А.Эркебаев (спикер Парламента Киргизии). Мысли после "штудирования" книги А.Акаева 14:29 02.02.2003
Времен связующая нить Год государственности и конституционная реформа
А. ЭРКЕБАЕВ, торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
После тревожной весны и горячего лета 2002 года осень минувшего и начало нового 2003 года для Кыргызстана оказались исключительно жаркими в плане политических дискуссий и действий. Причиной тому стали смелые инициативы Президента Кыргызской Республики Аскара Акаева о праздновании 2200-летия кыргызской государственности и конституционной реформе, закономерным итогом которой должен явиться предстоящий всенародный референдум.
Тот, кто в состоянии узреть суть вещей, сразу увидит глубокую, неразрывную связь между этими событиями, хотя внешне они и имеют разную временную направленность: в первом случае речь идет о седой древности, во втором - о будущем политическом устройстве нашей страны. Да, по сути дела мы обсуждаем сейчас различные пласты и грани одного и того же явления, именуемого святым выражением "Кыргызская государственность".
Вот почему так остро, эмоционально идет ныне дискуссия, приобретая подчас характер непримиримой и открытой политической борьбы. И тут, конечно, не должно быть места равнодушию, выжиданию и нейтралитету - воистину долг каждого, особенно ответственного политика, публично заявить о своей позиции.
Получилось так, что с юных лет я выбрал профессию филолога, точнее, специальность кыргызский язык и литература. А язык и литература, как известно, непосредственно связаны с историей, этнологией, философией, психологией и даже правотворчеством каждого народа. Поэтому наряду с углубленным изучением языка, устного творчества, рукописной и печатной литературы кыргызов мне пришлось много читать книг по смежным и гуманитарным наукам, в первую очередь по истории. Особенно плодотворными и памятными в этом смысле стали для меня годы, проведенные в конце 70-х - начале 80-х годов в Москве в качестве стажера и аспиранта Института мировой литературы им. Горького АН СССР. Именно там я по-новому открыл для себя духовную историю своего народа, имел возможность осмыслить ее в контексте тенденций и закономерностей развития культур Востока и Запада.
Методологическим ключом и образцом служили тогда труды многих выдающихся русских и зарубежных ученых, посвященные вопросам языка, письменности, культуры, религии и философии различных народов мира. Среди них были, конечно, и такие светила и авторитеты, как И. Бичурин, В. Радлов, Ч. Валиханов, В. Бартольд, М. Ауэзов, В. Жирмунский, Л. Гумилев, С. Абрамзон, А. Бернштам, М. Богданова и другие, благодаря усилиям которых кыргызы вправе гордиться своей древней историей, богатой духовной культурой, вершиной которой по праву считается великий эпос "Манас".
Обо всем этом я писал ранее в своих научных статьях и книгах, опубликованных как на кыргызском, так и на русском языках. Поэтому для меня весьма приятным сюрпризом стали Указ Президента Кыргызской Республики А. Акаева о праздновании 2200-летия кыргызской государственности и его новая книга "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас".
К сожалению, из-за ежедневной напряженной работы Законодательного собрания я своевременно не смог как следует откликнуться на эту книгу А. Акаева, хотя сразу же счел нужным проштудировать ее. Да и сейчас нет возможности более обстоятельно говорить о ней. Поэтому хотелось бы отметить только три ее момента.
Во-первых, книга А. Акаева "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас" - фундаментальная не столько по своему формату, сколько по содержанию работа, построенная на большом историко-географическом, духовном и политико-правовом материале. Ее фактологическая база, методика и методология исследования достаточно прочны, убедительны. Даже выдвигаемые автором новые гипотезы заслуживают серьезного внимания.
Во-вторых, в книге А. Акаева есть нечто новое, что отличает ее от традиционных исследований кыргызских историков, филологов и философов. Речь идет о тех разделах и главах, где для объяснения общественных явлений применяются возможности и открытия других наук, в том числе естественных и точных. Ранее подобный подход довольно успешно реализовывался автором, как мы помним, в книге "Переходная экономика глазами физика". В этой связи следует отметить, что применение математических, кибернетических и компьютерных моделей и подходов в сфере общественно-политических и гуманитарных наук, а также культуры и искусства не редкость. Например, в свое время я с огромным интересом читал труды выдающихся математиков А. Колмогорова и А. Павловского о поэзии, физиков В. Волькенштейна и И. Фейнберга об искусстве. Что же касается истории, то здесь точные науки и новейшие информационные технологии весьма эффективно оказывают свои услуги. Возвращаясь к книге А. Акаева, необходимо еще раз заметить, что подобная методология, слава Богу, пробивает себе дорогу и в нашей науке.
В-третьих, Указ и книгу А. Акаева нельзя рассматривать в отрыве от процессов и тенденций, происходящих в Центральноазиатском регионе. История здесь - не только наука и меньше всего музейный экспонат. Она всегда оказывается в центре идеологии и политики, выступая могучим средством пробуждения национального духа, воспитания любви к Отчизне. Не случайно поэтому в соседних государствах усилился интерес к истории, проводятся грандиозные политические мероприятия в честь тех или иных исторических личностей, событий и дат. Можно упомянуть в этой связи широко отмечавшиеся 1000-летие государства Саманидов в Таджикистане, прославление Темира и подготовка к 2700-летию узбекского государства, празднование юбилеев казахских ханств и самих ханов (от Абульхаира до Кененсары Касымова) в Казахстане.
Разумеется, мы тоже не стояли в стороне. Начали по-новому осмысливать свою историю, всенародно праздновали 1000-летие эпоса "Манас" и 3000-летие основания г. Оша. Но то были, на мой взгляд, лишь первые добрые предвестники возрождения и возвышения национального духа и самосознания. Предстоящее же событие - 2200-летие кыргызской государственности, подтвержденное древними китайскими письменными источниками и поддержанное недавно Генеральной Ассамблеей ООН, - действительно великий праздник! За это мы должны быть безмерно благодарны Генеральной Ассамблее ООН, тем великим и малым державам, которые поддержали эту инициативу Президента нашей страны, особенно Китаю и России, благодаря усилиям их ученых вообще стало возможным такое.
Теперь наша общая задача - достойно, в мире и согласии, а главное - в спокойной и деловой обстановке, то есть без излишней помпы и суеты, провести юбилей. Здесь не должно быть места двум крайностям - беспамятству (манкуртизму) и кичливости, так называемому кумысному патриотизму. Да, законная национальная гордость, здоровый национальный дух никогда не должны превратиться в свою противоположность, задевая или ущемляя чувства других народов, в первую очередь соседних. Тем более нельзя нам допускать эйфорию исключительности и на такой волне устраивать дух соревновательности. Иными словами, во всем следует соблюдать меру, такт, проявлять взвешенность и ответственность. Это в равной мере касается всех нас: и органов официальной власти, и оппозиции, и представителей гражданского сектора.
Первым серьезным испытанием на этом пути должен стать предстоящий референдум по конституционной реформе.
О необходимости внесения изменений и дополнений в Конституцию страны, особенно в плане выстраивания нормального баланса ветвей власти, говорили давно. Среди тех, кто выступал за это, был и я, хотя по срокам такой реформы придерживался несколько иной точки зрения, а именно предпочитая провести ее в конце 2004 года, то есть перед окончанием конституционного срока нынешнего парламента и Президента. Однако прошлогодняя политическая ситуация, вызванная аксыйскими событиями, ускорила эту реформу, за что надо поблагодарить Президента А. Акаева.
В числе других в работе Конституционного совещания, инициированного Президентом, принял участие и я, высказавший там свои достаточно радикальные взгляды. В частности, я заявил о том, что, если мы займемся конституционной реформой, надо бы подвергнуть ее основательному пересмотру, начиная с первой главы, посвященной правам и обязанностям человека и гражданина, вплоть до последней, не ограничиваясь только косметическим дележом ныне существующих властных полномочий. Затрагивая последний вопрос, я предлагал во имя экономии средств и усиления стабильности в стране установить сильную власть Президента, который был бы одновременно и главой государства, и главой правительства, персонально отвечая за его работу, и образовать сильный однопалатный парламент, единый Верховный суд. У остальных членов совещания тоже были свои мнения, совпадающие или не совпадающие с моим, что естественно.
В итоге путем консенсуса был выработан документ, опубликованный по Указу Президента для всенародного обсуждения. Это был поистине уникальный случай, когда ради общенационального мира и согласия за одним столом вполне дружно и спокойно сидели представители официальной власти и оппозиции, лидеры разных политических сил и ориентаций, напоминая мне прекрасные примеры мировой политической практики, в частности, знаменитый "Пакт Манклоу" в Испании 1977 года и "Круглый стол" в Польше 1989 года.
По завершении всенародного обсуждения проекта конституционных изменений и дополнений Президент своим Указом создал экспертную группу, а затем назначил день референдума по принятию новой редакции Конституции, опубликовав ее окончательный текст, который заметно отличается от прежнего проекта. Это привело в замешательство некоторую часть членов Конституционного совещания, породило новую волну дискуссий, особенно в среде оппозиции, ряда политических партий и неправительственных организаций. Не скрою, что по отдельным позициям вопросы возникали и у меня, хотя в целом, концептуально, я поддерживаю новую редакцию Конституции, ценя именно ее радикальный характер, и не сомневаюсь в юридической правомочности последних Указов Президента о создании экспертной группы и всенародном референдуме.
С учетом таких нюансов и моментов А. Акаев 23 января своим новым Указом внес существенные поправки и уточнения в окончательный текст новой редакции Конституции, проявив тем самым еще раз свою готовность идти на компромисс. Я думаю, что на такой же шаг должны идти все те, кто занимает сейчас, в канун референдума, крайнюю позицию - позицию бойкота, диктата и ультиматума. Тем более надо помнить, что идеальных вещей, в том числе абсолютно совершенной Конституции, не бывает. Поэтому она время от времени нуждается в обновлении. Об этом свидетельствует мировой опыт.
Впрочем, столь же непродуктивна другая крайность, когда ее представители в силу отсталости и конформизма своего мышления любое инакомыслие, любую оппозицию называют в худших традициях советского времени "предательством", а их выразителей - "врагами народа". Обе эти тенденции не только нежелательны, но и крайне вредны для демократического государства, сущность которого составляют, как правило, мирное согласование интересов, высокая правовая культура, верховенство закона.
В заключение я еще раз хотел бы вернуться к своей исходной мысли. Да, между Годом кыргызской государственности и нынешней конституционной реформой существует самая прямая связь. Глубоко символично то, что они совпали: восстанавливая свое далекое и недавнее прошлое, трезво, критически анализируя настоящее, хотим создать на основе новой редакции Конституции прочное будущее. Этому, кажется, благоприятствуют также восточный календарь, исконно кыргызское поверье: год Овцы обычно олицетворяет мир и гармонию. Давайте же все последуем такому доброму предзнаменованию.
№12 (21496) 31 января 2003г
|