КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 31.01.2003
23:08  Азиада-2003. Казахстан отправил на 5-е зимние азиатские игры 90 спортсменов
22:42  Белорус Олег Козловский избран президентом Ассоциации цыган стран СНГ и Балтии
22:19  НАМАКОН - "В-52" над Москвой. Американцы готовятся к вторжению в Россию
21:48  На закрытой встрече с муфтием В.Путин назвал Россию мусульманской страной
15:04  Афганский фильм "Огненный танцор" приглашен на кинофестиваль "Трибека"
14:23  В Узбекистане продолжается строительство моста через Амударью
12:18  В Туркменистане проходит тендер на строительство линии волоконно-оптической связи

11:49  Афганистан: Взрыв автобуса на мосту близ Кандагара и крушение американского вертолета в Баграме
11:44  Кто к нам с казаном придет... Как поживают мигранты из Кыргызстана в Чехии
10:59  Видит око... Казахстан никак не определится с развитием Карачаганакского газового проекта
10:53  Горепродукты. Латвия поставила в Казахстан ядовитую (диоксин) кильку
10:47  Хозяева медных гор. Монголия пытается вытеснить Россию с своего комбината "Эрдэнэт"
10:33  "Грязная бомба" в Лондоне. По данным ВВС "Аль-Каеда" вполне могла заиметь неучтенный заряд из экс-СССР
10:27  А.Ватанка - Трения между Азербайджаном и Ираном мешают решению Каспийского вопроса
10:19  Украина просит у Туркмении больше газа. Идут переговоры
10:09  "Эхо" - Взрывы на трубе Баку-Супса были диверсиями? Пора вводить "миротворцев"
09:46  Figaro - Монтазери возвращается. Иранским аятоллам придется потесниться
09:22  Азия-плюс - Таджикистан готовится к вступлению в ВТО. Меморандум подписан
09:13  Процесс идет. Ежедневно на проект трубы "Баку-Джейхан" тратится $4 млн.
09:10  Мода на "панамы". Кто даст Лужкову 250 млрд. рублей, чтобы повернуть Сибирские реки на юг
08:58  В Каспии становится тесно. Танкерный флот "Лукойла" вызвал сенсацию
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
Партия исламского возрождения создавалась в Москве в конце 80-х годовПартия исламского возрождения создавалась в Москве в конце 80-х годов
01:21 31.01.2003

Репрессии против ислама могут стать бомбой замедленного действия.

Наметившееся в последний период существования СССР неумелое обращение с возрождающимся исламом - попытки давления, и одновременное заигрывание, привело к брожению в исламской среде центральноазиатских республик.

В эпоху, когда западный мир борется в глобальном масштабе с проявлениями исламского фундаментализма, невольно возникает вопрос об истоках этого явления. Причем в данном контексте особый интерес вызывают в первую очередь не страны и территории, где исламские традиции не прерывались тысячелетиями – к примеру, колыбель ислама и родина ваххабизма Саудовская Аравия, а постсоветские государства Центральной Азии, оказавшиеся в объятиях радикального ислама, едва вырвавшись из тисков "развитого социализма".

О причинах этого явления говорят сегодня в программе "Фокус" люди, занимавшиеся активной политической деятельностью в период начала исламского возрождения в Узбекистане, лидеры запрещенных ныне партий "Бирлик" и "Эрк" Анвар Усманов и Мухаммед Салих.

Идея исходила из Москвы

Итак, с чего начался политический ислам в Центральной Азии? На этот вопрос отвечает Анвар Усманов:

Первый шаг сделан был Москвой. Именно в Москву были приглашены руководители четырех исламских духовных управлений и им сказали: "Настало время перестройки, мы предлагаем вам создать партию исламского возрождения". Это было в конце 80-х годов. Естественно, единая партия исламского возрождения, руководимая из Москвы – это нонсенс и партия мгновенно разъехалась по национальным квартирам. Однако, как таковая, партия была создана, и во главе ее встал в Узбекистане Абдулла Утаев. Он был довольно мягким и умеренным человеком, у него не было ни капли агрессивности и единственное, чего он добивался – свободы для отправления культов и строительства мечетей.

Однако судьба этого умеренного лидера партии исламского возрождения сложилась печально.

Абдулла Утаев исчез. Он был арестован и до сих пор никто не знает, где он. Можно предполагать, что с ним просто физически расправились в милицейских застенках.

Первый шаг к радикализации ислама

Наметившееся в последний период существования СССР неумелое обращение с возрождающимся исламом – с одной стороны, попытки давления, с другой – заигрывание, привело к значительному брожению в исламской среде центральноазиатских республик. Это был первый шаг к радикализации религии, утверждает Анвар Усманов:

Естественно, что появились духовные лидеры более радикального толка. Они требовали полного невмешательства государства в дела религии, выдвигали и другие немалые требования, будоража общественное мнение. С них все и началось. Прокатилась волна арестов этих людей, их сторонников и просто тех, кто приходит в мечеть.

