С.Шерматова - Рукопожатие у Каримова крепкое. Зачем Волошин летал в Ташкент? 02:14 06.02.2003
Санобар Шерматова
Москва получила информацию о ситуации в Узбекистане и здоровье президента Каримова из первых рук
Состоявшуюся в конце января поездку главы Администрации президента России в Узбекистан никак нельзя назвать рядовым событием. По официальной версии, Александр Волошин передал поздравительное послание Владимира Путина президенту Исламу Каримову, которому исполнилось 65 лет. До сих пор такая форма поздравлений практиковалась Кремлем крайне редко, по устоявшейся традиции президенты стран СНГ ограничиваются телефонным звонком имениннику, если не представляется возможность лично поздравить его. Зачем же Волошин ездил в Ташкент и о чем он долго с глазу на глаз, как передают информационные агентства, беседовал с Исламом Каримовым?
Тут уместно вспомнить о слухах о состоянии здоровья президента Каримова, которые стали циркулировать в Ташкенте после того, как глава Узбекистана в январе отправился в Германию. Утверждали, что он поехал лечиться, но официальных объяснений на этот счет не приводилось: в Узбекистане не принято обсуждать состояние здоровья первого лица.
Эти слухи стали усиливаться после события, которое можно отнести к чрезвычайным. В республике, где обсуждение ситуации в коридорах власти и взаимоотношений высших чиновников относится к запретным темам, произошел мощный выброс компромата на действующего президента и руководителей спецслужб. В нескольких интернет-изданиях с интервалом в один-два дня стали появляться статьи, подписанные одним и тем же человеком. Такого количества компромата Узбекистан еще не видел. Статьи вполне можно отнести к так называемой серой пропаганде: часть известных, не вызывающих сомнения фактов смешивалась с утверждениями, которые трудно проверить в силу закрытости информации, а то и просто с откровенной ложью. Появление невиданного прежде компромата в Ташкенте стали связывать с начавшейся борьбой наследников за престол. Многие терялись в догадках - кто же стоит за этой информационной войной?
Подозрение в первую очередь пало на российские спецслужбы, хотя даже поверхностный анализ текстов показывал, что это "домашние заготовки". Но уже сами эти догадки могли негативно повлиять на узбекско-российские отношения, которые и так не назовешь блестящими. Вполне возможно, что Александр Волошин в разговоре с глазу на глаз должен был рассеять эти слухи. Не исключено, заявил один из российских политиков корреспонденту "МН", что посланец президента прозондировал почву в очень деликатном вопросе - оказании помощи в сфере безопасности.
Как известно, после несостоявшегося переворота в Ашхабаде Советы безопасности России и Туркмении подписали соглашение в сфере безопасности, которое станет основой для более широкого межгосударственного договора. Заключение аналогичного договора с Ташкентом, считает собеседник "МН", отвечало бы интересам двух стран. До сих пор Москва по условиям Минской конвенции, подписанной в начале 90-х годов всеми странами СНГ, выдавала узбекским правоохранительным органам лиц, которые подозревались в уголовной и экстремистской деятельности. Однако договор, заключенный с Советом безопасности Туркмении, по некоторым данным, намного расширяет рамки помощи и взаимодействия спецслужб, что может заинтересовать и Ташкент.
О другой части миссии Волошина нетрудно догадаться. Посланец президента Путина оказался вторым зарубежным гостем Каримова после помощника госсекретаря США по Евразии Элизабет Джоунс (Джоунс встретилась с узбекским президентом в конце января). Тогда этот визит посчитали негласным медицинским обследованием президента Узбекистана на предмет "крепкости рукопожатия". Теперь и Москва, видимо, получила информацию из первых рук.
ДОСЬЕ МН Узбекистан занимает особую роль в новых энергетических планах Москвы в Средней Азии. Так, во время январского визита российской делегации в Ашхабад обсуждалась возможность использования трубопровода, протянутого из Сибири (Омск) для поставок российской нефти на Сейдинский НПЗ в Туркмении. Реализация этого проекта позволила бы продавать нефтепродукты в Афганистан, Пакистан и Иран. Трубопровод должен пройти в том числе по территории Узбекистана. Источники "МН" сообщают, что во время визита Александра Волошина в Ташкент предположительно затрагивалась тема этого нефтяного проекта. Для того чтобы его реализовать, необходимо согласие Ташкента.
|