглавил движение "За отставку Акаева". Или Ишенбай Кадырбеков. Был министром архитектуры и правительства. Благодаря Президенту стал депутатом Жогорку Кенеша. Господин Тургуналиев, обвиняющий нас в предательстве, почему в 1995 году принял предложение Акаева стать ректором государственного вуза? Господин Бакиев, подписавший странное заявление в числе некоторых участников Конституционного совещания? То есть все это люди, которые были у "кормушки". Они все ему обязаны.
Анализируя происходящее, я все больше склоняюсь к мысли о необходимости цивилизованной передачи власти - когда наступит время. Уверен, должно прийти новое поколение молодых здоровых сил. И ничего зазорного не будет в том, если Аскар Акаевич вырастит, воспитает кого–то и назовет нам имя преемника, своего кандидата. Есть прекрасный пример в лице России.

***
...Можно верить или не верить нашему собеседнику. Но не считаться с желанием известного оппозиционера публично озвучить его нынешнюю позицию по отношению к референдуму мы не можем. Поскольку данная публикация в "Вечерке" в будущем покажет, насколько искренен был Мелис Эшимканов в эти дни.

Беседовала Асель ОТОРБАЕВА,

24 января 2003 г.

Источник - Вечерний Бишкек
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1043824980


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Повестку заседания Сената утвердили депутаты
- Спикер Мажилиса принял главу Московской городской Думы
- Олжас Бектенов провел заседание Высшего попечительского совета NU и НИШ и ознакомился с проектами в технопарке при университете
- Кадровые перестановки
- Инфляция в Республике Казахстан
- Информационное сообщение по валютному рынку
- В Петропавловске прошло первое выездное заседание республиканского проектного офиса "Серпін"
- Сдерживание цен на социальные продукты питания, строительство овощехранилищ и старт финансирования полевых работ 2025 года
- Глава МИД Казахстана встретился с Генеральным секретарем Организации экономического сотрудничества
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх