"Я взял своих детей и уехал в Европу..." Балетмейстер из Таджикистана ставит спектакли в Лодзи 21:33 30.01.2003
Новая тема Немецкой волны - выходцы из Центральной Азии, которые проживают ныне в Европе и добились здесь заметных творческих и профессиональных успехов.
Сегодняшний наш рассказ – об известном таджикском танцовщике и балетмейстере Музафаре Бурханове, покинувшем родину в годы гражданского противостояния и передающем ныне свое искусство ученикам в польском городе Лодзь.
- В 1961 году я закончил Ленинградское хореографическое училище и сразу поехал в Душанбе работать солистом балета. До конца своих творческих дней в Таджикистане я работал в душанбинском театре, был первым солистом и перетанцевал весь классический балетный репертуар. Моя творческая танцевально-артистическая жизнь была очень богатой. Мне выпало счастье общаться с большими мастерами, а затем у меня появилась вторая профессия – балетмейстер, и мне за относительно недолгий срок удалось поставить около десятка балетов.
А затем началась перестройка, последовали разные перевороты и они все поставили с ног на голову. Моя жизнь круто изменилась, я жил в тот момент еще в Таджикистане, видел своими глазами все, что происходило. Война нам все испортила. Театр оперы и балета фактически закрылся, все артисты разбежались, профессионалов не стало, не с кем было работать. По городу страшно было ходить. Я взял своих двух маленьких детей и уехал в Европу. Классика в то время в Таджикистане была никому не нужна.
- Что Вы можете сказать о своей профессиональной карьере в Польше?
- Фактически здесь я не раскрылся, я не удовлетворен, потому что мы в нашей профессии привыкли работать и отдаваться на сто процентов, выдавливать из себя все. Если у нас балетная карьера продолжалась 20 лет, то здесь – 60. После 60 можно уходить на отдых. Это о многом говорит. И у нас танец был очень сложный. Мы ставили перед собой большие задачи и решали их. А в Европе на это иначе смотрят. Спокойнее как-то, нет таких требований. Работаю, однако, я в Лодзи совершенно спокойно, меня здесь понимают, любят, ценят.
- А как в Германии?
- В Германии очень хорошо относятся к классике вообще: к музыкальной классике, к балетной классике, и это многих людей искусства притягивает.
- Продолжаете ли Вы поддерживать контакты с Таджикистаном?
- Контактов осталось немного. Последний раз я приезжал в Таджикистан 5 лет назад и пришел в ужас. Театр оперы и балета тогда не работал, сейчас, говорят, все изменилось, все стало лучше. Это приятно слышать, но когда нет театра, нет школы, нет всего того, к чему мы привыкли с детства, больно даже просто смотреть на происходящее.
- Музафар, а если в Таджикистане Вам бы были созданы нормальные условия для работы и творчества, Вы бы вернулись? Ностальгия не мучает?
- Конечно, я бы вернулся с огромным удовольствием! Потому что я не знаю, куда опыт применить, я так мечтал со своей покойной женой балериной Маликой Сабировой открыть свою школу, свой театр, набрать свою труппу, ездить на гастроли. У меня были большие планы. Я бы с удовольствием вернулся на родину, если бы было можно их реализовать. Таджикистан – моя родина. Я очень страдаю, что все именно так сложилось, что мне пришлось уехать...
Людвиг Гибельгаус
|