Идеология "нового ислама"

Идеологическая база для радикалов уже была, утверждает Мухаммед Салих:

Политизация ислама в Узбекистане началась с середины 80-х годов. В этом процессе очень сильным оказалось влияние арабских ученых Саида Кутуба и его брата Мухаммеда Кутуба. Эти два идеолога так называемого "нового ислама" оказали решающее влияние на все исламские движения Центральной Азии. Тогда же в регион пришла первая литература о ваххабизме.

Колыбель религиозного экстремизма

Заметным событием в процессе политизации ислама в Узбекистане стало возникновение партии "Адолат" в Намангане, в Ферганской долине, ставшей позднее колыбелью религиозного экстремизма и главной базой вооруженных группировок Исламского движения Узбекистана:

"Адолат", собственно говоря, не являлась экстремистской организацией, как ее сейчас называют. Просто религиозные деятели в соответствии с нормами шариата решили покончить с коррупцией и преступностью. А после разгрома этой партии началось заметное брожение среди молодежи.

На это брожение режим Ислама Каримова ответил не политическими реформами, а тотальным террором:

Достаточно было быть священнослужителем или просто посещать мечеть – даже такие проявления религиозности власть решила задушить на корню. Вдруг в республике стало запрещаться совершенно все. Стали закрываться мечети, начались преследования верующих. Все гайки закрутили до упора. И люди, уже успевшие вдохнуть глоток свободы, начали искать выход из сложившейся ситуации. Таким образом, с 1994-1995 годов на смену мирной, основанной в Москве партии исламского возрождения, пришли радикалы.

"Звездный час" воинствующего ислама

Эти время стало "звездным часом" воинствующего Исламского движения Узбекистана и его лидеров – Джумы Намангани и Тахира Юлдаша. При этом отсутствие возможности вести светскую, демократическую оппозиционную деятельность, привело к тому, что под крышей ИДУ собрались отнюдь не только сторонники радикального ислама. По мнению Анвара Усманова, даже такая одиозная ныне фигура как Тахир Юлдаш отнюдь не являлся в те годы убежденным исламистом:

Я знаком с Тахиром Юлдашем, нынешним лидером ИДУ, и у меня не сложилось впечатление, что он оголтелый исламист. Наоборот, вначале он говорил, что выступает за совершенно светское государство.

Кроме того, даже политический ислам, по мнению Мухаммеда Салиха, имеет право на существование, если он придерживается норм правового государства:

Я против того, чтобы политический ислам был загнан в подполье. Если политический ислам не проповедует насилие, если он придерживается существующих в государстве законов, то такой ислам имеет право на существование. А радикализация ислама – прямой продукт государственного террора.

Западня, созданная своими руками

Авторитарные режимы Центральной Азии, по мнению экспертов, сами загнали себя в западню, запретив любую оппозицию. Оппозиционерам со вполне либеральными и светскими взглядами остался единственный аргумент – борьба не на жизнь, а на смерть с Кораном в одной руке и автоматом в другой. И, как утверждает Анвар Усманов на примере Узбекистана, выход из создавшегося тупика будет совсем не прост:

Прийти к национальному согласию будет очень трудно. Все зависит от того, что настанет с окончанием эпохи Ислама Каримова, кто придет ему на смену, как сложится равновесие между властью и исламом. Однако своими репрессивными действиями президент заложил под будущее Узбекистана бомбу замедленного действия.

К счастью, не каждая бомба срабатывает. Хочется надеяться, что чаша сия минует и Узбекистан, и другие государства Центральной Азии на их нелегком и не самом прямом пути к построению демократического общества и правового государства.

Людвиг Гибельхауз

Источник - Немецкая волна
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1043965260
Новости Казахстана
- Абай – духовный реформатор
- Касым-Жомарт Токаев и Нурсултан Назарбаев направили телеграммы поздравления Александру Лукашенко по случаю его переизбрания на пост Президента Беларуси
- Указ Президента Республики Казахстан от 4 августа 2020 года №379
- Н.Нигматулин: Наследие Абая олицетворяет многовековую мудрость казахского народа
- Государственный секретарь Крымбек Кушербаев возложил цветы к памятнику Абая в Нур-Султане
- Нарушения в работе "Казахстан Темiр Жолы" носят политический характер - Ашимбаев
- Кадровые перестановки
- О готовности ко дню голосования на выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан, назначенных на 12 августа 2020 года
- Более 2 млн 250 тыс. казахстанцев получили единовременную выплату по потере дохода в период карантина
- Польшу настигла расплата за снос советских памятников, откуда не ждали
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх