Кыргызстанец В.Пирогов получил премию "Уорлд пресс–фото" за "Арест демонстранта". Поздравляем! 01:19 22.02.2003
Владимир Пирогов - мастер экстра–класса
Уже целую неделю мы ходим гордые и счастливые, потому что фотокорреспондент "Моей столицы" Владимир Пирогов стал лауреатом престижнейшего международного конкурса "Уорлд пресс–фото". Его снимок "Арест демонстранта" удостоен премии "Серебряный глаз" на этом чемпионате мира среди фотокорреспондентов. В Центральной Азии это первый случай за всю многолетнюю историю фотографии.
Поэтому сейчас самое время пропеть дифирамб нашему имениннику - он его заслужил, как никто другой.
Его славный путь в фотоискусстве начался… в милиции, где он работал старшим оперуполномоченным уголовного розыска после окончания КГИФК и службы в армии. Нормальное начало, считает Володя, все приходят в фотографию как бы с улицы. Ни в СССР, ни в родном Кыргызстане ни один вуз фотоискусству не обучал, разве что в МГУ на факультете журналистики существует такая специализация. То есть фотография на территории СНГ извечно пребывает в положении падчерицы и изобразительным искусством не считается.
Путевку в фотографическую жизнь ему выписала жена. Она родила уже вторую дочку, а в доме не было ни одного детского снимка. Ольга дала мужу сто рублей и отправила покупать фотоаппарат. Азы преподавала ему кримининалист Ленинского ОВД Надежда Лютова. Поскольку к любому делу, которым Пирогов занимался, он относился творчески и уже имел массу поощрений за нестандартный подход к поимке преступников, в новом для себя занятии обнаружил бесконечный простор для проявления скрытых талантов и возможностей. Кроме детских мордашек и семейной идиллии, снимал то, что любят фотографировать неофиты: пейзажи. "Делать портреты людей на улице начинающим фотографам просто страшно, - рассказывает Володя. - Как подойти к чужому человеку на улице и снять? Можно ведь и по башке получить…"
В общем, он потихоньку учился и получал от этого дела большой кайф, даже больший, чем от своей работы, которой он занялся, строго говоря, тяготея к форме (не хотел после армии с формой расставаться и решил сменить ее на другую, но тоже красивую). И увлекся. Но постепенно форма начала заполняться иным содержанием, не имеющим отношения к расследованию убийств, грабежей и насилия. Однажды он увидел на столе у следователя цветные снимки преступника и удивился. Обычно фотографии в уголовных делах черно–белые, а тут такая "живопись" - яркие ссадины, сочные фингалы на бандитской физиономии. Оказалось, что автор снимков - Юрий Романов, тогда очень известный в Киргизии фотограф. Ему Володя и принес свои работы. Юрий посмотрел и сказал как отрезал: ты пойдешь по этому пути.
И он пошел. Снял форму и стал думать, куда податься. В быткомбинатовские мастерские, где "щелчок - троячок", знающие люди идти ему не советовали, потому что засосет опасная трясина и для творчества не будет ни времени, ни возможности. Лучше идти в рекламу. Он так и сделал. А потом Юрий Курненков, светлая ему память, пригласил Володю в "Советскую Киргизию". В газете приняли хорошо, не подначивали, не обижали. И заиграла творческая жилка. Пирогов стал участвовать в конкурсах фотографов Средней Азии и Казахстана, не раз занимал призовые места. А потом перешел в "Вечерний Бишкек". Работы было столько, что на время о конкурсах пришлось забыть.
Когда мы в 2001 году создали "Мою столицу", Володя пошел с нами в новую газету, как говорится, навстречу неизвестности. Но стал известным не только нашим читателям, а всему миру. Его фотосерия "Апачи" заняла первое место на конкурсе фотомастеров Центральной Азии и Казахстана, потом пришло лауреатство в конкурсе Фонда Сороса. И, наконец, "Серебряный глаз" в "Уорлд пресс–фото" в одной из весьма престижных номинаций - "Главные новости". Чтобы всем стало ясно, как непросто было победить, скажем, что в конкурсе участвовали более 5 тысяч фотокорреспондентов со всего мира, а жюри, запертое для надежности в амстердамской ратуше, рассмотрело 51500 снимков.
Итак, "Арест демонстранта". Мы с Пироговым были на улице Павлова 17 ноября, когда там разворачивались события, принесшие в очередной раз демократическому Кыргызстану скандальную славу. Прибывшие в столицу делегаты III Народного курултая собрались там промозглым утром. Тут же подъехали автобусы с милицией, люди в форме выстроились в каре и мгновенно оттеснили к забору часть народа, который вел себя абсолютно спокойно и никому не мешал. А потом по–быстрому стали заталкивать южан в автобусы. Журналисты смотрели во все глаза, боясь пропустить детали, а фотокоры без устали щелкали затворами. И тут бравые ребята в форме поволокли аксакала. Они подскочили к нему сзади, подхватили под руки и почти что понесли. Дед упирался, вырывался, но силы были неравными. Этот момент Володя и успел заснять. Потом вцепились в женщину. Она боролась, как могла, но оказалась в грязи на дороге…
Когда в полный уже автобус милиционеры запихали кинооператора партии "Ар–Намыс", я поняла, что дело плохо, и договорилась с ребятами из кафе, рядом с которым все это безобразие происходило, что если начнут хватать журналистов, парни спрячут Пирогова с фотоаппаратом. Они без разговоров согласились. Володя решил подстраховаться и отдал мне четыре отснятые кассеты.
Милиция управилась быстро, но журналистов трогать не стала. Пленки я Володе вернула, и он рванул их проявлять и делать снимки для газеты. Во вторник, 19 ноября, мы опубликовали первый репортаж, в среду второй…
Вот этот наш родимый аксакал и потряс конкурсную комиссию "Уорлд пресс–фото". Владимир Пирогов стал лауреатом.
Мы узнали об этом в прошлую пятницу. Кинулись Пирогова обнимать–поздравлять, а он еще не верил в свой огромный успех. Но в понедельник информация подтвердилась. Теперь Володя поедет в Амстердам за премией.
Сумму пока ему не назвали, но если хватит евро, он купит себе супернавороченную цифровую фотокамеру. Как и должен поступить фотомэтр такого уровня.
До чего все–таки приятно работать в одной газете с таким мастером!
Рина ПРИЖИВОЙТ
|