В.Третьяков - Вечно живые сверхдержавы. Полемика с Е.Примаковым 09:50 30.01.2003
Вечно живые сверхдержавы Возражения на статью Евгения Примакова "Без сверхдержав"
Виталий ТРЕТЬЯКОВ
На прошлой неделе в "РГ" была опубликована очень интересная статья Евгения Примакова, в которой более всего мое внимание привлек один абзац, а именно тот, где академик Примаков утверждает, что мы наблюдаем сегодня "конец эпохи сверхдержав". Бегло доказывая это, на мой взгляд, совершенно скандальное (в политологическом смысле, разумеется) утверждение, Евгений Примаков пишет, что США, которые являются самым сильным в экономическом, военном и политическом плане государством, "уже не сверхдержава". И далее: "Если кто-то продолжает политику "сверхдержавизма", то он не опирается на объективное понимание этого явления". (Е.Примаков, "РГ", 23.01.03.).
Могу только догадываться о тех аргументах, которые не вместились в абзац статьи Евгения Примакова, посвященный им провозглашению "конца эпохи сверхдержав", но верить этим аргументам у меня не больше оснований, чем тем, на основе которых несколькими годами ранее Фрэнсис Фукуяма утверждал, что "история закончилась".
Не закончились ни история вообще, ни эпоха сверхдержав в частности. Более того, осмелюсь утверждать, что история XXI века будет не просто в каком-то, а в самом определенном и конкретном смысле историей сверхдержав, историей их борьбы и друг с другом и со всем остальным миром.
Если сверхдержавы как сверхдержавы умирают, а понятие это перестает быть актуальным для теории и практики международных отношений, то из этого следует выбор одной стратегии и тактики любого государства, в частности, бывшей (получается, что в двух смыслах бывшей) сверхдержавы Россия. А если известие о смерти сверхдержав сильно преувеличено, то стратегия и тактика должны быть прямо противоположными.
Что есть сверхдержава? Это страна, совокупные ресурсы которой позволяют ей доминировать в каком-либо субрегионе или континентальном (межконтинентальном) масштабе, даже если кто-то не желает подчиниться этому доминированию. Но это еще не все. Потенциал сверхдержавности реализуется в сверхдержавную политику, если на то есть воля населения страны и особенно ее политического класса.
Это объективная и субъективная составляющие сверхдержавности. Если они наличествуют, то куда же могут испариться сами сверхдержавы? Так сказать, кот исчез - осталась только одна улыбка? В данном случае, видимо, точнее, даже не улыбка, а оскал.
Посмотрим на жизнь.
Утверждать, что США сегодня не ведут себя как сверхдержава, конечно, просто смешно. Разве что если не иметь в виду более точный диагноз: они ведут себя как гипердержава (суперсверхдержава). Нет никаких сомнений, что они будут вести себя так и дальше. Но, может быть, США ведут себя "неправильно", не по теории? Нет, именно так, как и полагается гипердержаве.
Тогда, наверное, сверхдержавность устарела потому, что другие не хотят иметь США как сверхдержаву, ибо в международных отношениях наступила эра демократии.
Да, кто-то не хочет, чтобы США были сверхдержавой. Ирак, например. Или Иран. И еще кое-кто. Но что же в этом нового?
Разве Великобритания (между прочим, тоже сверхдержава, хоть и не гипер) не хочет, чтобы США оставались гипердержавой? Или этого не хочет складывающаяся уже сверх-, но еще не гипердержава Европейский союз? Думаю, несогласие с Вашингтоном по иракской проблеме никого смущать не должно. Евросоюз, может быть, и не хотел бы видеть в США единственную гипердержаву, но всего лишь потому, что претендует на равную со Штатами сверхдержавность.
И Израиль не хочет американской сверхдержавности? И Канада? И Япония? И Австралия?
Задам совсем уж провокационный вопрос: а разве Россия хотела бы, чтобы США сегодня перестали быть сверхдержавой? Сегодня, то есть до тех пор, пока Россия сама не восстановит свою полнокровную сверхдержавность.
Лишь упоминанием обозначу еще один полюс нарастающей гипердержавности - Китай.
Опустимся ниже - на уровень региональных сверхдержав. В конце XX века одна из мировых супердержав США, континентальная сверхдержава Евросоюз и региональная сверхдержава Германия (без согласия последней ничего бы не произошло) решили, что такой страны, как Югославия, быть больше не должно. И Югославии не стало. Может быть, теория сверхдержавности и устарела, да практика осталась.
Да что там Югославия. Разве распад мировой сверхдержавы Советский Союз (помимо внутренних причин) произошел по воле народных фронтов Прибалтики? Разве тут не приложили руку кое-какие сверхдержавы?
Кстати, теория и практика сверхдержавности применительно к России не исключительно негативна. Сверхдержавы учли ошибки 90-х годов. Сейчас, судя по всему, гипердержава США разрешила России вновь повысить свой статус от региональной сверхдержавы до континентальной (евро-азиатской), дав Москве "добро" на реинтеграцию с Белоруссией и Украиной. Ради сохранения дееспособности системы сверхдержавности (или раздела мира на сферы влияния, ныне политкорректно именуемой теорией лидерства) - в противовес объединенной Европе, Китаю и исламской сверхдержаве, еще до конца не оформившейся.
Кроме того, повторю, ибо это принципиально, Россия сегодня кровно заинтересована во временном сохранении гипердержавности США. Даже страшно себе представить, что бы было с Россией, если бы СССР рухнул, а второй мировой державы США не оказалось бы на планете. Уж точно бы сейчас мы были Московским княжеством.
И совсем свежее проявление вечно живой тенденции сверхдержавности. Ну зачем, скажите, в единой сверхдержаве Евросоюз две и так сверхдержавы Франция и Германия решают объединиться? Да лишь затем, чтобы стать континентальной сверхдержавой, даже и поверх Евросоюза. Вашингтон сразу заметил эту опасность.
Верить в демократизм современной международной жизни из-за того, что существует ООН и более 200 государств, наивно. Как убедительно показывают специалисты, международное сообщество вообще не демократично, а анархично. Но и в анархических, и в демократических системах существуют менее или более жесткие иерархии. Это общий закон: и бандитские сообщества, и клубы джентльменов внутренне построены одинаково. В частности, они иерархичны. Переход от представительной демократии к элитарной совершен уже давно. А ООН сразу же была построена на этом принципе управления международным сообществом.
Сверхдержавы - это элита современных международных отношений.
Не стремится стать сверхдержавой тому, у кого для этого есть потенциал, не стремится войти в элиту - самоубийственно для страны.
Россия не может не сделать целью своей стратегии восстановление своей сверхдержавности, если даже кто-то объявил конец эпохи сверхдержав.
Сверхдержавы, и именно они, окруженные своими сателлитами, будут определять мировую политику в XXI веке. Они по своему усмотрению учредят новую ООН.
Наконец, теория "конца эпохи сверхдержав" академика Примакова начисто убивает им же любимую теорию многополюсности (многополярности) мира.
Хотелось бы все-таки услышать из уст уважаемого Евгения Максимовича подробное обоснование брошенного им вызова очевидным фактам и тенденциям.
|