М.Атаджонов - Не надо нагнетать страсти вокруг сноса иноконфессиональных кладбищ в Фергане 17:11 11.03.2003
СЛОВО СВЯТОЕ - ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Душа, не стремись к вечной жизни, Но постарайся исчерпать то, что возможно. Пиндар. Пифийские песни (III, 62-3)
В СМИ некоторых бывших советских республик и интернет-сайтах, появляются статьи ("В Ферганской долине уничтожено русское кладбище", автор Нигора Садыкова, корреспондент IWPR, общественная политическая газета "Фергана", выпуск за 11-17 сентября 2002 года г.Джалал-Абад КР) по поводу построения площади памяти и скорби, погибшим во время Второй мировой войны на месте христианского кладбища, которая существовала со времен завоевания Ферганы Российской империей. Надо отдать должное умелостью современных манипуляторов общественного и национального сознания и искусностью ими выбора времени для манипуляции, а также применяемых методов.
После распада союза у представителей национальных меньшинств, независимо от места проживания, появилось чувство ущемленности своих национальных достоинств. Явление это вполне закономерное, потому что, во-первых, она субъективная, психологическая, и, во-вторых, осознание "своей" Родины и одновременно отдаленность от Родины среди вдруг ставшихся "чужих", всегда порождает чувство ущемленности и субъективной угнетенности. Допустим, это же событие, то есть снос кладбища или церквей, мечетей и других религиозных атрибутов, происходило бы в бывшие советские времена, не только наши "добропорядочные" соседи, но и русские как в самом Фергане, так и в России встречали бы ее "бурными, продолжительными аплодисментами".
Все религии человечны, и по своей сути и содержании в отношении таких общечеловеческих ценностей, как уважение, память, чтить умерших они близки друг к другу. Как свят церковь для христиан, также мечеть для мусульман. В Исламе есть такое правило, нельзя построить, мечеть, разрушив дорогу, но можно построить дорогу разрушив, мечеть, ибо как считает Ислам, нет в этом мире более ценного чем самого человека, живого человека, так как, если ценность имеет какое-либо значение, то потому что ее ценят люди. Всевышний все благи в этом мире создал для человека. Русское кладбище в Фергане всегда считалось святым, как для русских, так и для узбеков. Я сам был свидетелем как однажды на автобусе старик узбек молился за упокой души, проезжая мимо кладбища. "Здесь, лежат люди, созданные Аллахом" - объяснял он.
Весь мир состоит из бывших кладбищ. Человек сотворен из земли, и возвращается в свое первичное состояние. Кто знает, над останками, каких людей находятся жилые дома, площади, шедевры архитектуры созданные руками человечества.
Для памяти нет более болезненного, чем запущенные, оставшиеся без присмотра могилы и памятники. Со времен последнего захоронения в кладбище прошло более двадцати лет, что вполне допустимый срок по закону для сноса. А самое главное в том, что по происшествии времени и в результате эмиграции большого количества русскоязычного населения основная часть кладбища стала запущенным, могилы остались без присмотра. Нет основания считать, что после постройки площади памяти и скорби, русское кладбище потеряла свою значимость как святое место. Теперь здесь место поклонения представителей всех национальностей, даже молодожены приходят на поклон, потому что война общая боль и скорбь для всех.
Представитель экзистенциональной психологии Виктор Франкл обобщил возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. "В случае боли человек занимает определенную позицию по отношению к своей судьбе. Иначе страдание не будет иметь смысла. В случае же вины человек занимает позицию по отношению к самому себе. Что еще более важно, судьба не может быть изменена - иначе это не было бы судьбой. Человек же может, изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя - прерогатива человеческого существования!
Иными словами, это привилегия человека - становится виновным, и его ответственность - преодолеть вину".
Нельзя превращать абсурд в смысл, нельзя играть с чувствами людей, использовать их в своих корыстных целях. Есть более существенные проблемы, с которыми действительно стоит заниматься. Таких проблем предостаточно и в тех странах, СМИ которых занимаются подобными спекуляциями.
Мамуржон АТАДЖОНОВ - Кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук Ферганского Налогового Колледжа.
|