В Узбекистане помилованы два казахстанца-члена "Хизб-ут-Тахрир", третьему осталось отсидеть всего 18 лет... 13:28 01.02.2003
ИДЕЯ "X"
Ирина ГАЛУШКО
В Узбекистане из заключения освобождены два гражданина Казахстана, арестованные два года назад за членство в исламской радикальной партии "Хизб-ут-Тахрир".
ЦЕНОЮ СВОБОДЫ Талгара Булегенова и Каната Дуйсембаева арестовали в феврале 2001 года. В Ташкенте они намеревались встретиться с одним из лидеров партии "Хизб-ут-Тахрир". Однако встреча так и не состоялась. По дороге на конспиративную квартиру они были задержаны. Казахстанцам предъявили обвинение по статье "Посягательство на конституционный строй, совершенное по сговору группой лиц", предусматривающей лишение свободы на срок до шести лет. Кроме того, обвинили в изготовлении и распространении листовок. Выйти на свободу досрочно им удалось лишь благодаря амнистии, объявленной в соседней стране в начале декабря прошлого года. Свободу получили все, кто имел в "активе" меньше 10 лет.
По данным МВД Узбекистана, только в 2001 году под амнистию попали 860 человек, осужденных за членство в запрещенной в Узбекистане партии "Хизб-ут-Тахрир". Наказание продолжают отбывать еще порядка 4 тыс. членов этой радикальной партии. Среди них и казахстанец - 25-летний Бахытжан Жуматаев. За пропаганду идей "Хизб-ут-Тахрир" он лишился свободы на целых 18 лет. Арестовали его при аналогичных обстоятельствах.
СПРАВКА "ЭК": "Хизб-ут-Тахрир" (Исламская партия освобождения) основана в 1952 году религиозным деятелем, судьей шариатского апелляционного суда в Иерусалиме Такииддином Набханий ал-Фаластини. Идеология партии - ислам. Цель - "содействовать" возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространять исламскую веру в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоединения единого, объединяющего весь исламский мир теократического государства - Халифата. Джихад - приведение мира в ислам. В соответствии с исламским учением не исключена вооруженная борьба с "неверными", в случае если они отказываются перейти в мусульманство или платить в знак покорности особый налог - джизьян.
ПЕРВЫЙ После 9 классов сельской школы простой паренек из бедной семьи поступил на учебу в местное медресе. По его окончании у Бахытжана появилась возможность продолжить учебу в одном из духовных учреждений Андижана. Обучение было совершенно бесплатным, а потому Жуматаевы с радостью согласились. Как выяснится позже, именно в этом полулегальном заведении Бахытжан вместе с другими такими же ребятами проникся радикальными идеями. Учреждение оказалось настоящей кузницей новых сторонников "Хизб-ут-Тахрир". Молодых людей, имевших отдаленное представление о вере, было несложно убедить в несправедливости существующего уклада жизни. По окончании учебы в Андижане Бахытжана направляют в Бишкек. Здесь перед ним ставят одну, но очень важную задачу - создание ячейки в Казахстане.
Однако сделать это на первых порах оказалось непросто. Соотечественники неохотно внимали проповедям молодого миссионера. Дело сдвинулось с мертвой точки, лишь когда в Кентау на пару месяцев прибыл эмиссар из Узбекистана. Появились сначала сочувствующие, а затем и первые члены, среди которых оказались Талгар Булегенов и Канат Дуйсембаев. С арестом Жуматаева именно к Булегенову - человеку, имевшему высшее светское образование и какое-то время преподававшему в вузе, переходят бразды правления ячейкой. А спустя два месяца после смены руководства, в канун празднования 1500-летия Туркестана, сотрудники спецслужб в Кентау арестовывают четверых местных жителей, у которых изымается большое количество радикальных листовок, призывающих к гражданскому неповиновению. Кроме того, конфискуются соответствующая литература, копировальная техника, аудио- и видеоматериалы, а также самодельные взрывные устройства. Спустя полгода в областном суде Шымкента был оглашен приговор по делу, аналогов которому казахстанская юриспруденция еще не знала. Двое из четверых подсудимых по амнистии были освобождены прямо в зале суда, двое других в прошлом году, отбыв наказание, вернулись домой.
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ За три года, прошедшие с тех пор, как в Казахстане появились первые проповедники "Хизб-ут-Тахрир", число сторонников этой радикальной партии существенно выросло. Заметно расширилась и география деятельности миссионеров. Завоевание умов ведется уже не только в Южно-Казахстанской, но и в Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях. В перспективе количество сторонников этой экстремистской партии будет только расти. Как ни печально, но сегодня в Казахстане для этого есть все условия. Социально-экономические трудности, слабые знания основ ислама при выраженной тяге к религии, пассивность официального духовенства, а также отсутствие законодательной базы, позволяющей пресечь деятельность "Хизб-ут-Тахрир" в нашей стране. Профилактические мероприятия, проводимые органами национальной безопасности, как правило, имеют краткосрочное действие. Причем дают они порой обратный эффект. Люди, привлеченные к уголовной или административной ответственности, попадают в разряд великомучеников, и их слово становится ценным вдвойне. Кстати, во время проповедей амиры (учителя, проповедники) постоянно напоминают мунаитам (ученикам), что действующее в Казахстане законодательство бессильно противостоять их идеологии.
По мнению казахстанских спецслужб, противостоять экспансии экстремистских идей в нашей стране можно, лишь скоординировав усилия целого ряда министерств, а также Совета по связям с религиозными объединениями при правительстве страны и Духовного управления мусульман Казахстана. Чекисты неоднократно обращались в парламент с просьбой внести поправки в уголовное законодательство, позволяющие пресекать деятельность "Хизб-ут-Тахрир" и других подобных организаций. Ответа пока нет.
№20 (15180) от 1 февраля 2003
|