Чулпан Хаматова рассказывает о себе. ЦентрАзия поздравляет всех Женщин и любимую актрису 00:00 08.03.2003
Чулпан Хаматова. Математика раскрыла в ней актрису
Ее счастливая творческая звезда, словно освещаемая магией ее имени (Чулпан в переводе с татарского означает "Утренняя звезда"), взошла очень рано. Еще студенткой театрального училища она стала играть в лучших спектаклях Театра Луны и сыграла главную роль в картине Вадима Абдрашитова "Время танцора". Потом были "Страна глухих" Валерия Тодоровского, "Лунный папа" Бахтиера Худойназарова, престижные призы на российских и международных кинофестивалях и игра на сцене одного из лучших столичных театров – "Современника". Ну а в последние годы Чулпан Хаматова провела на съемочных площадках Германии и Австрии, лишь на короткие промежутки времени возвращаясь в Москву, чтобы сыграть в "Трех сестрах" и "Трех товарищах", в Открытом театре Юлия Малакянца в спектакле "Сильвия, или Собака на сцене", где она выступает в роли собаки. Мы познакомились с Чулпан минувшим летом на сочинском "Кинотавре", куда актриса прилетела за наградой – она получила ее в конкурсе "Зрительский взгляд" за лучшую женскую роль (фильм "Львиная доля"). Тогда же Чулпан сказала, что очень благодарна Марку Рудинштейну за эту чудесную возможность отдохнуть в Сочи после тяжелейшего периода съемок – она участвует в австрийском кинопроекте, который снимает австрийский же режиссер (правда, театральный), и называется этот фильм "Озрен". На русский можно перевести как "Сукин сын" или "Сын шлюхи". Увидев фотографию Чулпан, этот человек специально приехал на полдня в Москву, чтобы увидеть актрису в спектакле "Сильвия". Поэтому беседовать в Сочи мы не стали. Договорились повидаться в Москве, в репетиционном зале "Современника", где к декабрьской премьере готовился новый спектакль с участием Чулпан Хаматовой. И студеным московским днем наша встреча состоялась. Навстречу мне вышла смешная девчонка с огромными растопыренными резиновыми ушами, в широких штанишках на лямке через плечо...
– Мы уже завершаем подготовку спектакля "Мамапапасынсобака", где играем детей, которые всем своим поведением и манерами моделируют взрослую жизнь (семью и внутрисемейные отношения, все общество и как должен вести себя человек в этом обществе). Но их детская природа при этом сохраняется. Они лишь играют во взрослых. Тем не менее получается зеркальное отображение того, как дети воспринимают взрослую жизнь.
– Вам нравится?
– Да, очень. Мне нравится и эта тема, и персонажи, которых мы изображаем, и компания, которая работает в этом спектакле, нравится музыкальное оформление, и нравится режиссер Нина Чусова. (Премьера спектакля состоялась 28 декабря. – Т.С.).
– Ну а работа в Австрии уже завершена?
– Осталось совсем немножко. Но в ноябре–декабре было куда больше работы над этим спектаклем в "Современнике" – репетиции были с утра до ночи. Неделю репетировала в Москве. Потом на несколько дней улетала в Австрию. Потом снова неделю в Москве и снова в Австрию.
– Тяжелый график – сплошные перелеты.
– Да вроде пока справляюсь. Хотя, конечно, это не лучший вариант – вести два параллельных проекта. (Чулпан, конечно, скромничает. Ведь кроме творческой нагрузки в последний год у нее увеличилась еще и личная – она стала мамой. Только об этой стороне своей жизни Чулпан рассказывать не любит. – Т.С.)
– В Австрии фильм снимает театральный режиссер. На роль в театре он вас пока еще не приглашал?
– Пригласил сыграть в спектакле "Двенадцатая ночь" на немецком языке роль Виолы. Но пока этот проект и актерский состав еще не прошли утверждения продюсерами.
– Мне очень запомнились ваши роли в детских спектаклях Театра Луны – "Фанта-Инфанта" и "Мечты маленького Робинзона". В них вы были невероятно органичны... Не скучаете по тому периоду своей жизни?
– Очень скучаю, но и понимаю, что того периода уже не вернуть. Как актриса, я должна была шагнуть куда-то дальше. А удовольствие от работы в этих спектаклях я получала неимоверное. Да и вообще в театре только и делала, что получала удовольствие: и от компании, и от режиссера... Я очень благодарна Сергею Борисовичу Проханову, что он меня, студентку второго курса, взял к себе в спектакли и, по сути, сделал из меня артистку. Благодаря тому что я начала играть в театре, после окончания института у меня уже не было "ломки" и я очень легко вошла в профессию. И если говорить о мечтах – я бы очень хотела хотя бы еще разик сыграть там свои любимые спектакли. Но если смотреть на положение вещей реально – я не могу выйти там на сцену всего один раз в месяц, надо это делать хотя бы несколько раз. А на это у меня уже нет времени. К сожалению, объять все невозможно. Я ведь уже два репертуарных спектакля играю в "Современнике", теперь будет еще и третий. Кроме того, у меня еще два спектакля в месяц "Сильвия" в актерской антрепризе.
– В последнее время в некоторых интервью вы высказывали недовольство тем, как вас используют в кино российские режиссеры. В каком амплуа вы хотели бы себя видеть? Что вам ближе?
