А.Бутенко - Почему русские покинули Туркмению? Плоды "управляемого" национализма 01:22 10.03.2003
Что происходит с людьми? Националистические выходки Туркменбаши и их последствия
Андрей БУТЕНКО - НДДТ, Специально для "Гундогара"
Что делает людей озлобленными, равнодушными к проблемам других? Ведь, хоть и разбросала нас жизнь по разные стороны границ, смею сказать, что остались мы соотечественниками, несмотря ни на что. И вот, начали забывать друг о друге. Я вижу несколько причин. Первая - это собственные проблемы в своем "собственном доме". Вторая - политические интриги, о которых рядовым гражданам любой страны не известно (кто знает, что там творится "наверху"?). Третья - "брэйнвошинг", т.е. "промывка мозгов", путем использования телевидения, радио, газет. Четвертая - зависть, вызванная информацией о "хорошой жизни не у нас" (является следствием первой). Пятая, десятая, двадцатая и все остальные причины вытекают из первых четырех.
Так все же, почему многие россияне, да и не только они, считают, что в действительности проблем в Туркменистане нет? Что проблемы русских там вообще не существует. А туркмены и узбеки в Туркменистане живут припеваючи и жалуются лишь потому, что "от жиру бесятся": объелись плова, жир течет по подбородку, вот и бесятся…
Эти мнения ошибочны. Плов, в действительности, едят. Туркмены - не для красного словца - одни из самых умелых мастеров приготовления плова. Только вот едят ли они его так часто, как это было 15-20 лет назад? Счастливо ли они живут? Есть ли у них проблемы? Могут ли они обратиться с этими проблемами к "хозяевам" страны? Почему более 500 тысяч русскоязычных граждан выехали, бежали из Туркменистана за последние 10 лет, бросив (или продав подешевке) все свое годами нажитое добро? А добра ведь было предостаточно…
В советские времена и особенно после землятресения 1948 года народу в Туркмению понаехало - море. Работы было - на все 24 часа в сутки, хоть 7 дней в неделю трудись, и платили хорошо. Людей зазывали, квартиры давали, работой обеспечивали. Климат, конечно, для приезжих был непривычный (летом до +50С, если не выше), но это не пугало новоселов. Работали на строительстве Канала имени Ленина, проводили воду в пески Каракумов для поливки хлопчатника, вкалывали на буровых, добывали нефть, газ. В общем, самые лучшие специалисты съехались в Туркмению в те годы. И быстро подняли отсталую экономику республики. Естественно, имея квартиры, хорошую работу, спрос на знания и образование, опыт, положение в обществе, уважение, кто захочет уезжать?
Тем более, что никто и не гонит. Люди осели, обзавелись семьями, друзьями и перестали думать, что приехали сюда в гости. Туркмения стала для них второй Родиной, такой, какую они сами для себя создали.
Население некогда отсталых регионов республики получило шанс поступить в университеты, институты, техникумы, училища. Правда, пришлось туркменам осваивать также и русский язык, но на то было несколько важных причин. В частности, не было достаточного количества учителей со знанием туркменского языка, и поэтому преподавание в основном велось на русском. Но это не вызывало недовольства: Туркмения - республика в составе СССР, ее граждане говорили не только на родном, но и на русском языке. К чести туркмен надо сказать, что за годы советской власти они не утратили и своей самобытности, и культуры, не забыли свой родной язык, а большинство из них и на русском говорило практически без акцента. Хорошее знание русского языка было большим плюсом, так как на всех уровнях производства, в научной сфере да и в повседневной жизни оно ценилось так же, как и владение престижной профессией, высшее образование, опыт, культура. В общем, проблема языка для туркмен проблемой отнюдь не являлась.
Туркмения превращалась действительно в рай на Земле, несмотря на частые землятрясения, пыльные бури, жару и пески везде, куда не кинешь взгляд. Люди, посещавшие Туркменистан, оставляли в своей душе незабываемые, ошеломляющие впечатления о красоте края, гостеприимстве народа, самобытной культуре, традициях. Там жили десятки народов из всего СССР, работали вместе, дружили, ходили друг к другу в гости, делили горести и счастье на всех, без каких-либо оглядок на национальные различия. Разве это не рай?
Кто же виноват, что русские уехали из Туркменистана? Ниязов? Да, но не он один. Он начал проводить националистическую политику, а представители наименее грамотной прослойки туркменского общества пошли за ним, "купившись" на тезис о том, что впервые в истории их цивилизованного государства "туркмены - сами себе хозяева". Начались притеснения русских и представителей других национальностей. Через несколько лет независимости представители "нетитульной нации" лишились возможности занимать руководящие должности. Нередко можно было услышать: "Русские, убирайтесь к себе домой в Россию!" - что относилось не только к ним, но и к армянам, азербайджанцам, украинцам, евреям и другим бывшим согражданам.
Ниязов поступил хитро. Он надавил на "больную мозоль", дал понять туркменам, что "хозяевами" они могут быть только, избавившись от всего русского. Русских стали увольнять, телевидение на русском языке прекратило существование, осталась одна русскоязычная газета, опустел русский драматический театр, закрылись русские классы, из школьных и вузовских программ исчезли русская литература и история, русскоязычные студенты и школьники должны были в обязательном порядке учить туркменский язык. С "отказниками" разбирался КНБ, их отчисляли из институтов, исключали из школ. Все это делалось в принудительном порядке, а в последние годы и вовсе практически все обучение перешло на туркменский язык.
Официально Ниязов не призывал преследовать "нетуркмен". Это как бы само собой разумелось. Но, избавившись от "русского фактора", туркмены лучше жить не стали. Проблема-то для них оказалась не в русских, а в их лидере, которого они горячо возлюбили на заре независимости и поддержали его националистические выходки.
Я вспоминаю туркменских стариков, которые плакали, говоря: "Куда же русские уезжают? Зачем? Русские помогали нам, здесь, в Туркменистане, многое создано их руками", - и провожали своих бывших сограждан на их историческую родину, как в последний путь. Старики-туркмены - очень мудрые люди! Они даже погоду на несколько лет вперед знают. Поэтому Ниязов и создал для поддержания своего авторитета Совет старейшин, якобы, чтобы советоваться с ними. Сыграл на традиционном уважении к старости, прикрылся чужими сединами. Но когда начался в Туркменистане ниязовский беспредел, даже старики ничего не смогли сделать, их уже никто не слушал. Потому и плакали они, что знали все это наперед.
В памяти россиян (речь идет о тех, кто постоянно живет в России), возможно, остались всплески воспоминаний из прошлых счастливых времен. Ведь многие знали о жизни в Туркмении. Переписывались, ездили в гости к родным и знакомым, получали приглашения приезжать, обосноваться в Туркмении. Сегодня трудно объяснить рядовому жителю России, что жизнь в этом солнечном благодатном крае очень изменилась, благодаря "отцу всех туркмен".
Вспоминаю мой визит в одну контору в маленьком городке в России непосредственно через несколько дней после моего выезда из Ашхабада. Я стал свидетелем разговора посетителя-мужчины лет 40 с работницей конторы. Он клял российские порядки, жаловаться на все и всех в его родной стране, упомянув при этом, что "вон в Туркмении все бесплатно, и люди живут, не дуя в ус!" Рядом стою я (с зеленым паспортом гражданина Туркмении) - только что бежавший оттуда! Выслушав его "речь", я попытался объяснить гражданину, что он не прав, что люди там не живут, а существуют, что то, что является бесплатным, того попросту нет: свет отключают регулярно, поэтому в каждой семье есть запасы керосина, свечей и прочего горючего материала, отключение газа - настолько рядовое явление, что люди уже перестали жаловаться, просто звонят в контору, которая этим "рулит", и узнают, когда примерно его включат опять, соль - эту соль нужно видеть: в чистой закипевшей воде от присутствия "бесплатной" соли появляется рыжая пена, вода - многие и не знают уже, что это такое - горячей вообще в большинстве домой нет уже лет 10, а холодная, если и есть, то включается только на пару часов в день. В "высотках" и того выше второго этажа нет. Очистные сооружения вышли из строя лет 10 назад. Помню ванну в моей квартире. Первоначально белая, она через несколько лет превратилась в темно- коричневую с белой каемкой по уровню верхнего стока. Мы обычно держали ее наполненной на случай, если воды не будет больше суток. Этот налет не брала никакая химия.
Однажды, лет 8 назад, известный туркменский журналист рассказал о проблемах с водой в Туркмении. Да ни где-нибудь, а на ОРТ (тогда еще в Туркменистане его транслировали). И показал двухлитровую пластиковую бутылку из-под минеральной воды, наполненную водой из крана, которую мы обычно пили. Вода была больше похожа на кофе с молоком! Только, вместо кофе там был песок, а вместо молока - кишащая бактериями муть. На следующий день после возвращения из Москвы он был арестован и посажен в подвал КНБ. Правда, в те времена порядки еще были другие. Ему была дана возможность "исправиться". Он попросил прощения у "отца всех туркмен" и был выпущен на свободу. Сегодня бы его посадили, как диссидента, причастного к террористам и покушению на "великого".
…Итак, вернемся к разговору в конторе. Вы не можете себе представить, сколько доводов я привел, чтобы доказать этому "образованному" российскому гражданину, что он не прав, а жизнь в Туркменистане - действительно дерьмо, что люди там жить не хотят, и даже туркмены, получив всеми правдами и неправдами гражданство России, уезжают оттуда. Наша милая поначалу беседа превратилась в бурную перепалку, чуть было не закончившуюся применением кулаков, но, поскольку, "образованный" оказался трусоват, то решил, что с сумасшедшим из "чуркистана" лучше не связываться, и каждый остался при своем мнении.
Так все же, почему русские так не любят своих соплеменников, волею политических коллизий ставших в начале 90-х гражданами других государств? Почему не относятся к нашим проблемам с состраданием?
Однажды в 1995 году, будучи в Москве проездом с чемпионата мира [по пауэрлифтингу], я зашел в магазин купить дрожжи, которые мне заказали родственники. С дрожжами в Ашхабаде были проблемы, а пекли в нашей семье все. Отстоял я очередь из человек 10, как и все, и когда подошел мой черед, объявил продавцу, что мне нужно два киллограма дрожжей в пачках. Ох, что тут началось! Очередь вмиг узнала во мне "иностранца" и единодушно завопила: "Вон, ряхи отожрали, по два килограмма дрожжей покупают, понаехали тут наши товары скупать!" (Для ознакомления с моей "ряхой" прошу смотреть фото. Кстати, сейчас я вешу 90 кг при росте 182 см, а когда сбежал от "хорошей жизни" весил всего 73 кг!) Ну, что я мог им сказать в ответ?
Другой вопрос - это безразличие правительства России и равнодушная позиция некоторых политических партий. Уж от ЛДПР-то я точно такого не ожидал. Кстати, еще до распада СССР ЛДПР пользовалась в Туркменистане популярностью. Она даже своих "эмиссаров" присылала в Ашхабад - вербовать сторонников. Молодежь к ним тянулась: обещали экипировку, оружие, прочие "блага"… Я знал многих людей, которые пошли за ними, даже в Москву ездили, на митинги. В рядах ЛДПР и сегодня много молодежи, способной, сильной, занимающейся бизнесом, соостветственно, имеющей деньги. А это немаловажный фактор! Людей, поддерживающих их бредовые идеи, в России очень много. Но поскольку г-н Жириновский понял, что пробиться в президенты ему не суждено, он регулярно делится своим электоратом с главными претендентами. Естественно, за деньги и в расчете на дальнейшую поддержку и терпимость в отношении его "генеральной линии". Не удивлюсь, если ЛДПР поддерживают также и те государственные и частные структуры, которые сотрудничают с "отцом всех туркмен". Без финансовой завязки здесь не обошлось!
