Туркменские галерейщики впервые вышли на Московский антикварный салон (на правах рекламы) 10:13 05.03.2003
Антиквариат развивается вширь и вглубь
Велимир МОЙСТ
В отсутствие европейцев на XIV Aнтикварном салоне блистают советские карикатуристы, туркменские галерейщики и спортивные воспитанницы Смольного института.
В ЦДХ стартовал весенний Aнтикварный салон, уже 14-й по счету и безмерно традиционный. Бывают такие события культурной жизни, в регулярной повторяемости которых проступает что-то от законов природы. Когда как старых знакомых встречаешь антикварные неликвиды с трехлетним стажем, когда каталог от каталога все заметнее отличается формой обращения: то старосветское "господа", то кафешантанное "дамы и господа"; когда в привычном углу находишь привычную галерею, а в буфете бутерброды по прежней цене, явственно понимаешь: это стабильность. В хорошем значении слова, то есть не обязательно застой.
Растут параметры и габариты: нынешний салон поставил очередной рекорд, призвав под свои знамена две сотни участников и заполнив Дом художника под завязку от первого до последнего этажа.
Даже представительский стол на пресс-конференции как будто раздался из-за обилия официальных лиц. Говорили кто о чем: о расписании нынешних мероприятий и о планах на будущее (у организатора, компании "Экспо-Парк. Выставочные проекты", они по обыкновению обширны), о взаимодействии антикваров с музейщиками и о некоторых аспектах Налогового кодекса.
Насчет последних энергично выступил глава департамента по сохранению культурных ценностей Минкульта Анатолий Вилков, сообщив, что аспекты пока так себе, но скоро станут лучше. Дескать, министерство уже вышло в правительство с предложением снизить НДС при ввозе в РФ произведений старого искусства с 20 до 10%. Перепишите эту фразу столько же раз, и будет вам счастье. Пока что международное представительство на салоне ограничивается доброжелательным, но пассивным присутствием Романо Зераски, коммерческого директора итальянской ярмарки Fierre di Parma, и активным, хотя и малозаметным участием галереи "Экси" из Туркмении.
Впрочем, внутрироссийская антикварная жизнь прогрессирует и без помощи заграницы. На той же пресс-конференции пропагандировался новый проект аукционного дома "Гелос". Техника пришла на село: 4 марта в "Гелосе" проходят торги, участвовать в которых можно виртуально, в режиме реального времени.
Не из любой точки мира, как в аукционах Sotheby’s, а только из ЦДХ, но с учетом автомобильных пробок и такое решение станет подспорьем трудяге дилеру.
Количество последних растет как на дрожжах после отмены лицензирования антикварной деятельности. Вроде бы неплохо, однако качественных вещей на рынке в связи с этим не прибавляется. Организаторы пытаются всячески оградить репутацию салона от недобросовестности и честного заблуждения, приглашая специалистов в свой экспертный совет. Ареопаг успел внести больше двадцати поправок в каталог, на очереди топ-лист, не вполне совпадающий с мнением антикварщиков. Впоследствии будут разыграны дипломы за самый высокий художественный уровень и за лучший дизайн экспозиции. Цивилизованные нормы применены к здешней ситуации почти по максимуму, и если вам все же втюхают полотно Бартоломе Эстебана Мурильо за несколько сотен баксов, пеняйте лишь на себя.
С западноевропейской живописью и даже с ее копиями дело на нынешнем салоне обстоит, надо сказать, не блестяще. Да и вообще, приливы и отливы "экзотических" товаров, называемые для благозвучия тенденциями, слабо прогнозируются и замечаются только благодаря пиару. Основой торговли остаются произведения русских художников и изделия местных мастеров. Что естественно и не зазорно, соотносилась бы оптимально цена с качеством. Когда и если откроются шлюзы для антикварного импорта, все сегодняшние представления о российском рынке японских гравюр или французских гобеленов будут сметены моментально, а вот патриотическое направление в коллекционировании подвергнется лишь некоторым корректировкам.
Отечественный антиквариат развивается вширь и вглубь. С одной стороны, его волны начинают лизать наши подошвы: какая дама не вздрогнет, обнаружив на антикварной этикетке год своего рождения! Взглянув под другим углом, можно заметить разветвление номенклатуры. В оборот поступают вещи, ранее в качестве исторических ценностей почти не воспринимавшиеся: карикатуры 1920-х годов про Чемберлена и Лигу Наций, книжки советских издательств, холсты из живописных комбинатов и послевоенные фотографии. Помяните слово, вскоре доберутся до пыльных дачных торшеров времен хрущевского коммунизма. Потому что рынок, мода, ностальгия – да мало ли по каким причинам люди меняют старье на деньги и деньги на старье.
Беречь прошлое – особое занятие, которому посвящена выставка ReConTec ("Технологии сохранения культурного наследия"). Стенды здесь отличаются меньшей пышностью, чем в коммерческой части, и требуют от посетителя вдумчивого изучения. Если все же не удастся самостоятельно постичь секрет реконструкции лица по черепу или тайну производства сусального золота, будет хотя бы ясно, куда с этими вопросами обращаться. Еще присутствуют некоммерческие проекты, которые из-за перенаселенности салона совсем невелики по размеру, однако любопытны. Выставка "Светский выход" демонстрирует костюмы и аксессуары из собраний музея-заповедника "Павловск" и усадьбы "Останкино". Среди старинных вееров, перчаток, сумочек, лорнеток и прочих предметов дамского культа особое место занимает платье императрицы Александры Федоровны, отреставрированное недавно с помощью организаторов салона.
По соседству разместилась фотографическая выставка "Гимназический костюм в России конца XIX – начала ХХ века", из которой можно почерпнуть представления о том, во что одевались воспитанницы Смольного института для физкультурных занятий и как полагалось вести себя учащимся Пажеского корпуса на светских приемах. Экспозиция исполнена образцово-показательно: в те годы о внешней благопристойности в учебных заведениях беспокоились не меньше, чем в школах нашего детства, однако ретродымка искупает прущий отовсюду официоз. Желающие постичь гимназические нравы в их полноте могут воспользоваться многочисленной художественной литературой на эту тему.
Нонпрофитный островок на салоне не так резко контрастирует с окружением, как это бывало в прежние годы. То ли островок слишком мал, то ли окружение подросло духовно. Поразмыслить об этом можно до 9 марта в Центральном доме художника.
|