А.Дербисали (муфтий Казахстана) - "И иудаизм, и ислам имеют общие корни в нашей истории"... 14:50 17.02.2003
Атмосфера веры
Марат АЛЬМАГАМБЕТОВ, Марк АЙСБЕРГ.
- Благодаря прожитым вместе годам и пережитым бедам мы стали единым казахстанским народом. Несмотря на то, что в нашей стране проживают представители более ста национальностей, никто у нас не делит людей по национальным признакам. А если кто-то сильно интересуется национальной принадлежностью собеседника, то это, скорее всего, иностранец, - с улыбкой ответил на вопрос гостей главный муфтий страны Абсаттар-кажы Дербесали.
На состоявшейся в минувший четверг в рамках конференции мира и согласия встрече представителей еврейских организаций и мусульманских лидеров республики одним из главных вопросов было: как Казахстану удалось создать такую атмосферу, чтобы мирно жили люди разной веры и национальности.
Вначале Абсаттар-кажы на правах гостеприимного хозяина поблагодарил гостей за проявленное ими внимание и готовность сотрудничать, а затем сделал краткий экскурс в историю Казахстана.
- Особенность нашей страны в том, - отметил главный муфтий, - что у нас государство реально отделено от религии, не отдает какой-либо вере предпочтение и не вмешивается в дела конфессий.
Ислам пришел в нашу страну в середине восьмого века и принес культуру и просвещение. Такие выходцы из нашей страны, придерживающиеся ислама, как великий философ, математик, богослов Аль-Фараби, основоположник суфизма Ясави, внесли достойный вклад в мировую цивилизацию.
Начиная с XIX века началось массовое переселение жителей из России, преимущественно славян. Так у нас появилось христианство. В годы советской власти ислам, как и другие религии, подвергался сильным гонениям. Тогда же были насильственно депортированы в нашу республику сотни тысяч людей разных национальностей. И казахи делились последним, помогая выжить вынужденным переселенцам. Природное гостеприимство казахов, их толерантность к иной культуре и вере, равно как и стремление других народов жить в мире и согласии, привели к возникновению того казахстанского феномена, о котором вы сегодня говорите.
Духовное управление мусульман Казахстана возникло как отдельная структура только в 1991 году, с обретением страной независимости. Сегодня оно работает на демократических началах - высшим руководящим органом является съезд, который выбирает председателя и президиум в количестве десяти человек. В промежутках между съездами президиум руководит деятельностью управления, в частности, назначает имамов.
По данным Дербесали, около 70 процентов населения, представители 26 национальностей нашей страны сегодня исповедуют ислам, однако это не мешает развиваться и другим конфессиям - в годы независимости построено много церквей и синагог.
- Во время поездки в США я заметил, что все религиозные деятели Америки тоже стремятся к миру,- отметил духовный лидер мусульман Казахстана. - На мой взгляд, никакая религия не может быть плоха, другое дело, как ее используют в своих интересах люди. Мы, мусульмане, оказываем всемерную поддержку политике нашего президента на установление мира не только в нашей стране, но и во всем мире.
Несмотря на общий дружелюбный тон встречи, она не превратилась в праздничное протокольное мероприятие, поскольку собеседники не избегали обсуждения достаточно острых тем. Так, иерусалимский раввин сказал, что они неоднократно пытались найти общий язык с мусульманскими лидерами на своей родине, но политическая ситуация там такова, что конструктивный диалог пока невозможен.
- Между тем и иудаизм, и ислам имеют общие корни и в нашей истории есть моменты, когда мы хорошо ладили. Я бы хотел спросить уважаемого главного муфтия Казахстана, - сказал раввин, - как вы относитесь к иудаизму и какому отношению к нему вы учите своих прихожан?
- Перед пятничной молитвой мы проводим жаназа (аналог проповеди), на которой наставляем мусульман. Конечно, во главу угла ставим Коран. Но мы уделяем много внимания воспитанию уважительного отношения к другим религиям. Мы также чтим священных для иудаизма Мусу (Моисея), Ибрахима (Авраама), Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона). Я постоянно подчеркиваю: Всевышний один, различны лишь дороги к нему и каждый волен выбирать свой путь.
На вопрос того же раввина, не должен ли Дербесали осудить палестинских террористов, совершающих подрывы мирных объектов, он ответил:
- Теракты совершают баски, северные ирландцы, американец Тиммоти взорвал здание в Оклахоме, должны ли мы в этом винить всех христиан? Терроризм не имеет ни национальности, ни религии!
Итог встречи подвел американский раввин Хаммер, произнесший в заключение замечательные слова:
- У каждой религии есть своя роль, свое предпочтение. Но долг каждого религиозного деятеля - учить своих прихожан миролюбию, а также тому, что все мы дети Божьи, а значит - равны.
|