Все, о чем говорил депутат Госдумы РФ от ЛДПР г-н Митрофанов (и особенно, как говорил) в телепередаче на канале ТВЦ 20 февраля 2003 года, посвященной ситуации в Туркменистане, является полнейшим бредом, высказанным человеком, который и знать не хочет о чужих проблемах. У него есть установка, с этих позиций он и вещает. Я не знаком с прежними высказываниями депутата Митрофанова, но это выступление было созвучно высказываниям и некоторых других российских политиков. Более того, создается впечатление, что и официальная Москва придерживается практически того же мнения, что и депутат Митрофанов. Понятно, свои проблемы в Чечне, давление международных организаций… Но зачем идти на компромисс, а точнее сказать, поддерживать режим, действия которого находятся в вопиющем противоречии со здравым смыслом и цивилизованными нормами? Политика - политикой, бизнес - бизнесом, но понять одну истину нужно всем: режим Ниязова рано или поздно развалится. И те страны, которые закрывали глаза на реальное положение дел в стране Туркменбаши, отказывались признавать пагубность режима Ниязова в расчете на экономические выгоды, вряд ли станут желанными партнерами для нового демократического Туркменистана.
Неужели серьезные бизнесмены, представители зарубежных компаний до сих пор доверяют Ниязову? Я знаком с "внутренними правилами", регулирующими в Туркменистане отношения с иностранными бизнесменами и инвесторами. Представители фирм приезжают, подписывают контракты, работают, выполняют свои обязательства в соответствии с контрактами, вкладывают огромные средства, а Ниязов их потом попросту "кидает", не выплачивая ни гроша. Кормит обещаниями о дешевом газе, нефти, которые практически уже и не добываются, о проданном по контрактам на 10 лет вперед хлопке, производство которого падает с каждым годом, и тому подобными сказками. В Туркмении работало немало инофирм, которым просто "забыли" выплатить по счетам. Бывало, что руководителей фирм арестовывали, в отношении них фабриковались уголовные дела, их даже лишали свободы, лишали собственности, конфисковывали товары и недвижимость, невзирая на то, что являлись они гражданами других государств. Лишь бы не платить… Туркменбаши сам платить не любит. Он привык, что платят только ему. Все, кого обманули, уехали, а новые приезжают редко. Работают всего несколько фирм, преимущественно турецких, которые "крышует" сам Ниязов или его сын-наследник.
Поэтому говорить сегодня от том, что Россия или любая другая страна получит туркменский газ, нефть, хлопок или еще что-нибудь, просто глупо. Однако Ниязову удается всеми правдами и неправдами сохранять видимость благополучия, стабильности. Вернее удавалось до недавнего времени. Завязав контакты с талибами, наладив наркотрафик через территорию Туркменистана, прикрывшись, как фиговым листом, статусом нейтрального государства, он тем самым обеспечил себе баснословные доходы и принялся дурачить собственный народ "священной Рухнамой" и уничтожать инакомыслящих. Сегодня спокойствие на границах Туркменистана, рост благосостояния, международный авторитет и отеческая забота о согражданах - темы для "внутреннего употребления". На мировой арене ниязовский режим уже прочно ассоциируется с тоталитаризмом и средневековым мракобесием.
… А что же Россия? Входит ли забота о русских туркменистанцах в круг ее геополитических интересов? События последних месяцев, к сожалению, не дают поводов для оптимизма. Не будет, скорее всего, оттуда поддержки и тем силам, которые стремятся изменить ситуацию в стране. Видимо, демократия в Туркменистане России совсем не нужна. А расхожая формула: "Кого выбрали, пусть с тем и живут", - по всей вероятности, российских политиков, за редкими исключениями, вполне устраивает.
Сегодня очень много бывших граждан Туркменистана живут за границей: в Израиле, Америке, России, Украине, Латвии, Швеции, Германии - и с тревогой следят за событиями, происходящими на Родине. Эти страны дали нам приют и защиту от деспота, позволили нам найти работу, а нашим детям спокойно учиться. Но при всем этом мы здесь - чужие. У нас есть Родина, и ее мы должны вновь сделать ее раем на Земле, вернуть нашему многострадальному народу честь и достоинство, отнятые у него диктатором.
|