– Характерные роли, в которых можно еще и пошалить. Хотя... Вот недавно я снялась у Владимира Хотиненко в фильме "72 метра". У меня было всего четыре съемочных дня. И я поняла: какое счастье – работать с этим режиссером! С одной стороны, я не делала там для себя ничего нового. Но с другой – я открыла для себя нового, замечательного режиссера. И пожалела, что у меня было так мало времени для работы с ним. Вообще то, что предложил Вадим Абдрашитов в моей самой первой роли в кино, как раз и было моей природой. Это было для меня самым точным попаданием. У Валерия Тодоровского в "Стране глухих" я вообще не понимала, что я там делала. Трудновато было в "Лунном папе", потому что я долго не могла нащупать жанр, в котором мы работаем. И не успевала за режиссерским гением. Но зато как это было интересно!..
– И картина-то получилась замечательная!
– Да, и я очень люблю там и свою роль, и вообще всю картину.
– Ваши математические знания, которые вы получили в детстве и юности, учась в физико-математической школе, а потом в финансовом институте, каким-то образом пригодились?
– Конечно, дифференциалы и интегралы в своей жизни я не считаю... А вот логическое мышление, естественно, помогает. Вы знаете, с каким удовольствием я занималась в детстве математикой! Все дело в том, что в нашей школе был потрясающий учитель – Васильев Александр Николаевич. И его уроки математики были куда интереснее, чем уроки литературы. Хотя я с детства очень много читала и обожала литературу. Но уроки математики – это было настоящее творчество, потому что наш учитель – педагог-гений. И его ученики говорят о том, что контрольная работа – это самое сладкое слово на свете, потому что каждая контрольная превращалась у него в настоящий праздник. А каждый урок был постоянной игрой, полетом фантазий и всего прочего, что могло показаться на первый взгляд к точной науке не имеющим никакого отношения. И именно эта математика способствовала скорее развитию моего творческого потенциала, нежели способностей к точным наукам. И этой математикой он сделал из меня артистку, сумев в достаточно испуганном и зажатом ребенке открыть способность идти на риск и эксперимент.
– А я слышала, что вы занимались фигурным катанием?
– Да, но совсем недолго. Это же были времена советской муштры, когда детям не разрешалось никакой вольности и за малейшие отступления от правил жестко наказывали. Именно в тот период я научилась врать, чтобы избавить себя от всего, что мне не хотелось делать, и за что я неминуемо могла получить от мамы наказание. Походив некоторое время в спортивную школу по фигурному катанию, я поняла, что мне там скучно. Но убедить в этом маму даже не пыталась, проще и спокойнее было соврать, что была на тренировке...
– Тем не менее чувствуется, что у вас было счастливое детство...
– Конечно! На самом деле, у меня были хоть и со строгими требованиями, но потрясающие родители, у меня есть еще младший брат, и я училась в замечательной школе... И я в своих мыслях очень часто возвращаюсь к этой счастливой поре своей жизни. Я постоянно ловлю себя на ощущениях, запахах, которые мне дороги именно с той поры моего детства. Я вспоминаю свои дачные ощущения, мамино платье, которое воскресным утром вдруг появляется в дальней аллее... Или как я часами бродила среди сугробов по прочищенной дорожке и представляла себя Снегурочкой – будто я бреду по каким-то бескрайним дорожкам среди высоких снежных гор...
– В финансовый институт после школы поступили тоже по настоянию родителей? Или до конца не были уверены в том, что надо идти в актерское училище?
– Я совершенно случайно поступила в финансовый институт, потому что на выпускных экзаменах в школе я набрала такие баллы, которые для меня стали автоматически вступительными в институт. А уже потом, во время учебы в институте, подумала: наверное, я все-таки делаю со своим будущим что-то не то... И поступила в театральное училище. Но тогда я уже была смелой.
– Почему вы любите в своей квартире голое пространство?
– Именно в нем я чувствую себя абсолютно комфортно.
– Говорят, что вы любите и Цветаеву, и Достоевского. Можете объяснить?
– Я влюбляюсь в книги так же, как и в людей. Но при этом оценить любовь и ответить на вопрос: почему? – практически невозможно. Все зависит от состояния души, от эмоциональной предрасположенности. Тоже самое можно сказать о музыке: всегда слушаешь то, что в настоящую минуту необходимо твоей душе. Главное, что это талантливо написано. Так, что погружаешься в их творения и забываешь обо всем на свете...
– Вам знакомо состояние депрессии?
– Конечно, я ведь живой человек. Но я стараюсь, как только завижу ее приближение, от нее удрать. Я не позволяю себе сразу сдаться, пытаюсь убежать изо всех сил, сверкая пятками. Иногда удается.
– А если не удается?
– Бывает и такое. Я человек эмоциональный. Поэтому и депрессия у меня получается чересчур депрессивной. Я не могу убедить себя, что это состояние временное, как набежавшая на солнце тучка... Я погружаюсь в это состояние до самого дна, начинаю жалеть себя. Хотя знаю, что это очень опасно. В какой-то момент мне может даже нравиться, что я в депрессии... Поэтому при наступлении такого случая я стараюсь перестраховаться: пригласить к себе друзей, особенно близких, и сказать им: "Жалейте меня и даже не спрашивайте, почему... Просто меня сейчас надо пожалеть!"
– Вы умеете жить здесь и сейчас? Или чаще возвращаетесь в прошлое, мечтаете о будущем?
– Нет, я живу здесь и сейчас! Но на завтра все равно покупаю продукты...
Татьяна Секридова Фото Елены Сидякиной
|